Рабочая программа по информатике 3 класс Матвеева



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Октябрьское
Усманского муниципального района Липецкой области




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета

«Информатика» для 3 «б» класса


учителя информатики
Сухаруких Сергея Николаевича
I кв.категории















2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели обучения информатике в начальной школе:
формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Задачи:
научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
получить элементарные пользовательские навыки.

Общая характеристика учебного предмета.
Обучение информатики в начальной школе нацелено на формирование у младших
школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в
частности с использованием компьютера. Информатика в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков.) Информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы..



Описание места учебного предмета в учебном плане

Авторская программа по информатике Н.В Матвеевой рассчитана на 34 ч. (34 недели)
Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы, календарным учебным графиком рассчитана на 1 ч в неделю (35 недель) в 3 классе. Из них контрольных работ: – 5 ч
В авторскую программу были внесены изменения, добавлен 1 час на повторение.

Описание ценностных ориентиров
Ценностные ориентиры изучения предмета «Информатика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где информационное содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Информатика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты:
Третьеклассник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («и», «если то», «верно/неверно, что», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если то»; «верно/неверно, что»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур идр. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

1
Компьютер и информация.
Актуализация сведений из
личного жизненного опыта:
примеры с информацией,
встречающейся в жизни.
Рассмотрение видов
источников и приемников
информации. Изучение
видов носителей
информации.
6
Личностные. Проявлять интерес к изучаемому материалу. Коммуникативные. Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Применять умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные.
Осуществлять поиск информации в повествовательном и описательном текстах. Работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой. Называть функции компьютера. Классифицировать органы чувств по способу
восприятия информации. Характеризовать приемники и источники информации, носители информации. Называть составные компоненты компьютера.

2
Действия с информацией
Изучение путей получения,
кодирования, обработки и
хранения информации.
9
Личностные. Иметь мотивацию к изучению учебного предмета.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов. Коммуникативные
Аргументировано доказывать свою позицию. Классифицировать способы получения информации. Характеризовать пути представления информации. Учиться кодировать и шифровать информацию. Анализировать способы хранения и обработки информации.

3
Объект и его
характеристика Изучение
понятия «объект».
Рассмотрение
характеристик объектов,
отношений между ними
9
Личностные. Проявлять интерес к изучаемому материалу.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов. Коммуникативные.
Аргументировано доказывать свою позиции. Познавательные .
Осуществлять поиск информации в повествовательном и описательном текстах. Называть объекты, описывать их.
Характеризовать свойства объектов. Называть объект. Определять значение новых слов (словосочетаний). Называть функции объекта,
характеризовать его. Характеризовать отношения между объектами.

4
Компьютер, системы и сети
Знакомство с компьютером
как с системой.
Рассмотрение видов системных программ и
операционных систем.
Знакомство с понятиями
«компьютерные сети»,
«информационные
системы».
7
Личностные . Осознают важность изучаемого предмета.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов. Познавательные.
Характеризовать компьютер как систему для хранения, обработки и передачи информации. Определять свойства системных программ и
операционных систем. Называть функции компьютерных сетей. Характеризовать информационные системы. Коммуникативные.
Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Аргументировано доказывать свою позицию.

5
Повторение
4



Всего
35



Описание материально - технического обеспечения учебного процесса
Учебно-методический комплект:
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3класса. - М.: Бином, 2013
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3класса. - М.: Бином, 2013
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. - М.: Бином, 2013.
Цифровые образовательные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к учебнику «Информатика», 3 класс, Матвеева Н.В. и др.
сайте методической службы издательства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Аппаратные средства.
Компьютер.
Проектор.
Принтер.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами клавиатура и мышь.
Программные средства:
операционная система Windows, Linux
растровые графический редактор Paint,
«Клавиатурный тренажёр»,
электронное приложение к УМК «Информатика» 3 класс (ФГОС) Матвеева Н.В. и др. (электронный учебник)
Календарно-тематический планирование
3б класс
№ п/п
№ ур. в теме
Тема урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
Дата





План
Факт.



Глава 1. Компьютер и информация (6 часов)






Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
Человек и информация
Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни.
Осуществлять поиск информации в повествовательном и описательном текстах.
Применять умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание
текста.
7.09




Источники и приёмники информации
Работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной
информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой. Называть функции
компьютера.
14.09




Носители информации
Классифицировать органы чувств по способу восприятия информации.
Характеризовать приемники и источники информации, носители информации.
21.09




Компьютер
Характеризовать приемники и источники информации, носители информации.
Называть составные компоненты компьютера.
28.09




Подготовка к контрольной работе

Владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач
5.10




Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер»

12.10




Глава 2. Действия с информацией (9 часов)



Сбор и представление информации, связанной со счётом , измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии
с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с
предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию.
19.10




Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.
Классифицировать способы получения информации.
26.10




Кодирование информации
Характеризовать пути представления информации. Учиться кодировать и шифровать информацию.
2.11




Кодирование и шифрование данных
Характеризовать пути представления информации. Учиться кодировать и
шифровать информацию.
16.11





Хранение информации
Анализировать способы хранения и обработки информации.
23.11




Обработка информации
Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными
вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию.
30.11






7.12




Повторение по теме «Действия с информацией»

Владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач
14.12




Контрольная работа по теме «Действия с информацией»

21.12




Глава 3. Объект и его характеристика (9часов)



Анализ контрольной работы.
Объект и его имя
Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами.
28.12




Свойства объекта
Определять значение новых слов (словосочетаний). Называть функции объекта,
характеризовать его. Характеризовать отношения между объектами.

18.01




Функции объекта

25.01






1.02




Чтение столбчатой диаграммы. Отношения между объектами.
Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами.
8.02




Характеристика объекта

15.02




Документ и данные об объекте
Осуществлять поиск информации в повествовательном и описательном текстах.
Называть объекты, описывать их. Характеризовать свойства объектов. Называть
объект.
22.02




Повторение по теме «Мир объектов»

Владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач
29.02




Контрольная работа по теме «Мир объектов»

7.03




Компьютер, системы и сети 7 часов



Анализ контрольной работы.
Компьютер – это система
Характеризовать компьютер как систему для хранения, обработки и передачи информации. Определять свойства системных программ и операционных систем. Называть функции компьютерных сетей. Характеризовать информационные системы.
14.03




Системные программы и операционная система
Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию.
21.03




Файловая система
Характеризовать компьютер как систему для хранения, обработки и передачи информации. Определять свойства системных программ и операционных систем.
Называть функции компьютерных сетей. Характеризовать информационные системы
4.04




Компьютерные сети
Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии
с поставленными задачами
11.04




Информационные системы
Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию.
18.04




Повторение по теме «Компьютер, системы и сети»
Владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению информатических и неинформатических задач
25.04




Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети»

2.05




Повторение (4 часа)



Итоговое повторение материала 3 класса
Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии
с поставленными задачами
9.05




Итоговая контрольная работа

16.05




Анализ контрольной работы. Обобщающий урок

23.05




Решение занимательных задач

30.05
















УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ СОШ с.Октябрьское
№______ от _________2015г.



ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
протокол №__ от _________2015г.





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 815