Внеклассное мероприятие В царстве хороших манер 6 класс
« В царстве хороших манер»
Ситуационное лото 6 класс
Цели: 1.Сформировать у учащихся понятия «Вежливость», «хорошие манеры».
2.Способствовать воспитанию всесторонне развитого интеллигентного человека.
3. Развивать умение самостоятельно мыслить, работать в коллективе
Давайте сегодня поговорим о вежливости, о хороших манерах, об умении вести себя в обществе. Как вы уже знаете, вежливость – это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований сложившейся конкретной обстановки.
Как вы считаете, зачем же нам быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?
Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям – будет с вами хорошо. И вам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.
У восточного мудреца Лукиана спросили: «У кого ты учился благовоспитанности? – У невоспитанных, - ответил он - я избегал делать то, что делают они.» Сегодня мы будем делать то же самое.
Я прошу вас разделиться на две команды, так как после небольших моих вежливых справок, мы будем решать простые и сложные житейские ситуации.
За каждое правильное решение, команда получает веселый смайлик. Самой вежливой будет считаться та команда, которая к концу нашего состязания наберет наибольшее количество смайликов.
1. Личное пространство
Обычно под личным пространством подразумевают дистанцию для общения, или телесное пространство – область, происходящее внутри которой человек относит к себе и стремится регулировать самостоятельно.
Оно бывает:
Телесное,
предметное (наши вещи, игрушки, школьные принадлежности),
жилое (место, где можно уединиться; предметы домашнего обихода - стол, кровать),
информационное (личный дневник, телефон, письма, тетрадка со стихами).
эмоциональное пространство – это чувства, которые мы предпочитаем переживать по собственному усмотрению.
временное - это время, не просто свободное от работы, но вообще не связанное никакими обязательствами. Время, которым можно распорядиться по собственному усмотрению, как в голову взбредёт – хоть поискать философский камень, хоть лежать на диване и плевать в потолок.
Внутри личного телесного пространства выделяют несколько зон:
Интимная зона, порядка 50 см – это по существу расстояние вытянутой руки. В интимную зону пускают только очень близких людей, а проникновение в неё постороннего вызывает немедленный дискомфорт и тревогу.
Персональная зона радиусом (строго говоря, личное пространство имеет овальную форму, по бокам от человека оно чуть короче, чем спереди и сзади) от 50 см до 1,5 м – это дистанция личной доверительной беседы.
Социальная зона – расстояние от 1,5 до 3,5-4 м, область для контактов с посторонними, чужими людьми.
Публичная зона – до 7 метров – это самые дальние области пространства, которое человек вообще воспринимает как имеющее отношение к себе. В публичной зоне, например, находится оратор, выступающий перед аудиторией.
Дело в том, что собственная территория, зона, которая полностью управляема и находится под контролем, воспринимается как часть собственного «я». Да и не только воспринимается, но и действительно является. Поэтому наш инстинкт считает вторжение в личное пространство как посягательство на «я», как опасность, от которой нужно защищаться. Кроме того, «я» – это личность, уникальная идентичность; то, чем человек отличается от всех остальных.
Ситуация 1. Каким образом было нарушено личное пространство сказочных и литературных героев? Или вы считаете, что все правильно? Аргументируйте свой ответ.
Марк Твен «Дневник Адама»
Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам.. Я построил себе шалаш, чтобы укрыться от дождя, но не успел ни минуты просидеть в нем наедине с самим собой. Новое существо вторглось без приглашения. Сегодня туман. Что касается меня, то я в туман не выхожу. Новое существо поступает наоборот. Оно шлепает по лужам в любую погоду, а потому вламывается ко мне с грязными ногами. И разговаривает! Оно говорит не умолкая! Новое существо утверждает, что его зовут Евой
Толстой Л.Н. «Три медведя»
Одна девочка заблудилась в лесу и увидела домик. В этом домике жили три медведя. Девочка зашла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки. Девочка захотела сесть. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул – на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и он проломился.
Ей захотелось спать. Девочка легла в большую кровать – было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула.
2.Речь
Нецензурные выражения
Как отмечают историки, племена славян, конечно, ругались, однако их ругань была по сравнению с тем, что произошло далее, сплошной невинностью, и их ругательства заключались скорее в сравнении с домашними животными (корова, козел, баран, бык, кобыла и т. д.). Но в 1342 году на русское княжество напал хан Батый. И именно за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для России бесследно.
