«Степенная функция, ее свойства и график». 
                                                   Тема: «Степенная функция, ее свойства и график».                                      
                        Учитель  математики
ГУ «Константиновская сш»    
Кочкина Л.К.                                                                                                         
Тема: «Степенная функция и её график»
Цель  задачи урока: 
Обеспечить самостоятельное получение учащимися знаний свойств и графиков степенной функции и умение применять их в нестандартной ситуации.
Развивать познавательный интерес, математическое мышление.
Формировать  коммуникативные компетентности, способность взаимодействовать с членами команды.
Ожидаемые результаты 
На основе имеющихся знаний об элементарных функциях ученики выявить свойства и смогут  построить графики различных видов степенной функции.
Ход урока
Организационный этап. Проверяется готовность учащихся  к уроку
 Подготовка  к новой теме
Вам знакомы свойства и графики  функций У = Х2 , У= Х3
Ваша задача: каждая группа выбирает себе функцию, вспоминает (определяет) ее свойства и график.( идет  коллективное обсуждение затем один дает ответ) 
Исследовательская работа
  Учитель: Какой формулой можно объединить эти функции? Как их назвать? Сформулируйте определение степенной функции
Ученики с поправкой учителя:
-  У = Хn   , где n– действительное число. Эта функция называется степенной.  
Можно ли назвать степенными функции вида У=Х8,  У=Х-1/3 (Х( 0),  У=Х-7,  У=Х10,  У=Х1/4,  У=Х-4,  У=Х11,  У=Х-9,  У=Х.-1/6 
 Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? 
Сформулируйте цель нашего урока.
Учитель дублирует сказанное учениками:   Тема сегодняшнего урока «Степенная функция, ее свойства и график».
Цель: Самостоятельно получить знания свойств и графиков степенной функции на основе имеющихся знаний об элементарных функциях.
На доске записаны формулы различных видов степенной функции:
У=Х8,  У=Х-1/3 (Х( 0),  У=Х-7,  У=Х10,  У=Х1/4,  У=Х-4,  У=Х11,  У=Х-9,  У=Х.-1/6 
Задание: выбрать одну , изучить , сравнить свойства , построение графика, затем объяснить всем
Учитель подводит учащихся к вопросу: Почему название одно, а функций много, и все разные?
Вопрос: Какую же характеристику мы должны дать степенной функции, чтобы она охватывала все случаи? На какие классы разбить?
Ответ:
       У= Хn ,где  n- полож. четное, отриц. четное. 
        У= Xn ,где  n- полож. нечетное, отриц. нечетное.
        У= Xр , где  р-полож., нецелое действ., 
отриц. нецелое действит.
Еще раз учащимся предлагается сформулировать план исследования функций:
Область определения.       2.Множество значений.
3.Четность.                             4Промежутки возрастания, убывания.
5 Промежутки знакопостоянства.   6  Наибольшее и наименьшее значения.   
Ученикам  предлагается для своих классов функций выявить общие и различные свойства. 
Закрепление , работа по учебнику
№150,151
Итог урока , рефлексия.
Д/з № 150,151 (остав)
Задание2: На доске записаны формулы еще трех степенных функций, которые вам еще не известны. Вам предстоит поработать исследователями, т.е самостоятельно выявить свойства и построить графики следующих функций: У = X-2 , У = X –3  ,У= X –1/2. 
Учащиеся по группам выполняют задание. Направляют представителя для построения графика и перечисления свойств функций на доске. Члены группы исправляют, дополняют выступающего.
Учитель спрашивает о сходствах и различиях в свойствах функций. Группы отвечают.
Остальные учащиеся задают вопросы.
Задание3:  
Группам предстоит выбрать функции «своего» вида. Представитель от группы выполняет задание на доске.
Вопрос: Вы выбрали функции такого вида, которые исследовала ваша группа.    
подведение под понятия, 
Анализ 
Целеполагание
участвовать в коллективном обсуждение проблем,
строить продуктивное взаимодействие в группе  сверстников
выдвижение гипотез
построение логической цепи рассуждений,  
анализ
элементы волевой саморегуляции
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
рефлексия деятельности
Представитель от группы с помощью  компьютера записывает и воспроизводит на экран  общие свойства классов степенной функции.
 (См. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Затем учитель задает вопрос: Как выглядят графики одного класса степенной функции?
Ответ: Отличаются только сжатием-растяжением.
И учитель демонстрирует графики различных классов изучаемой функции с помощью компьютера.
(См. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])   
выдвижение гипотез
анализ 
синтез
умение слушать и вступать в диалог
анализ 
синтез
установление причинно-следственных связей,   
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;     
4 этап – рефлексия (определение степени усвоения).
1.Примеры на доске:
1)  S= (/4 d2 , где S – площадь поперечного сечения провода диаметром  d .
2)  F = ( m1 m2 r-2   , где F - сила притяжения двух тел массами m1, m2 , ( -   постоянная, r - расстояние между телами.
3)  d=3,8 h1/2  . Это функция высоты, над которой поднят наблюдатель над уровнем моря. d – дальность расстояния горизонта от наблюдателя.
Вопрос: Что представляют эти формулы с математической точки зрения?
Учащиеся находят в них степенные функции, но с ограничением на область определения.
2. Проверка степени усвоения знаний.
    Учащиеся получают раздаточный материал с графиками степенной функции. (См. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) 
Им предстоит подписать для каждого графика свою формулу и самостоятельно проверить  по готовым на доске ответам правильность выполнения работы. После проверки анализируются ошибки и исправляются.
Итоговый этап. Учащиеся самостоятельно подводят итог урока.
Учитель объявляет домашнее задание и сообщает тему следующего урока.
рефлексия
 Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном 
 Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  
Выводы:  Планы реализованы полностью. Цели урока достигнуты.
Уровень качества проявленных знаний, умений и навыков высокий.
Применение компьютерных технологий, исследовательского метода и  групповой формы работы способствовало достижению цели урока,  формированию таких ключевых компетентностей как: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, коммуникативная, готовность к социальному взаимодействию, а также предметных компетентностей: самостоятельная познавательная деятельность, математический язык, умения применять математические знания в нестандартной ситуации.                                                                                                        
13PAGE  15
13PAGE  14115
G:\ВСЯКАЯ ХРЕНЬ\Функции\Урок\приложение 1.docў
·
·
·
·Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415