Рабочая программа «Я среди других» для 5 класса на основе программы элективного курса «Основы жизненного самоопределения: 5 класс: Пропедевтика обществознания» / автор Е.В. Чжан-Имашева (festival.1september.ru/articles/511481).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Я среди других» для 5 класса создана на основе программы элективного курса «Основы жизненного самоопределения: 5 класс: Пропедевтика обществознания» / автор Е.В. Чжан-Имашева (festival.1september.ru/articles/511481).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Программа «Я среди других» для 5 класса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Цели обучения
Рабочая программа «Я среди других» на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование правовой культуры у младших школьников посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Элективный курс «Я среди других» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Я среди других» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения элективного курса «Я среди других» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса «Основы жизненного самоопределения» ученик 5 класса должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
оперировать терминами и формулировками;
описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);
отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учащихся
Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Прутченков А.С., Смирнова Г.К. Учебно-методический комплекс «Мой выбор». - М.: Ижица, 2005.
Школьный словарь по обществознанию / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова.- М.: Просвещение, 2001.
Литература для учителя
Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Прутченков А.С., Смирнова Г.К. Учебно-методический комплекс «Мой выбор». - М.: Ижица, 2005.
Боголюбов Л.Н. Учебно-методический комплекс «Обществознание». - М.: Просвещение, 2010.
Соколов Я.В. Учебно-методический комплекс «Граждановедение». - М.: НВЦ «Гражданин», 2006.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика (экспериментальный материал для воспитателей и классных руководителей) / Академия Педагогических Наук СССР. - М., 1984.
Интернет – ресурсы
· Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП): Федеральный центр ИОР www.fcior.edu.ru
· Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru
· Единое окно доступа к ОР window.edu.ru
Техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение кабинетов:
· персональный компьютер с доступом к локальной сети и сети Интернет;
· проектор;
· экран;
· акустические колонки;
· принтер.
Программное обеспечение:
· операционная система Windows7;
· интегрированный офисный пакет MSOffice 2007 / MSOffice2010;
Содержание программы «Я среди других» для 5 класса
№п\п
Тема
Кол-во часов
Содержание
Введение. Мы пришли в школу
2 ч
Цели и задачи предмета. Цели и задачи саморазвития.
Тема 1. Я - человек
3 ч
Зачем человек рождается. Цели и ценность человеческой жизни. Человек биологическое существо. Отличие человека от животных. Что человек наследует от своих родителей.
Здоровье человека. Наследственность - биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Свободное время и занятия физкультурой.
Как я отношусь к другим людям. Ты и другие ребята. Презентация «О нас и нашем классе»
Тема 2. Я отличаюсь от других
(3 ч)
Способности человека. Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Потребности. Потребности человека биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Мои интересы и увлечения. Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность показатель взрослости.
Тема 3. Я выбираю
.
(4 ч)
Свобода выбора. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Опыт выбора в конкретных ситуациях. «Я чувствую себя взрослым. Это означает»; «Если ты ссоришься с другом, как ты поступаешь»
Результаты выбора и их последствия. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора.
Ценностные основания выбора. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры
Тема 4. Мораль и я
(4 ч)
Мораль. Ценности. Добро и зло. «Золотое правило морали». Смелость. Страх. Отвага. «Я говорю злу нет».
Тема 5. Я и другие
(4 ч)
Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Проблемы общения. Общение форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта.
Умение договариваться.
Тема 6. Я и моя семья
(4 ч)
Значение семьи для человека и общества. Семья ячейка общества. Семья под защитой государства Любовь и забота.
Семейные обязанности. Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Взаимоотношение родителей и детей. Домохозяйство и домоводство. Свободное время. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Тема 7. Я – гражданин
(4 ч)
Наша Родина - Российская Федерация. Наша родина Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва столица России.
Права и обязанности.
Гражданин – отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ. Обязанности граждан. Гражданственность. Россия – многонациональное государство. Толерантность.
Тема 8. Я и экономика
4 ч
Малая Родина. Историческая память. «Плоха та птица, которой родное гнездо не мило».
Труд – основа жизни. Что создается трудом. Как оценивается труд. Труд основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд условие благополучия человека.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Тема 9. Я взрослею
(3 ч)
Самооценка себя и изученного курса: что я узнал в этом учебном году и что мне пригодится.
Календарно – тематическое планирование
элективного курса «Я – среди других» в 5 Б классе
№ п/п
Тема занятия
Сроки освоения
Примечание
1
Я – человек. Зачем мы рождаемся
2
Здоровье человека
3
Я и другие ребята
4
Способности человека
5
Потребности человека
6
Мои интересы и увлечения
7
Свобода выбора и ответственность
8
Я чувствую себя взрослым
9
Личность. Социализация индивида
10
Золотое правило морали
11
Добро и зло. Семейные ценности
12
Я говорю злу нет
13
Межличностные отношения
14
Цели и средства общения
15
Человек среди других людей. Конфликтная ситуация, способы ее решения
16
Умение договариваться
17
Значение семьи для человека
18
Взаимоотношения родителей и детей
19
Семья под защитой государства
20
Отношения между поколениями. Распределение обязанностей в семье
21
Наша Родина - Россия
22
Я и русский язык
23
Гражданин – Отечества достойный сын
24
Любовь к Родине. Черты патриота
25
Труд – основа жизни
26
Труд, творчество, ремесло
27
Труд – условие благополучия человека
28
Творчество в искусстве
29
Я и экономика
30
Благотворительность и меценатство
31
Слагаемые успеха
32
Я пешеход и пассажир
33
Я и мое здоровье
34
Я и компьютер
35
Я и мои друзья
36
Я взрослею
Заголовок 315