Матерная брань уже в Древней Руси оценивалась как кощунство, оскверняющее и Матерь Божию, и мифологическую "Мать сырую землю", и собственную мать ругающегося.
Русские ругательства издревле были в России "запретным плодом" За ругань в общественном месте в царской России били кнутом, а в СССР сажали на 15 суток.
анализом двух наиболее актуальных для русской бранной фразеологии типов ругательств - так называемых посылов и заклятий, т.е. пожеланий зла, неудачи или восклицаний, выражающих стремление избавиться, отделаться от кого-либо
Сколько же всего слов составляют матерный язык? В целом, где-то около сотни; в активном же словарном запасе находится, в основном, приблизительно 20-30.
По мнению Б.А. Успенского, на самом глубинном, исходном уровне эти выражения соотносятся с мифом о священном браке Неба и Земли, результатом которого является оплодотворение Земли. Связь матерной брани с идеей оплодотворения проявляется в ритуальном свадебном и аграрном сквернословии, а также в ассоциации ее с громовым ударом
Жаргон или сленг.
Кроме нецензурных выражений нашу речь засоряет еще жаргон или сленг. Особенность таких выражений в том, что говорящий может достаточно свободно и наиболее полно выразить переживаемые чувства и эмоции, это свойственно не только подросткам, но и более старшим людям. ( есть разные виды жаргона – тюремный, студенческий, жаргон наркоманов и т.д.)
Как вы знаете, жаргонные слова могут выражать положительные эмоции: клэ, зыка, зыканско, клево, в жилу, в масть, в кайф, по кайфу, потрясная шиза. Значение их может быть передано словами ''хорошо'', ''отлично'' (которые сами зачастую используются в качестве эмоциональных восклицаний).
А так же отрицательные эмоции: мрак, мраки, в косяк, в лом, як, кабздец котенку, смерть птенцу, бобик сдох. Что соответствует значениям ''плохо'', ''ужасно''.
Среди школьников так же используется так называемая фамильярная лексика: фамильярность - пренебрежение - презрение - по отношению к разным людям и ситуациям, выражающуюся в стремлении снизить его (предмета речи) социальную значимость. Так, в речи подростков имеются такие выражения: училка (учительница), классуха (классный руководитель), дерюга / дерюжка (директор школы), папик (представитель старшего поколения) и др. Употребление этих слов не имеет функции оценки называемых людей (училка - это не ''плохая учительница'', а просто ''учительница''), но наглядно демонстрирует намерение говорящего снизить общественный статус стих людей в глазах слушающего и в собственных и тем самым, как правило, повысить собственный (хотя бы на момент речи).
Ситуация 2 Переведите на русский язык
Как мы встречали Новый год
Короче, приперлись ко мне наши. Есть же Новый год отмечать. Ну похавали, подрыгались. Ленка так выеживалась перед пацанами, что я усохла. Потрещали. И спать разлеглися. Утром елы-палы подхватились и тапочки сдали. А мне одной гору посуды драитьОдин кекс, блин, помог называется!
Я ему: - Давай мой!
А он мне: - Ты че, опухла? Я и так тебе воды припер.
Да ну, на фига такой Новый год?!
3.Школа
Третью часть своего времени вы проводите в школе на занятиях, в общении друг с другом и с учителями. Существуют определенные правила поведения в школе, как и в любом общественном месте. О них вы тоже имеете представлении:
проявлять уважение к старшим, заботиться о младших,
беречь имущество школы,
подчиняться требованиям учителей,
во время урока не шуметь самому, не отвлекаться и не отвлекать товарищей.
Ситуация 3 Школа. Не скажете ли вы какая допущена ошибка?
А может быть все в порядке?
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег видит своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо говорит: « Здравствуйте, Игорь Семенович!»
Не скажете ли вы: какая допущена ошибка? А может быть все в порядке?
Кирилл на перемене съел чипсы, а пакетик из под них бросил в коридоре, потом он помчался догонять Сережку из 7 класса. Дежурный шестиклассник остановил его и сказал:
- Подними пакетик!
- Ты - дежурный, ты и поднимай!
