Статья на тему: Влияние физической культуры и спорта на выбор дальнейшего жизненного пути школьников
Влияние физической культуры и спорта
на выбор дальнейшего жизненного пути школьников
С.С. Рыжков
Учитель физической культуры
МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Существуют сотни концепций обучения, которые ставят своей задачей совершенствование организаций учебного процесса с целью достижения более высоких учебных результатов и максимально возможного уровня развития индивидуальных способностей учащихся. Все эти концепции вращаются вокруг нескольких основных идей, насчитывающих тысячелетнюю историю: активность и самостоятельность в учении, заинтересованность ученика в познании, организации дискуссии (в споре рождается истина) наличие цели и результата учебной деятельности, опора на личный опыт учащихся, проблемность обучения, уважение личности ученика, учет индивидуальных особенностей школьников.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одно из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества. Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Проблема качественного образования сегодня находится в тесной зависимости от здоровья наших детей. Ведь здоровый ребенок – залог успешности обучения в школе. По данным социологических исследований отмечается, что у активно занимающихся физической культурой и спортом в значительной меньшей степени (более чем на 20 %) проявляется психическое и особенно общее утомление, а это позволяет им более продуктивно адаптироваться к общешкольной нагрузке, более качественно усваивать отношения к учебной деятельности. Развитие физической культуры и спорта в школе приносит обоснованный экономический эффект всему государству, позволяет воспитывать патриотично настроенную здоровую молодежь, способную в будущем сохранить ценности нации, решать государственные задачи защиты отечества и социально-экономические преобразования общества. В ежегодном послании федеральному собранию РФ президент России В.В. Путин отметил, что новый подход к спорту в школе является одним из базовых параметров модернизации школы, результатом которой должна стать национальная образовательная стратегия «Наша новая школа».
Что же может сделать для решения этой проблемы учитель физической культуры?
Через урок и систему внеурочной деятельности содействовать:
формированию мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни;
развитию двигательных способностей, обучению жизненно-важным двигательным умениям и навыкам;
приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитанию потребности и умению самостоятельно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Физическим воспитанием детей школьного возраста признаны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.
При отборе содержания учебного материала «Уроки физической культуры» учитель должен опираться на следующие положения: общественный заказ школе, основные идеи концепции непрерывного образования и развития школы, прежде всего такие, как демократизация и гуманизация, преподавания предмета в соответствии с идеями деятельностного и личностного подходов, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий, понимание физической культуры как совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного воздействия на развитие физической дееспособности индивида, средств, содействующих всестороннему развитию личности на основе укрепления здоровья, телесного и духовного совершенствования, разносторонность воздействия учебного материала на психомоторное развитие ребенка, доступность учебного материала возрастным и половым возможностям учащихся, условиям общеобразовательной школы и времени, отведенному учебным планом на предмет «физическая культура», необходимость учета региональных и национальных особенностей, условий проживания, интересов детей, специализации.
Разностороннее развитие двигательных способностей не сводится к «натаскиванию» учащихся на определенный результат. Здесь важно понимать стремление учителя физической культуры разносторонне воздействовать на двигательные способности ребенка, углублять его знания и умения самостоятельно тренироваться.
Сейчас в класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей и разного вероисповедания. У каждого – свой мир, подчас очень разный, и задача учителя физической культуры ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и главное, помочь ему быть успешным.
В своей работе стараюсь обеспечить каждому одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, помочь ему в самоопределении.
В наше сложное время учитель обязан непрерывно совершенствоваться, повышать профессиональный уровень. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске своих индивидуальных подходов к обучению и воспитанию детей, ищу свой авторский почерк. Основными направлениями своей педагогической деятельности считаю:
обновление содержания образования, мною составлена программа по физической культуре для учащихся 1 – 11 классов нашей школы в зависимости от географического положения, природных условий, материально технической базы и интереса учащихся, которая включает курс лекций, семинаров и практических занятий
проектная деятельность учителя и учащихся вот один из проектов, который мы хотим показать вам «Влияние физической культуры и спорта на дальнейший жизненный путь школьника».
В этом проекте мы проследили, как сложилась дальнейшая жизнь наших выпускников, которые будучи школьниками, очень активно и добросовестно занимались физкультурой и спортом. Помимо уроков физкультуры, они регулярно посещали все спортивные секции, тренировки, участвовали во всех спортивных мероприятиях, соревнованиях проводимых в школе, защищая честь своего класса. А так же выезжали на районные соревнования, защищая честь школы. На республиканских, защищая честь района и на российских, честь республики.
Организация внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся, уверен, что данное направление деятельности учителя физической культуры способствует развитию дарований учащихся, расширяет кругозор, способствует их физическому развитию. Систематически в течении многих лет в школе работают спортивные кружки и секции по футболу, волейболу, баскетболу, спортивному туризму, «Вьет во Дао», которые посещают более 80 % учащихся
В нашей школе регулярно проводятся соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, пионер болу, настольному теннису, осенний и весенний легкоатлетические кроссы, легкоатлетические четырехборья, лыжные соревнования, веселые старты, спортивные праздники «а ну-ка парни», где ученики школы соревнуются с выпускниками школы, прошедшие службу в армии, «А ну-ка девушки», а так же уже более 20 лет проходит традиционный турнир по мини-футболу посвященный Дню космонавтики с приглашением ребят из разных районов нашей республики.
Проект показал, что большинство учеников, а это более 50 %, которые с большим желанием и старанием занимались физической культурой и спортом в школе, и имея хорошую физическую подготовку, связали свою жизнь с силовыми структурами нашей страны; это вооруженные силы, ФСБ, МВД, ФСИН и охранные структуры различных ведомств.
И еще многие из них были не только хорошими спортсменами, но и прекрасными учениками, в дальнейшем окончив техникумы, институты, военные учебные заведения, академии став врачами, учителями, инженерами, офицерами, руководителями предприятий и учреждений.
Я очень люблю свою профессию за ее неординарность, за то что она не позволяет стоять на месте, заставляет думать, учиться, позволяет переживать и сопереживать. Радует, что с каждым годом увеличивается круг людей, с которым тебе интересно идти по жизни, радуют достижения твоих выпускников, когда ты видишь, что твоя работа дала результаты, что став взрослыми, твои ученики помнят тебя, с удовольствием делятся своими достижениями, своими победами.
Путь педагога тернист и труден, но когда ты видишь настоящий прогресс в достижениях своих учеников, их успехи в классе, родной школе, районе, республике, ты испытываешь гордость и понимание, что не ошибся в выборе профессии, и своего жизненного пути.
Литература:
Методика Физического воспитания / В.М. Качашкин – Просвещение, 2002. – 320 с.
Социология физической культуры и спорта / М.А. Захаров – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – 216 с.
Физическое воспитание: учебник под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова. – М,: Высшая школа, 1983. – 391 с.