Рабочая программа по МХК 8-9 класс (ФГОС)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 Копейского городского округа
456625, Челябинская область, тел.: 8(35139) 4-16-74, 4-16-75
г. Копейск, пр. Славы, 13а Электронный адрес: 7448school@.ru
Сайт школы: http://74213s48.edusite.ru
Рассмотрено на Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директора директор МОУ СОШ Т№ 48
Руководитель МО
____________ /___________ _________/___________________ __________/ __Апостолова Л.С.__
«_____»_______________2015г. «_____» _____________2015г.
Рабочая программа
Серяковой Надежды Васильевны, учителя первой квалификационной категории
МХК, 8,9 классы

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка по МХК в 8,9 классах.
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для обучающихся 8,9 классов общеобразовательной школы. Программа разработана с учетом Государственного стандарта.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне. Дает последовательность изучения разделов МХК с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логи- ке учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор знаний, демон- стрируемый учителем в классе, практических работ, выполняемых учащимися.
Обучение проходит по примерной программе Л. А. Рапацкой, М., «Владос», 2010 г. Преподавание предмета МХК в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015 – 2016 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ, Министерства образования и на- уки Челябинской области: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера- ции» устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответствен- ность участников образовательных отношений.
В 2015-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области реализуются: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 классы, 6-8 классы (введение ФГОС основного общего образования в пилотном режиме)); - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (6-9, 10-11 классы). Преподавание предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями.
Региональный уровень 1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябин- ской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собра- ния Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://ipk74.ru/news.
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области, от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесе- нии изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской обл., а реализующих программы основного общего и среднего общего образования
- Концепция художественного образования (Приказ Мин. образования и науки Челябинской области, от 28.12.2001 г,№1403).
- «О формировании учебных планов общеобразовательного учреждения Челябинской области на 2014-2015 уч. год., 01/1839, от 30.05.14г.- о внесении изменений в областной базисный план для общеобразовательных орга- низаций Челябинской области, реализующих программы основной общеобразовательной и средней общеобразова- тельной школ.
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации име -ющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (зарегистрирован в Минюсте России).
Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ отво- дит 68 часов (8-9 кл) для обязательного изучения МХК из расчета 1 учебного часа в неделю.
Цель курса: Целью рабочей программы предмета МХК, является обеспечение достижения учащимися планируемых резуль -татов, освоения основной образовательной программы. Образование, развитие и воспитание личности школь- ника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исто -рического, культурного опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего свои зна -ния в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с худо- жественными культурами зарубежных стран;
выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явле -ния и обобщить их в культурологических представлениях художественную картину мира разных эпох;
познакомить учеников с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;
проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др.) с позиции эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
Основная образовательная программа разработана на основе примерных программ и должна обеспечивать достижения обучающимися результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образо- вательными стандартами. Примерные образовательные программы включают в себя базисный план и пример- ные программы по предмету.
Программа разработана как целостная система введения учеников в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.
Изучение такого множества искусств необходимо для современного образования. Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволяет накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи: биологией (строение растений, животных, анатомия человека и др.); историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события исто- рии - исторический жанр в искусстве); математикой (геометрические законы); физикой (оптика); технологией (обработ- ка материалов, мода); информатикой (компьютерная графика).
Участие детей в разнообразной художественно – творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, ко- торая является важнейшим фактором духовного становления личности, ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность. Активизировать творческий потенциал ребенка помога- ет проблемная и проектная деятельность.
Практическая направленность содержания программы обусловлена воспитывающей функцией искусства, ориен- тирована на укрепление национальных и общечеловеческих ценностей, на социализацию личности ученика в совре- менном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: гражданственно – патриотическое воспитание; толерантное отношение к другим культурам; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры; умение организовать свой досуг и др.
Методы преподавания курса «Мировая художественная культура определяются:
возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, кото- рая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной школе;
спецификой интегрированного содержания данного курса, предполагающего изучение художественных произве- дений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно – нравственных оценок;
активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на вклю- чение школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.
Система оценивания планируемых результатов включает: - предметные - личностные - метапредметные Предметные результаты оценивают способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических за- дач (сообщения, рефераты, презентации, решения тестов, викторин, кроссвордов и т.д.), основанных на изучае- мом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе – метапредметных (познавательных , регу- лятивных, коммуникативных).