Когда Карина и Марина пришли в библиотеку, в читальном зале уже было много читателей. Малыши смотрели книжки про динозавров, Лида и Вася писали реферат по истории, библиотекарь Светлана Алексеевна работала с какими-то документами. Девочки взяли две книжки и стали громко обсуждать картинки, говоря при этом:
- Это –я! А Это – Ленка Сидорова, Смотри, какая страшная! А это – Лешка Борзунков! У-у-у!
При этом они громко смеялись. Библиотекарь сделала им несколько замечаний и попросила покинуть читальный зал. Девочки обиделись и ушли.
Аня пришла из столовой и увидела, что ее тетради по математики нет на парте. Зато Антон Петров, сидящий на третьем ряду, что-то усердно списывал. Она подошла и увидела, что он списывает с ее тетради задачку, которую им задали на дом. Аня возмутилась:
- Ты зачем взял мою тетрадь?
- А тебе что жалко?
4. Общественные места
Улица.
Если вы хотите, чтобы вас считали воспитанным человеком, запомните, чего не стоит делать на улице. Итак нельзя:
Сорить, плевать, показывать пальцем, бросать огрызки, лузгать семечки, включать громкую музыку; пробиваться, расталкивая всех локтями; часто оборачиваться вслед кому-то; кричать делать замечания по поводу внешности прохожих; есть на ходу; останавливать приятеля, который идет не один; спрашивать у встреченного знакомого, куда он идет
Ситуация.
Айдос и Ваня стояли на остановке. Айдос что-то оживленно рассказывал и при этом через каждые две минуты сплевывал слюну на землю. Ваня спросил: - для чего ты это делаешь? Смотри, уже всю остановку заплевал!
- Зато у меня рот чистый, - ответил Айдос.
Кино или театр
Вредные советы
Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья. И обязательно в это время повернитесь к ним спиной, вы же не на них пришли посмотреть, а на экран.
Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстро и громко расскажите самое главное соседям: Том и Беки спасутся из пещеры; этот немец вовсе не фашист, а наш разведчик и т. п.
Кафе.
Если вы решили пойти в кафе, первым в помещение входит девушка, затем – юноша. Но потом юноша может обогнать девушку, чтобы провести ее к столу. За столом, если вам подали одну карточку меню, юноша должен передать ее девушке, та в свою очередь может передать ее юноше, чтобы он сделал заказ. Не следует заказывать слишком много и слишком дорогие блюда. Вдруг у того, кто вас пригласил, не хватит денег расплатиться.
Старайтесь есть, не портя аппетит и настроение окружающим.
Этикет за столом.
Вы уже знаете определенные правила поведения за столом Наше следующее задание называется «Закончи фразу». Я начну , а вы продолжите:
Если в тарелке осталось немного супа, то нужно. (Оставить его там, а не наклонять ее в разные стороны)
Хлеб нужно есть.(Не кусая, отламывая маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы)
Локти , сидя за столом, следует.(Держать опущенными вниз, разрешается опираться на стол только запястьями; ни в коем случае не ставить локти на стол)
Полотняную салфетку нужно положить, повесить, засунуть(положить на колени)
Яйцо всмятку нужно есть так..(поставить в подставку, есть ложечкой)
5. Пословицы и поговорки
Попробуйте прокомментировать народные пословицы и поговорки. Какие некрасивые привычки они или качества характера они выявляют?
Ахал бы дядя на себя глядя.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Бабушка Варвара на мир три года серчала; с тем и умерла, что мир не узнал.
Сорока скажет вороне, ворона – борову, а боров – всему городу.
Список литературы.
Азбука поведения /Сост. М.И. Воротынова. – Алма-Ата: Кайнар, 1990.- 416с.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Кн. для уч-ся /Б.В. Бушелева. – М.: Просвещение, 1989. – 158с.
Русские пословицы и поговорки/ Сост. Ф. Селиванов. – М.: Худож. лит., 1988. -431с.
Я познаю мир. Этикет во все времена.: Детская энциклопедия. – М.: ООО «Изд-во Астрель», «Олимп»; ООО «Фирма Изд-во АСТ», 2000. – 431с.
