Школа хороших манер «К тебе пришли гости»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Ш
кола хороших манер
Тема: «К тебе пришли гости»
Толмачева Т
атьяна Юрьевна
Воспитатель
1 квалификационной категории
ГКС(к)ОУ "Среднеахтубинская
С(к)ОШИ VIII вида"
2
Введение.
Поведение для человека
–
главная наука. Лучше уже с детства знать,
как правильно вести себя за столом, в гостях, в школе, в общественных
местах. Как правильно разговаривать по телефону и приветствовать друзей и
знакомых. Поэтому мы
с
ребятами решили организовать школу хороших
манер, которая помогла бы научить их, как правильно вести себя в
различных жизненных ситуациях. Занятия в этой школе велись в течении
всего года. Ребята знакомились с правилами этикета, у них формировались
навыки
культурного поведения. В преддверии зимних каникул и
Рождественских праздников, когда люди готовят друг другу подарки, ждут и
принимают гостей, было решено провести занятие в школе
хороших манер
на тему
: «К тебе пришли гости». Оно должно было научить ребят
, как
правильно встречать гостей, как развлекать их, как сделать праздник веселым
и запоминающимся надолго.
Дети приняли участие в подготовке занятия. Участники кружка
«Школьный театр» разучили небольшую сценку «Хозяин и гости». Вместе с
детьми посетили шк
ольную библиотеку. Познакомились с русскими
народными пословицами и поговорками о гостеприимстве.
3
Ход мероприятия.
Добрый вечер ребята! Добрый вечер уважаемые гости! Я рада вас
приветствовать в школе хороших манер. Если в привычной школе
вас учат
читать и писать, решать примеры и задачи, делают вас умнее и образованнее,
то в этой школе вас научат
правилам поведения, сделают вас воспитаннее и
научат
, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
-
Гость в дом
–
радость в дом. Вы никог
да не задумывались, а зачем
,
собственно говоря, люди ходят в гости?
(выслушиваются предположения детей)
-
Д
ействительно, есть много причин.
Во
-
пер
вых, о
чень приятно, когда увидев
тебя, кто
-
нибудь обрадуется
и тепло улыбнется. Во
-
вторых, собираются в
гост
ях разные люди поговорить о том
, о сем, и всем польза: узнали
новость,
обсудили события, обменялись сведениями и все стали немножко богаче,
умнее
.
И
еще привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Родился,
например
,
в семье ребенок, зовут гостей, раздели
ть радость. А если горе,
звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут и разделить и горе.
Вот поэтому с давних пор и до наших дней люди ходят в гости.
Русский человек всегда читался и считается самым приветливым и
гостеприимным хозяином. Но все ли
знают, как должен вести себя хозяин? И
как гость?
И что труднее: быть хорошим хоз
яином или приятным гостем
?
Приближаются новогодние праздники. Вы будете ходить в гости, к вам
придут друзья. Как сделать, чтоб всем было весело и тепло у тебя в гостях,
чтобы
проведенное у тебя время запомнилось надолго, вспомнилось с
радостью. Как стать гостеприимным хозяином? Об этом пойдет речь на
нашем занятии. Давайте
-
ка попробуем сегодня разобраться в этом
, но сперва
посмотрите сюжет.
Хозяин увлеченно играет в настольную
игру. К «двери» подходят гости
и «звонят». Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на
лице недовольное выражение.
Хозяин:
А, это вы!
4
Гости (стоя на пороге):
Ты ведь приглашал нас сегодня поиграть в новую
игру.
Хозяин (недовольно):
Ну ладно. Проходите. Только не ходите по ковру, вы
протрете там дыру.
Вставайте с этого дивана, а не то там будет яма.
И не трогайте кровать
–
простынь можете помять.
И не трогайте игрушки, не ложитесь на подушки.
И не надо книги брать
–
их вы можете п
орвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти.
(гости растерянно пятятся назад и уходят)
Воспитатель
:
Можно ли так встречать гостей?
Каким должен быть хозяин?