Оценки метапредметных результатов показывают: - способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интег- рации; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижений обучающихся представленных в раз -делах «Регулятивные универсальные учебные действия» (способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая ее компоненты- цели, мотив, прогноз, контроль, оценка); «Коммуникативные универсальные учебные действия» (учебное сотрудничество с учителями и ровесниками, инициативное сотрудничество в поиске сборе информаций, разрешение конфликтов, управление поведением партнера –контроль, коррекция и т.д., умение полно и точно выражать свои мысли); «Познавательные универсальные учебные действия» (способы познания окру- жающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования, обработка, систематизация, обобщение и использование полученной информации).
Оценка предметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение 5 уровней достижений. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделены следующие два уровня, превышающие базовый: по- вышенный уровень достижения планируемых результатов- оценка «хорошо» (отметка «4»), высокий уровень дости- жения планируемых результатов - оценка «отлично» (отметка «5»). Базовый уровень достижений – уровень, кото -рый демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга), выде -ленных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» ( отметка «3»). Подготовка учащихся, уровень достижений, которых ниже базового, характеризуется двумя уровнями: пониженный уровень дос -тижений, оценка «неудовлетворительно»(отметка «2») - свидетельствует об отсутствии систематической базовой под -готовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает боль -шинство обучающихся. Подготовка учащихся, уровень достижений, которых ниже базового- есть низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1») – свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментар -ных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низ- кий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению.
Оценки личностных результатов показывают сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в три основных блока: - сформированность гражданской идентичности личности; - готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательтельной мотивации, в том числе готовность к выбору направлений профильного образования; - Сформированность социальных компетенций, включая ценностные смысловые установки и моральные нормы.
Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности образовательной (учебной и воспитательной) деятельности школы посредством внешних непер- сонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.
Структура курса.
№ темы Модуль (глава) Класс Примерное количество часов
1 Художественная культура в жизни человека. 8 2
2 Европейская художественная культура вVII-VIIIв.в. 8 6
3 Европейская художественная культура в эпоху Просвещения. 8 7
4 Русская художественная культура на переломе традиций (VIIв.) 8 3
5 Русская художественная культура в век «Разума и Просвещения» 8 7
6 Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности. 8 2
7 VIIIвек в России. 8 4
8 НРЭО 8 3
9 Новые идеи в европейской художественной культуре конца XIX- начала XX веков 9 3
10 Французский импрессионизм ка одно из направлений художественной культуры Европы второй половины XIX-началаXXвеков 9 6
11 Русская художественная культура XIXвека: величие идеалов классического искусства. 9 7
12 Утверждение правды жизни- главный крите – терий искусства 40-50 годов XIX в. 9 1
13 Высоты реализма в литературе и живописи пореформенного периода. 9 9
14 «Серебряный век» 9 3
15 Стиль модерн и его подстили 9 2
16 НРЭО 9 3
Итого 68 часов
Национальные, региональные этнокультурные особенности (НРЭО)
Раздел (тема) Номер урока Тематика НРЭО Кол-во минут при интегрировании Источник материала
Русский порт -рет: неповто -римость и са- моценность человеческой личности. № 28
8 класс Челябинская картинная галерея: картины XVIII века. 40 Презентация ЧИПКРО
Челябинск – центр культу -ры Южного Урала. №33, 34
8 класс Челябинск музы - кальный, музеи искусств, Кировка 80 Интернет, презентации и рефераты учеников
«Мой милый край» №27
9 класс Природа Урала в изображении уральских художников 40 Презентация
ЧИПКРО
«…Этот край мне будет сниться неотступно… № 31,
32
9класс Аркаим- начало истории.
Архитектура Челябинска: классика и модерн 40
40 Интернет, презентации ЧИПКРО
Итого: 6 уроков 2.4. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
Знать/понимать:
- основные виды и жанры искусств; - изученные направлений и стилей МХК; - шедевры мировой художественной культуры; - особенности языка различных видов искусств.
Уметь: - узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; - устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств; - пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; -выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения, тесты, викторины, кроссворды и т.д.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-выбора путей культурного развития; - организации личного досуга; - выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; - в самостоятельном художественном творчестве.