Ситуация 1 Личное пространство
Марк Твен «Дневник Адама»
Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам.. Я построил себе шалаш, чтобы укрыться от дождя, но не успел ни минуты просидеть в нем наедине с самим собой. Новое существо вторглось без приглашения. Сегодня туман. Что касается меня, то я в туман не выхожу. Новое существо поступает наоборот. Оно шлепает по лужам в любую погоду, а потому вламывается ко мне с грязными ногами. И разговаривает! Оно говорит не умолкая! Новое существо утверждает, что его зовут Евой
Ситуация 1 Личное пространство
Толстой Л.Н. «Три медведя»
Одна девочка заблудилась в лесу и увидела домик. В этом домике жили три медведя. Девочка зашла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из смой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки. Девочка захотела сесть. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул – на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и он проломился
.Ей захотелось спать. Девочка легла в большую кровать –было слишком просторно; легла в среднюю –было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула.
Ситуация 2 Переведите на русский язык
Как мы встречали Новый год
Короче, приперлись ко мне наши. Есть же Новый год отмечать. Ну похавали, подрыгались. Ленка так выеживалась перед пацанами, что я усохла. Потрещали. И спать разлеглися. Утром елы-палы подхватились и тапочки сдали. А мне одной гору посуды драитьОдин кекс, блин, помог называется!
Я ему: - Давай мой!
А он мне: - Ты че, опухла? Я и так тебе воды припер.
Да ну, на фига такой Новый год?!
Ситуация 2 Переведите на русский язык
Как мы встречали Новый год
Короче, приперлись ко мне наши. Есть же Новый год отмечать. Ну похавали, подрыгались. Ленка так выеживалась перед пацанами, что я усохла. Потрещали. И спать разлеглися. Утром елы-палы подхватились и тапочки сдали. А мне одной гору посуды драитьОдин кекс, блин, помог называется!
Я ему: - Давай мой!
А он мне: - Ты че, опухла? Я и так тебе воды припер.
Да ну, на фига такой Новый год?!
Ситуация 3 Школа. Не скажете ли вы какая допущена ошибка?
А может быть все в порядке?
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег видит своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо говорит: « Здравствуйте, Игорь Семенович!»
Кирилл на перемене съел чипсы, а пакетик из под них бросил в коридоре, потом он помчался догонять Сережку из 7 класса. Дежурный шестиклассник остановил его и сказал:
- Подними пакетик!
- Ты - дежурный, ты и поднимай!
Ситуация 3 Школа. Не скажете ли вы какая допущена ошибка?
А может быть все в порядке?
Когда Карина и Марина пришли в библиотеку, там в читальном зале уже было много читателей. Малыши смотрели книжки про динозавров, Лида и Вася писали реферат по истории, библиотекарь Светлана Алексеевна работала с какими-то документами. Девочки взяли две книжки и стали громко обсуждать картинки, говоря при этом:
- Это –я! А Это – Ленка Сидоров., Смотри, какая страшная! А это – Лешка Борзунков! У-у-у!
При это они громко смеялись. Библиотекарь сделала им несколько замечаний и попросила покинуть читальный зал. Девочки обиделись и ушли
Аня пришла из столовой и увидела, что ее тетради по математики нет на парте. Зато Антон Петров, сидящий на третьем ряду что-то усердно списывал. Она подошла и увидела, что он списывает с ее тетради задачку, которую им задали на дом. Аня возмутилась:
- Ты зачем взял мою тетрадь?
- А тебе что жалко?
Ситуация 4 Общественные места. Не скажете ли вы какая допущена ошибка?
А может быть все в порядке?
Айдос и Ваня стояли на остановке. Айдос что-то оживленно рассказывал и при этом через каждые две минуты сплевывал слюну на землю. Ваня спросил: - для чего ты это делаешь? Смотри, уже всю остановку заплевал!
- Зато у меня рот чистый, - ответил Айдос.
Ситуация 4 Общественные места. Не скажете ли вы какая допущена ошибка?
А может быть все в порядке?
Айдос и Ваня стояли на остановке. Айдос что-то оживленно рассказывал и при этом через каждые две минуты сплевывал слюну на землю. Ваня спросил: - для чего ты это делаешь? Смотри, уже всю остановку заплевал!
- Зато у меня рот чистый, - ответил Айдос.
Ситуация 5. Растолкуйте значение пословиц и поговорок.
Какие плохие манеры они подмечают?
Ахал бы дядя на себя глядя.
Сорока скажет вороне, ворона – борову, а боров – всему городу..
Ситуация 5. Растолкуйте значение пословиц и поговорок.
Какие плохие манеры они подмечают?
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Бабушка Варвара на мир три года серчала; с тем и умерла, что мир не узнал.
15