(
Приветливы
м
–
это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться,
пригласить
в л
учшую комнату
, усадить поуютнее. А еще он должен быть
щедрым. Он не должен жалеть
д
ля гостей книг, игрушек,
угощения).
Игра
–
тренинг «Гость и хозяин».
(Для игры выбираются гости и хозяин. Далее предлагается правильно
встретить гостей, угостить их)
После показа идет обсуждение.
Показ
Воспитатель:
А теперь
давайте посмотрим отрывок из муль
т
фильма «Винни
Пух идет в гости».
(после просмотра обсуждается: как вел себя хозяин? Как гости?)
Вывод:
Х
озяин должен быть воспитанным. Это значит: не должен
замечать
невольных промахов и ошибок гостя. Чтобы не случилось, не показывать
гостям плохого настроения и недовольства. Он должен вести себя так чтобы
всем было хорошо и уютно.
Физминутка «Воздушный шарик»
Шарик, шарик мой воздушный!
Непоседа непослушный
(
подбрасывать воображаемый воздушный шар то
левой, то правой рукой)
5
Шарик круглый, шарик гладкий
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю из
-
под рук он
вылетает.
(описать руками круг,
потрогать шарик, погладить, нажать на него)
Вверх! Но я его поймал
(
поднять руки вверх «поймать» шарик
)
Нитку к пальцу привязал
(намотать нитку на палец)
Вправо
–
шарик, влево
–
шарик,
Мой светящийся фонарик
(руки
–
параллельно, вправо и влево)
Дай тебя я обниму.
(«Обнять» шарик)
И к щеке своей прижму
(«прижать» к щеке)
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай.
Мы не зря вспомнили физкультминутку про шарик. Ведь с его
помощью можно быстро поднять настроение, украсить шарик аппликацией и
подарить своим гостям.
(каждому ребенку раздается воздушный шарик и
бумажные геомет
рические фигуры разных цветов
. П
редлагается
каждому
ребенку
украсить шар по своему вкусу)
А еще с помощью шариков можно украсить комнату, где веселятся
гости. Такие воздушные шары незаменимые помощники
в
проведени
и
различных аттракционов. Кто знает конкурс
ы с использованием шарика?
(Дети
на
зывают несколько конкурсов)
Скоро
Новый Год! Это веселый праздник. Каждый хозяин должен
подумать над тем, как он будет развлекать своих гостей. В какие игры они
будут играть, чем заниматься. Я хочу познакомить вас с еще
одной игрой к
этому празднику. Она называется «Лети
т
по небу шар».
Воспитатель показывает для ребят движения на запоминание. Летит
(мах руками)
по небу
(указать на небо)
шар
(в воздухе описываем круг)
знаем
(указываем на голову)
мы
(на себя)
.
Задача: спеть на мотив «В лесу родилась
елочка» новый текст и одновременно сопровождать исполнение движениями,
6
при этом не путаться, причем с каждым разом, темп игры увеличивается в 2
-
5 раз. Слова песни такие:
Летит, лети
т
по небу шар
По небу шар летит.
Н
о знаем мы до неба
шар
Никак не долетит
.
(
разучивание
игры)
Воспитатель:
А теперь давайте вспомним с вами правила гостеприимства:
1.
Быть приветливым
2.
Быть щедрым
3.
Быть воспитанным
4.
Уметь занять и развлечь своих гостей
А чтобы вы не забыли все сказанное, я дарю
вам памятки
гостеприимства и шарики с аппликацией на память. Пусть они напоминают
вам о нашем занятии и помогут вам радушно принять своих друзей на
новогодние праздники. С наступающим вас Новым Годом!
7
Анализ мероприятия:
Воспитательное мероприятие
соответствова
ло возрасту детей, оно
было
рассчитано
на учащихся 3 класса. Педагог учитывал запросы и
интересы детей, возрастные и индивидуальные особенности. На занятии
присутствовало 9 ребят.
Занятие проводилось в малом зале. Тема занятия «К тебе пришли
г
ости»
-
была интересна детям, так как мероприятие проводилось перед
новогодними праздниками. Ребятам на зимних каникулах предстояло и
самим ходить в гости, и при
нимать гостей. Цель мероприятия
-
в
увлекательной форме
научить ребят быть гостеприимными. Форм
а работы
(занятие в школе хороших манер) для ребят не нова, но очень интересна. Они
любят и хотят учиться.
