Внеклассное мероприятие Покормите птиц зимой


Классный час на тему "Покормите птиц зимой!"
( для учащихся третьих классов)
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;
делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку, нарисовать листовку.
Регулятивные УУД:
формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело»;
составлять план решения проблемы «Как помочь птицам».
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию о птицах;
отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;
добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других;
слушать других, задавать вопросы;
читать и обсуждать текст, отвечать на вопросы по тексту; работать в группе.
Оборудование:
Фонограмма с голосами птиц.
Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах.
Презентация «Зимующие птицы»
Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др. Листы альбома, фломастеры, шаблоны птиц, варианты подписей к листовкам. (Помогите пернатым друзьям! Покормите птиц зимой! Помогите нам пережить зиму, люди! Ребята, берегите и охраняйте птиц!), клей, ножницы, цветная бумага - для изготовления листовок. Ход занятия:
Организационный момент.
Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.
Ведущий: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
Ведущий: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
Ведущий: Сильные морозы с обильным снегопадом и ветром осложняют жизнь зимующих у нас птиц. До корма не добраться, а зимний день короток - мало времени, чтобы накопить энергии. Поэтому иногда попадаются замерзающие и погибшие пернатые. Воробьи и голуби на остановках заглядывают в глаза и от голода становятся такими смелыми, что берут крошки или семечки из рук.
Ученик. Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Ведущий: Давайте послушаем. Что рассказывают птицы о своей жизни зимой.
Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!Кто в меня снежком пульнул?Эти скверные мальчишкиЖить мешают воробьишкам.То снежками, то рогаткой!А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!Где бы спрятаться получше?Замерзаю на лету!Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?Ты взъерошенный такой!Может, кто тебя обидел?Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!Видишь там троих мальчишекБессердечных, злых и грубых?Хорошо им в теплых шубах,В шапках, в куртках меховых!Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!Птичья жизнь зимой ужасна!Против нас мороз, бураны,Да еще и хулиганы!Нас выслеживают кошки,И во рту с утра не крошки!Червячков и мошек нет,А без них какой обед?Ой, как трудно жить на свете!Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!Чик - чирикин, как дела?Ой, не терпится похвастать-Я сегодня принеслаСногсшибательную весть:Будет всем нам, что поесть:Рассказала мне подружкаПро какие-то кормушки.Дескать, дети есть такие-Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот,Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,О еде, о жизни легкой,Да еще о добрых детях.Сказки нет глупей на свете!Не поверю никогда,Будто где-то ждет еда!Никому мы не нужны.Эх, дожить бы до весны:.Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!Разузнала я вчера:Эти славные ребятаНазываются юннаты.Так летим же в школьный сад,Ведь кормушки там висят.Их, поверьте, там немало.Есть на них зерно и сало,Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.Что-то кушать захотелаЯ еще два дня назад.Кто со мною в школьный сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-Я всю зиму есть хочу.
Ведущий: Ребята, а мы можем помочь пережить птицам это голодное и холодное время?
(ответы детей)
Ведущий: А что мы смогли сделать для наших пернатых друзей ха это время? И может быть наши гости- птицы и полетели на наши кормушки.
Слайд : Фото «Дети и кормушки»
Ведущий: Из чего можно изготовить кормушку для птиц?
Слайд: Виды кормушек
Ведущий: Какие птицы прилетают на ваши кормушки?
(ответы детей) (слайд –«Птичья столовая» )
У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.
Ведущий: А на мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
Ведущий: Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
(ответы ребят) (Слайд «Зимующие птицы»)
Ведущий: птица оляпка, как и снегири, свиристели, чечётки прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь)Ученики 1:
СВИРИСТЕЛИ
Опять осеннею порой,К нам в гости прилетелиИ сели дружною семьейНа ветках свиристели.
Издалека летят они,Сквозь ветры, дождь и град.Рябины красные огни,Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окномПовесим для гостей,А вдруг и к нам заглянет в домВеселый свиристель.
Ученик2:
ПОПОЛЗЕНЬ
Голубая спинка,Рыженький бочок.По стволу осинки,За скачком скачок,Поползень вертлявыйСкачет вверх и вниз;В ствол залез дырявый,Клювом вниз повис. Вертит он головкой,К дятлам заглянул,Из-под черной бровки Искоркой сверкнул,Свистнул: “Эй вы, дятлы!Клювом вниз скачу…Вам такое вряд ли,Дятлам по плечу!”
Ученик 3:
КЛЕСТЫ
Кружат снежные метели,По ночам трещит мороз,На вершине пышной елиЛущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,Не страшна ему зима!Сосны, ели, дарят птицеЗолотые семена.
Ведущий: Многие ребята нашего класса подготовили сообщения о зимующих птицах, нарисовали красивые рисунки. Послушаем. что интересного они расскажут о наших пернатых друзьях.
(выступления ребят)
Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
(ответы детей)
Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Определи корм”. С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц.
Ученик:
Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
Ведущий: А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.
Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
Ведущий: Ребята, а как называются люди, которые изучают жизнь птиц?
(орнитологи)
Орнитологи подсчитали, что
Слайд: Дятел живёт -40 лет
Голубь -35 лет
Ворон – 70 лет
Сорока -21 год
Воробей -14 лет
Ведущий: А от чего зависит продолжительность жизни птички?
(Ответы детей)
Ведущий: Правильно. Человек играет не последнюю роль в жизни птиц! И если каждый человек будет кормить птиц зимой , то нам не придётся встречать весну без песен. Предлагаю изготовить листовки для жителей нашего посёлка Языково,а в листовках этих написать: Птицы – наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые. Спасённые птички обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода и сада.
Ребята исполняют песню о птицах.
Итог занятия и рефлексия.
Ведущий:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – гость одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну