Рабочая программа по информатике 3 класс Матвеева

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО «РАССМОТРЕНО»
Директор МБОУ СОШ № 99 Зам. директора по УВ на заседании кафедры
В.В. Ковалев ______ Н.А. Столповская Протокол № от «____»___________2012 г. «____»________2012 г. «____»________2012


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
в 3 классе
на 2012-2013 учебный год
Количество часов в неделю - 1 час, всего в год - 35 часов
Составитель:
Учитель информатики вкк
Полухина Оксана Анатольевна
Воронеж 2012 год Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» разработана на основе Примерных программ начального общего образования. Информатика и ИКТ( М. «Бином» 2011 ), учебного плана школы на 2012-2013 учебный год, авторской программы Н.В. Матвеевой « Информатика и ИКТ 2-4 класс» (Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 ).
Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.- 221 с.).

Цели программы
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем
Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ученом процессе.
Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях.

Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ в 3 классе создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.Матвеева) для учащихся 3 классов общеобразовательных школ.
Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
При её создании учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Особенностями федерального базисного учебного плана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.  "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)» в 3 классе изучается в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология(Труд)», 1 час в неделю, 35 часов в год.
Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 3 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.


Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся 3-х классов школы должны понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
что данные это закодированная информация;
что тексты и изображения это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способа ми: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;
называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: 1 текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

в компетентности решения проблем:
видение заданной учителем проблемной ситуации как новой, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия;
определение последовательности этапов решения задачи;
корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции;
определение ресурсов, необходимых для выполнения известной деятельности;
выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности;
сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, формулировка вывода о соответствии полученного продукта замыслу;
оценивание продукта своей деятельности;
видение сильных и слабых сторон своей деятельности.

в информационной компетентности:

формулировка вопросов с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
выделение из предоставленной информации той, которая необходима для решения поставленной задачи; умение отсеивать лишние («зашумляющие») данные и видеть дефициты данных;
понимание информации, представленной в разной форме: в виде текста; в форме рисунка, таблицы, диаграммы;
перевод информации из графической или символической формы в текстовую и наоборот;
воспроизведение полученной информации с использованием графических и вербальных средств презентации.

В коммуникативной компетентности:
понимание того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;
умение формулировать собственное мнение в понятной для партнеров форме и задавать вопросы на понимание позиции партнера и собеседника;
умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, владение элементами представления информации в схематичной форме.

Содержание программы учебного предмета
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» имеет практикоориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Одной из содержательных линий является практика работы на компьютере: Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
комплект цифровых образовательных ресурсов.

Человек и информация – 6 ч.
Человек и информация.
Источники и приемники информации.
Искусственные и естественные источники информации.
Носители информации.
Что мы знаем о компьютере.
Контрольная работа №1 по теме «Знакомство с информацией».
Действия с информацией – 8 ч.
Немного истории о действиях с информацией.
Сбор информации.
Представление информации.
Кодирование информации.
Декодирование информации.
Хранение информации.
Обработка информации. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией».
Объект и его характеристика – 10 ч.
Объект.
Имя объекта.
Свойства объекта.
Общие и отличительные свойства.
Существенные свойства и принятие решения.
Элементный состав объекта.
Действия объекта.
Отношения между объектами.
Повторение по теме «Объект и его характеристика». Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика».
Информационный объект и компьютер – 10 ч.
Информационный объект и смысл.
Документ как информационный объект.
Электронный документ и файл.
Текст и текстовый редактор.
Изображение и графический редактор.
Схема и карта.
Число и программный калькулятор.
Таблица и электронные таблицы. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа №4 по теме «Информационный объект и компьютер».
Повторение по теме «Информационный объект и компьютер».
Повторение – 1 час
Повторение тем за курс 3 класса.

Требования к подготовке учащихся:
понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
что данные это закодированная информация;
что тексты и изображения это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск
программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты; создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Виды деятельности на уроке:
чтение текста;
выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;
наблюдение за объектом изучения (компьютером);
компьютерный практикум (работа с электронным пособием);
работа со словарем;
контрольный опрос, контрольная письменная работа;
итоговое тестирование;
эвристическая беседа;
разбор домашнего задания.



Календарно-тематическое планирование уроков в 3 классе


Название
раздела
программы
К-во
часов

Уро
ка
Тема
урока
УУД
учащихся
Тема
практической
работы

Дата\класс








3 а
3 б


1
Человек и информация
6
1
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
Человек и информация.
Знать понятия сообщения, информации (звуковой, текстовой, графической, числовой), компьютера
распределить учащихся по рабочим местам







2
Источники и приемники информации.
Понятия источник информации, приемник информации, приводить их примеры из окружающего мира
Знакомство с клавиатурой. Группы клавиш







3
Искусственные и естественные источники информации.
Понятия естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приемник информации, искусственный приемник информации , приводить их примеры из окружающего мира
Знакомство с клавиатурой. Группы клавиш







4
Носители информации.
Понятия носитель информации, источник информации
Работа с манипулятором мышь