Занятие было тщательно продумано и проведено, в соответствии
с
план
ом
. Для достижения цели занятия были определены следующие задачи:
рассказать об
исторических традициях гостеприимства, раскрыть основные
принципы гостеприимства, предписанные правилам этикета, расширить
кругозор детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные
способности. В подготовке мероприятия принимали активное участие
и дети.
Они подготовили небольшую сценку «Хозяин и гости». Помогли украсить
малый зал к мероприятию: повесели шары, красиво расставили цветы.
Вместе с воспитателем поработали в библиотеке и выбрали пословицы и
поговорки о гостеприимстве: «красному гостю
–
красное место», «умел в
гости звать, умей гостей встречать», «
не красна изба углами
–
красна
пирогами
»
.
Написали
плакаты и украсили ими гостиную.
Содержание мероприятия было доступно детям на протяжении всего
занятия, они проявляли заинтересованность, орг
анизованность. Большое
впечатление произвело на ребят выступление кружка «Школьный театр».
Дети проявили свои творческие способности во время украшения шаров
аппликаци
ей
. Все работы получились разные, но очень яркие и нарядные. Во
8
время этого задания такие
ребята как Степа К., Вася К
.
, быстро справились
сами и помогли Гале Б. и Антону Д.
Разнообразие педагогических средств (это и просмотр и обсуждение
ситуаций, тренинг, просмотр мультфил
ь
ма, развивающие игры) дало
возможность детям легко усвоить и запомнить
правила го
степриимства. Что
в конце занятия и закрепилось посредством памятки. Мероприятие было
направлено на расширение кругозора, обогащение словарного запаса. Дети
познакомились со значением таких слов как щедрый, приветливый,
тактичный.
В ходе занятия
педагог продемонстрировал высокий уровень эрудиции,
проявившийся в образной убедительной литературной речи, в умении
поставить вопросы и помочь детям найти на них ответы. Чувствовалась
большая заинтер
есованность воспитателя в проводимом
мероприяти
и
.
Обще
ние было доверительным, педагог старался вовлечь в работу всех детей,
заинтересовать их
. Во время проведения мероприятия
были
использованы
технические средства обучения.
Воспитательное мероприятие получилось эффективным. Цель его была
достигнута.
Но
во вре
мя его проведения были выявлены следующие
недостатки: отрывок из мультфильма «Винни Пух идет в гости» был взят
большой, и детям было трудно после просмотра назвать: каким должен быть
хозяин? Пришлось вспомнить с детьми случаи из их жизни, чтобы подвести к
выводу: хозяин должен быть воспитанным, тактичным, не должен замечать
нево
льных промахов и оши
бок гостя
. Больше внимания нужно было уделить
работе с памяткой гостеприимства. Повторить еще раз, что значит быть
приветливым, внимательным, предприимчивым, щедр
ым, тактичным,
воспитанным. При подготовке воспитательного мероприятия можно было
изучать не только пословицы и поговорки о гостеприимстве, но и русские
народные частушки, прибаутки, песни,
которыми издавна развлекали своих
гостей хозяева. Больше рассказат
ь о традициях гостеприимства русского
народа.
9
Рекомендации
Занятие можно сделать более интересным, разнообразив
театрализованными сценками, рассказывающими о традициях
гостеприимства.
Литература
1.
Богданова О.С. Петрова В.И. «Воспитание культуры поведения
учащихся 1
-
3 классов», М.: Просвещение, 1978
2.
Печерина Г.М «Методические разработки уроков этики в начальной
школе», Краснодар, 1992
3.
Матюхина «Классные часы на темы этикета», М.:Глобус, 2007
4.
Максимова «Классные часы 2 класс»,
M
., ВАКО, 2009
5.
Соловьева И.В. «
Платочек с узелочком. Чем развлечь гостей»,№
2, 2006
6.
Энциклопедия этикета, СПб: Издательский дом «МиМ», 1995