Доклад Олимпиадное движение как форма определения учащихся в выборе жизненного пути
Олимпиадное движение как форма определения учащихся в выборе жизненного пути И социализации в обществе.
Прокофьева Н.В., методист
МКУ г.Иркутска «ИМЦРО»
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей
Не устоят ни село, ни город, ни Земля наша... А. И. Солженицын
В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания. Эти идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.
Образовательными учреждениями всех типов и видов успешно реализуются многие проекты, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, образование и воспитание детей и молодёжи, основанные на приобщении к культурным традициям и ценностям Прибайкалья и России, что позволило выстроить эффективную систему духовно-нравственного воспитания.
Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования необходимы согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, т.к., в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат. ведущая же, содержательно определяющая роль в создании духовно-нравственного уклада школьной жизни, несомненно, должна принадлежать субъектам образовательного процесса. Новое время, новые проблемы духовно-нравственного состояния современного общества требует новых подходов и в системе воспитания, новых технологий.
Муниципальные общеобразовательные учреждения, являющиеся ресурсными площадками, работающими по направлению духовно-нравственного развития личности. Школы являются участниками Международных Рождественских образовательных чтений, Иннокентиевских чтений, конференций, конкурсов, олимпиад различного уровня. Педагоги помогают подбору полезной литературы для родителей, содействующей духовно-нравственному росту ребёнка. Педагоги курса ОРКСЭ принимают участие во всероссийских конкурсах на лучшую учебно-методическую разработку, созданную в рамках курса ОРКСЭ, программ по духовно –нравственному воспитанию.
МБОУ СОШ №10 директор Омолоева Н.А. «Кадетское воспитание как одно из условий создания системы духовно –нравственного и гражданского становления личности в общеобразовательной школе»
МБОУ СОШ №32, заместитель директора по ВР «Программа духовно –нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
МБОУ СОШ №42 заместитель директора по НМР Пасынкова С.А. «Программа духовно –нравственного развития и воспитания «Молодой гражданин России» как основа воспитательной системы школы социального становления».
МБОУ Гимназия №44 учитель музыки, МХК, ОРКСЭ Копылова Е.В. «Программа духовно –нравственного развития и воспитания личности обучающихся учителя –предметника «Система работы с учащимися с повышенной мотивацией к обучению»
МБОУ СОШ №50 заместитель директора по ВР Сердюкова Ю.Ю. «Программа воспитания школьников «СемьЯ»
МБДОУ детский сад №125 воспитатель Климентьева Т.М. «Авторская программа «Я – россиянин».
МБОУ СОШ №23 директор Бобенко Г.М. международный фестиваль «Мир, Вам и полная чаша»
МБОУ СОШ №11 педагог дополнительного образования Садовская А.Г. «Любимый Иркутск» программа по внеурочной деятельности.
МБОУ СОШ №14 учитель изобразительного искусства и МХК «
Созданные учителями г.Иркутска авторские программы позволяют обучающимся реализовать свой творческий потенциал, изучая произведения народного творчества разных жанров и времён, знакомясь с выдающимися художниками музыкантами Иркутской области и России, оценивая вклад земляков и известных людей России в мировую культуру. Обучающиеся готовят проекты, изучают традиции народов Прибайкалья, России, создают презентации, видеоролики.
Активными участниками всех конкурсов и проектов стали образовательные организации успешно реализующие курс «Основы религиозных культур и светской этики», внеурочную деятельность по направлению «духовно –нравственное воспитание и развитие» в рамках ФГОС, программы воспитания, предмет «Мировая художественная культура».
Активно реализуются муниципальные проекты «Учись делать добро», «Моя семья», «Традиции нашей Родины», «Святители земли Иркутской», «Сибирь мастеровая». Так по результатам конкурсов в сотворчестве педагогов, обучающихся и родителей» подготовлен богатый материал для обучения.
Книжная серия «Рассказы о русском народном творчестве»: Федоскинская миниатюра, Загадки народной куклы, Глаз твоих чарующая Гжель, Деревянная книжка – Городецкая роспись
Серия «Уроки мастерства»: Дымковская игрушка, Узоры русской хохломы.
Картинная галерея весны.
Известные люди г. Иркутска.
Художественная и музыкальная жизнь Иркутска.
Развивается олимпиадное движение школьников. Данные исследования подтверждают, что повысился интерес к олимпиаде по мировой художественной культуре у старшеклассников. Обучающие готовят проекты к различным праздникам, защищают свои проекты в ОО, на НПК «Воспитание духовности в современном мире», работают с младшими классами. Повысился интерес к олимпиадам по основам православной культуры как у учащихся и их родителей, так и у педагогов. В последние годы, как результат планомерной работы педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, наблюдается устойчивая тенденция активного роста участия школьников в олимпиаде по основам православной культуры. В 2015 году обучающиеся из МБОУ СОШ №10, 23, 46, 50 участвовали в региональном этапе среди школьников 5-9 классов. Повышается количество участников в олимпиаде по основам светской этики среди 4-5 классов. В 2014-2015г. несколько школ стали участниками и победителями открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наследие», посвященной 70-летию Великой Победы.
Стали участниками и победителями Всероссийских конкурсов рисунков, фото, проектов МБОУ СОШ №11, 14, 18, 23, 38, 63 во многих номинациях по духовно – нравственному воспитанию.
Систематическим стало участие обучающихся и дошкольников в Международном конкурсе рисунков «Красота Божьего мира».
Огромные воспитательные возможности сосредоточены и в музейной педагогике. Д. С. Лихачёв отметил: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».
В образовательных организациях действуют музейные комнаты Боевой, Трудовой славы, дающие не только знания об истории родного края, традициях и обычаях наших предшествующих поколений, рассказывают о судьбах наших земляков, свидетельствуют о памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. В МБОУ СОШ №11, 14, 18, 50, 63, лицей №3 музеи обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности.
Активное участие в данном направлении принимают дошкольные образовательные учреждения. Они являются ресурсными площадками по духовно –нравственному воспитанию и развитию.
Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности учителя, нравственной атмосферы в классе, школьного уклада, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.
Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для усвоения моральных норм, традиций, единства культур народов России, духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века свободы, семьи, родины.
15