2.5. Контроль уровня обученности.
8-ые классы:
Триместры
Формы и виды контроля 1 2 3
Год
количество
Тест 1 2 2 5
Сочинение 1 1
Сообщения 1 3 3
7
Кроссворды, викторины 1 1 2
Рефераты 1 1
Конспекты 2 1 1 4
Презентации 2 3 5
9-ый класс
Триместры
Формы и виды контроля 1 2 3
Год
количество
Тест 2 2 2 6
Сочинение 1 1
Сообщения 3 2 2 7
Кроссворды, викторины 1 1 2
Рефераты 1 1
Конспекты 1 2 2 5
Презентации 2 1 2
5
УМК
"Мировая художественная культура"- энциклопедия.
Л.А. Рапацкая – Мировая художественная культура – программы курса, гум. издательский центр «Владос», 2006 г.
Ю.Е. Галушкина – «МХК. Поурочные планы», 8 класс, Волгоград,2009 г.
И.А. Лескова – МХК, конспекты уроков, Волгоград, 2007 г.
Г.И. Данилова - МХК, 10 класс, М., «Интербук»,2001 г.
Мой музей – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Л.П. Шапошников – «Федот Шубин», С-Петербург,1994 г.
О.А. Кривдина – «Марк Антокольский», С0Петербург,1994 г.
Коллекция картин ( более 1000 шт)
Видеоматериал:
Библейские образы;
«Русский музей»
«История Древнего мира», 5 кл.
«История Отечества – 882-11917 г.г.»
«Русская живопись второй половины XIXвека
«Москвоведение»
«Шедевры архитектуры»
«Исторический лексикон»- XVII век
«Исторический лексикон» -XVIII век
«Иван Айвазовский»
«Сальвадор Дали»
«Санкт-Петербург»
Техническое оснащение кабинета:
Ноутбук
Принтер «Канон»
Музыкальный центр
Мультимедиа
Телевизор
Тематическое планирование по МХК в 8 классе.
1 триместр

урока Дата
Классы Название
раздела
программы К-во
Час. Название
темы урока Содержание
урока Универсальные учебные действия (познават., коммуникатив., регулятивные, и личностные. НРЭО
План Факт 1 8а,8б,
8в,8г 1 Художественная культура в жиз-
ни человека. Что такое культу -ра? Культура Др. Мира (Греция, Рим, Египет, Византия) Воспринимать информацию, делать выводы. Понять единство и разницу культур Древних цивилизаций. Самостоятельно проанализировать переходы, связываю-щие во времени культуры разных на -родов. Понять и запомнить культуро -логические термины.

2.
1 Культура в средние века, Возрождение Временная связь от Древнего мира до века Просвещения. 3,4 Европейская культура XVII-XVIII вв. (7 ч)
6

2 Итальянская культура: Кара- ваджо, Скарлат- ти, Амати, Страдивари, Гварнери т.д. Влияние на культуру Италии лии великих дея -телей в музыке (Скарлатти, Амати, Страдивари, Гварнери), в живописи, литературе, театре.
ИКТ Понять синтез возрожденческих средневековых образов; осознать корни итальянской культуры XVII в. (Средневековье Возрождение); дейс -твовать самостоя -тельно при выполне- нии творческих заданий; увидеть особенности итальянского театра "Комедия дель арте (комедия масок), его влияние на разви -тие европейского театра. Суметь показать отрывок из спектакля (7 мин ). Делать выводы , умозаключения по теме "Культура Италии в XVII-XVIIIв.
5, 6
2 Культура Испа -нии и Фландрии: пьесы Лопе де Вега, Эль Греко, Д. Веласкес, П. Рубенс,
Ф. Снейдерс,
А. Ван Дейк Влияние великих испанцев XVII-XVIII веков на культуру Европы, Испании и Фландрии.
Сообщения обучающихся об Испанских и Фламандских художниках
ИКТ
Попытаться переки- нуть мостик от Ита -лии в Испанию и Фландрию. Понять, что объединяет и что рознит эти культуры. Составдять план сообщения и оценить собственную деятель- ность при подготовке сообщения или презентации. 7 1 Художественная культура Нидер- ландов: архитек -тура, Рембрандт., Ф. Хальс,
Г. Терборх и др. (Урок через картинную галерею). Особенности художественной школы Нидерландов. Творчество Рембрандта,
Ф. Хальса и др.