5
Что мы знаем о компьютере.
Понятия компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память
Знакомство с компьютером







6
Контрольная работа №1 по теме «Знакомство с информацией».
Проверка усвоения знаний по теме





2
Действия с информацией
8
7
Анализ контрольной работы. Немного истории о действиях с информацией.
Получение информации, передача информации, хранение информации.
Знакомство с клавиатурой







8
Сбор информации.
Сбор информации, объект и цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации.
Клавиатурный тренажер







9
Представление информации.
Представление информации, способы и формы представления.
Клавиатурный тренажер







10
Кодирование информации.
Понятие код, преобразование, способы кодирования, данных.
Тренажер мыши







11
Декодирование информации.
Понятия декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование информации.
Тренажер мыши







12
Хранение информации.
хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека.
Клавиатурный тренажер







13
Обработка информации. Подготовка к контрольной работе.
обработка информации, виды информации, программа
Клавиатурный тренажер







14
Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией».
Проверка усвоения знаний по теме





3
Объект и его характеристика
10
15
Объект.
Понятия объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие, приводить их примеры из окружающего мира








16
Имя объекта.
Понятия объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное, приводить их примеры из окружающего мира
Работа в текстовом редакторе







17
Свойства объекта.
Понятия объект, свойства, совокупность свойств, характеристикаю
Работа в текстовом редакторе







18
Общие и отличительные свойства.
Общие свойства, отличительные свойства
Работа в текстовом редакторе







19
Существенные свойства и принятие решения.
Понятия объект, свойства, существенные и несущественные свойства для принятия решения, приводить их примеры из окружающего мира
Работа в текстовом и графическом редакторе







20
Элементный состав объекта.
Элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика.
Работа в текстовом и графическом редакторе







21
Действия объекта.
Действия объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматические устройства, программа.
Работа в графическом редакторе








22
Отношения между объектами.
Понятие отношение объектов, приводить их примеры из окружающего мира
Работа в графическом редакторе








23
Повторение по теме «Объект и его характеристика». Подготовка к контрольной работе.
Повторение усвоенных знаний
Работа в графическом редакторе








24
Контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика».
Проверка усвоения знаний по теме





4
Информационный объект и компьютер
10
25
Анализ контрольной работы. Информационный объект и смысл.
Понятия объект, информационный объект, смысл, приводить их примеры из окружающего мира
Работа в графическом редакторе








26
Документ как информационный объект.
Понятия документ, электронный документ, документальные данные.
Работа в графическом редакторе








27
Электронный документ и файл.
Понятия память, внутренняя и внешняя память, файл, имя файла, папка, окно.
Работа с проводником







28
Текст и текстовый редактор.
Понятия информационный объект, текст, описание, текстовые данные, текстовый редактор.
Работа в текстовом редакторе







29
Изображение и графический редактор.
Изображение, информационный объект, графический редактор
Работа в графическом редакторе








30
Схема и карта.
Карта, схема, источник информации, приемник информации, обмен информацией.
Работа в графическом редакторе








31
Число и программный калькулятор.
Понятия число, размер объекта, сравнение.
Работа с приложением «Калькулятор»







32
Таблица и электронные таблицы. Подготовка к контрольной работе.
Организация данных, таблица, ряд, столбец, строка, ячейка, электронные таблицы.
Работа в текстовом редакторе и в электронных таблицах







33
Контрольная работа №4 по теме «Информационный объект и компьютер».
Проверка усвоения знаний по теме
Работа в электронных таблицах







34
Повторение тем за курс 3 класса

Работа в электронных таблицах







35
Повторение тем за курс 3 класса









Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Электронные образовательные ресурсы
В состав УМК для третьего класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для третьего класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация дея-телъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Компьютерный практикум
Цель компьютерного практикума научить учащихся начальной школы:
представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации из ряда в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
работать с экранными (электронными) текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста с клавиатуры.
Компьютерный практикум проводится на основе электронного образовательного ресурса (ЭОР), который специально создан для организации компьютерного практикума на уроке информатики в начальной школе. С помощью ЭОР можно организовать компьютерный практикум в контексте любого конкретного подхода к обучению в рамках содержания, которое изложено в программе обучения и отражено в учебнике.

Перечень учебно-методических средств обучения
Компьютер универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими школами.
Программные средства
Операционная система.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).


Учебно-методический комплект Н.В. Матвеевой включает:

Информатика и ИКТ. Учебник. 3 кл. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 3 кл.: Рабочая тетрадь. Ч. 1. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 3 кл.: Рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 3 кл.: Тетрадь для контрольных работ / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Планируемые результаты изучения предмета.

В результате освоения курса информатики в 3 классе у учащихся происходит:
- развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией( осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
-формирование основополагающих понятий информатики, таких как « действие с информацией», « объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементарный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и т.д.;
-формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;
-развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах: в виде чисел, текста, рисунков;
-развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
-формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникативных технологий для решения учебных и практических задач.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Заголовок 115