Рабочая программа по информатике и ИКТ по УМК Матвеева Н.В. (3 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по информатике и ИКТ 3 класс Матвеева Н.В. (Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы / Изд. 2 - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 133 с.: ил. – (Программы и планирование)) и в соответствии ФГОС начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и тетрадь Н.В. Матвеева «Информатика. 3 класс» (изд-во «М. БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013), включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение информатики и ИКТ в 3 классе в объеме 1 час.
Согласно учебному плану МБОУ лицея № 56 на 2014-2015 учебный год, годовому учебному календарному графику на 2014-2015 учебный год, расписанию уроков рабочая программа по информатике и ИКТ рассчитана на 35 учебных недель, на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю:
для 3 класса «А» - __ часа, соответственно час проводятся за счет увеличения учебного времени отведенное на повторение.
для 3 класса «Б» - __ часа, соответственно недостающий час проводятся за счет перераспределения учебного времени отведенное на повторение.
для 3 класса «В» - __ часа, соответственно недостающий час проводятся за счет перераспределения учебного времени отведенное на повторение.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основные задачи реализации содержания предметной области (ФГОС):
Развитие логического и алгоритмического мышления
Развитие воображения,
Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов











ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Основная цель – научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.
В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
Современный ребенок погружен в новую предметную и новую информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, то есть смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.




МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Согласно учебному плану МБОУ лицея № 56 на 2014-2015 учебный год, годовому учебному календарному графику на 2014-2015 учебный год, расписанию уроков рабочая программа по информатике и ИКТ рассчитана на 35 учебных недель, на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю:
для 3 класса «А» - 36 часа, соответственно час проводятся за счет увеличения учебного времени отведенное на повторение.
для 3 класса «Б» - 34 часа, соответственно недостающий час проводятся за счет перераспределения учебного времени отведенное на повторение.
для 3 класса «В» - 34 часа, соответственно недостающий час проводятся за счет перераспределения учебного времени отведенное на повторение.
содержание учебного предмета

№№
п.п.
Раздел
Кол-во часов

1
Информация, человек и компьютер
6

2
Действия с информацией
10

3
Объект и его характеристика
9

4
Компьютер, системы, сети
7

5
Повторение изученного материала
3


Итого
35



ГРАФИКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



класс
дата
Контрольные работы
Практические (лабораторные) работы
Зачет (эказмен)

3 «а»

Контрольная работа №1 «Информация, человек и компьютер».



3 «б»





3 «в»





3 «а»

Контрольная работа №2 «Действия с информацией».



3 «б»





3 «в»





3 «а»

Контрольная работа №3 «Объект».



3 «б»





3 «в»





3 «а»

Контрольная работа №4 «Компьютер, системы, сети».



3 «б»





3 «в»





3 «а»

Итоговое тестирование



3 «б»





3 «в»












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1. Информация, человек и компьютер – 6 ч.
Человек и информация
Источники и приемники информации
Носители информации
Компьютер
Контроль ЗУН: Контрольная работа №1 «Информация, человек и компьютер».

2. Действия с информацией – 10 ч.
Получение информации
Представление информации
Кодирование информации
Кодирование и шифрование данных
Хранение информации
Обработка информации и данных
Контроль ЗУН: Контрольная работа №2 «Действия с информацией».

3. Объект и его характеристика – 9 ч.
Объект, его имя и свойства
Функции объекта
Отношения между объектами
Характеристика объекта
Документ и данные об объекте
Контроль ЗУН: Контрольная работа №3 «Объект».

4. Компьютер, системы, сети – 7 ч.
Компьютер – это система
Системные программы и операционная система
Файловая система
Компьютерные сети
Информационные системы
Контроль ЗУН: Контрольная работа №4 «Компьютер, системы, сети».

5. Повторение изученного материала 3 ч
Повторение темы «Информация»
Повторение темы «Действия с информацией»
Итоговое тестирование



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
д/з
Планируемые результаты




3 «а» класс
3 «б» класс
3 «в» класс

ОУУН
и способы деятельности




по плану
по факту
по плану
по факту
по плану
по факту



1. Информация, человек и компьютер
6









1
Человек и информация
1






§ 1.
– анализировать условия учебной задачи;
– умение оценивать работу в соответствии с критериями;
– оценивать работу товарища;
– участвовать в коллективном обсуждении;
– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;

2
Источники и приемники информации
1






§ 2.


3
Носители информации
1






§ 3.


4
Компьютер
1






§ 4.


5
Подготовка к контрольной работе.
1






Р.т. стр 20-23


6
Контрольная работа №1 «Информация, человек и компьютер».
1






повторение


2. Действия с информацией
10









7
Получение информации
1






§ 5.
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
– участвовать в коллективном обсуждении;

8
Представление информации
1






§ 6.


9
Кодирование информации
1






§7.


10
Кодирование и шифрование данных
1






§ 8.


11
Хранение информации
1






§ 9.


12
Обработка информации и данных
1






§ 10.


13
Обработка информации и данных
1






§ 10.


14
Подготовка к контрольной работе.
1






Р.т. стр. 59-64


15
Контрольная работа №2 «Действия с информацией».
1






повторение


16
Работа над ошибками. Решение заним
·ательных задач.
1






Р.т. стр. 64-66


3. Объект и его характеристика
9









17
Объект, его имя и свойства
1






§ 11.
– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– анализировать условия учебной задачи;
– умение оценивать работу в соответствии с критериями;
– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;


18
Объект, его имя и свойства
1






§ 11.


19
Функции объекта
1






§ 12.


20
Функции объекта
1






§ 12.


21
Отношения между объектами
1






§ 13.


22
Характеристика объекта
1






§ 14.


23
Документ и данные об объекте
1






§ 15.


24
Повторение, работа со словарем
1






Р.т. стр. 40-48


25
Контрольная работа №3 «Объект».
1






повторение


4. Компьютер, системы, сети
10









26
Компьютер – это система
1






§ 16.
– анализировать условия учебной задачи;
– умение оценивать работу в соответствии с критериями;
– оценивать работу товарища;
– участвовать в коллективном обсуждении;
– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;


27
Системные программы и операционная система
1






§ 17.


28
Файловая система
1






§ 18.


29
Компьютерные сети
1






§ 19.


30
Информационные системы
1






§ 20.


31
Контрольная работа №4 «Компьютер, системы, сети».
1






Повторение


32
Работа над ошибками
1






повторение


33
Итоговое тестирование
1






Задание в тетради


34
Повторение темы «Информация»
1






Задание в тетради


35
Повторение темы «Действия с информацией»
1






Задание в тетради


36
Повторение темы «Объекты»
1






Задание в тетради



ИТОГО












УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

I. Учебно-методический комплект
Информатика. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 3, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 128 с.: ил.;
Информатика. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 3, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 128 с.: ил.;
Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, часть 1/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 2, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с.: ил.;
Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, часть 2/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 2, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с.: ил.;
Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь для контрольных работ /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 2, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с.: ил.;


II. Литература для учителя.

Информатика. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 3, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 128 с.: ил.;
Информатика. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 3, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 128 с.: ил.;
Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, часть 1/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 2, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с.: ил.;
Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, часть 2/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 2, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с.: ил.;
Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь для контрольных работ /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак/ Изд. 2, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 56 с.: ил.;
Методическое пособие для учителей. 2-4 классы /О.А. Полежаева/ Изд. 2, испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 136 с.: ил.;

Технические средства обучения

1. ПК - 11
2. Средства ИКТ
3. Интерактивная доска
4. Проектор

Программные средства
Операционная система Windows 7, 8.
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа Антивирус Касперского 10.0.
Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
7. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].edu.ru/catalog/rubr/cecec224-aa9d-4ce0-b263-85c24b5951f1/






РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВРЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Планируемый результат:
Умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами;
Овладение основами пространственного воображения;
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
Умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
Наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, отнесением к известным понятиям.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

































ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА



четверть

классы
всего
кол-во теоретической части
кол-во практической части
кол-во контрольных работ

1 четверть
3 «а»






3 «б»






3 «в»





2 четверть
3 «а»






3 «б»






3 «в»





3 четверть
3 «а»






3 «б»






3 «в»





4 четверть
3 «а»






3 «б»






3 «в»





ИТОГО
3 «а»






3 «б»






3 «в»







Корректировка часов по информатике в 3 классах
в соответствии с годовым учебным графиком


Предмет


Класс


Количество часов по базисному учебному плану


Количество часов по календарному графику



Информатика и ИКТ
3 а
35 часов, 1 час в неделю


Информатика и ИКТ
3 б
35 часов, 1 час в неделю


Информатика и ИКТ
3 в
35 часов, 1 час в неделю





Примечание:


час проводятся за счет увеличения учебного времени отведенное на повторение
недостающие часы провести за счет перераспределения учебного времени на повторение









13PAGE \* MERGEFORMAT14515