ИКТ Научиться видеть и понимать показанные картины. Развивать художественное мышление, проявлять интерес к увиденному материалу, выявлять особенности каждой картины, проявлять личностное отноше- ние.

8 1 Контрольное тестирование Тест «Культура Европы в XVII- XVIII веках» Применять полученные знания при решении тестового задания.
Европейская культура в эпоху
Просвещения
4 9,10,
11 3 Многообразие эстетического опыта мастеров Франции XVII в. Социальное положение, архитектурные памятник., Э. М. Фальконе, Воль- тер, Ватто Ж., Ж. Шарден, Ж.Л. Давид, И.О. Фрагонар и др.
ИКТ Работать с содержа -нием темы, прояв -лять интерес, оцени- вать уровень владе -ния материалом; анализировать уви -денный и услышан -ный материал, вос -производить по памя- ти информацию, устанавливать при -чинно- следственные связи; строить моно -логическое высказы -вание; выражать по -ложительное отноше- ние к материалу.
12 1 Европейское искусство XVIII в.
Урок -обобщение.
Классические нормы красоты, архитектура, живопись.
ИКТ Работать с содержа - нием темы, логически выстраивать понятия, соотносить текст с рис., работать с опре-делёнными понятия -ми. Планировать работу, анализиро -вать собственную работу. Выделять общее и частное, приводить примеры. Воспринимать ма- териал, описывать проблему, строить речь. Проявлять
интерес, оценивать действия.
Итого: 12 уроков 2 триместр
Европа Просветительская 4
13
14. 2 Вершины литера -туры и музыки
Просветительской Европы. Работа в группах Писатели, ком- позиторы: Д. Дефо, Р.Бернс, Д. Свифт, Гете, Ф. Шиллер, Ф. Лист, Шуберт.
ИКТ
Сообщения по теме Работать с различны -ми источниками, устанавливать зави -симость между содержанием темы и вопросами, выполнять предложенные зада -ния. Осуществлять анализ собственной работы, организовы- вать себя на опреде -лённую деятельность Воспроизводить информацию , расширять её объём, иллюстрировать проблему Проявлять своё личностное отношение к тематике.
15. 1 Контрольное тестирование по теме «Европей-
ская культура эпохи Просвещения». Тест № 2 «Европейская культура эпохи
Просвещения» Проводить рефлек -сивный анализ. Осуществлять само -контроль, анализиро- вать собственную работу, проводить самооценку. Выявлять существен -ное в собственной работе. Выражать собственные мысли и чувства. Проявлять интерес , показывать личные качества.
16.
1 «Путешествие по
Лувру» Посещение зала 3D. Воспринимать уви -денное, уважать и признавать культур -ное наследие других народов. Выражать свою точку зрения на увиденное. Делать выводы.
Русская художест- венная культура на переломе тради-ций (XVIIв)
3 17 1 Противостояние времен в русской художественной культуре XVII века Раскол, протопоп Аввакум, обмир -щение литературы Выполнять задания по теме, самостоятельно продумать план и за -дачи, работать с раз -личными источника- ми. Реализовать цели, организовать себя на определённую дея -тельность. Искать дополнительные фак- ты, использовать интеристочники, ана- лизировать правиль- ность выполнения задания. Справляться с поставленной
целью.
18.
1 Живопись- иконо- пись и светская. Размышления о том, можно ли образ писать «как в зеркале».
ИКТ Выполнять предло -женное задание, анализировать его, обращаться к иллюс -тративному ряду. Организовывать себя на деятельность.
Выявлять особеннос- ти в предложенном материале, увидеть общее и отличие . Воспринимать инфор- мацию, как факт, дополнять его доп. фактами.. Проявлять интерес к учебной деятельности.
19 1 Пышность и кра -сочность русского зодчества и музы- ки.
Каноническая традиция, москов- ское барокко, рус- ское многоголо -сье и т.д.
Тест по теме: «Русское зодче- ство» (10минут)
ИКТ Работать с содержа -нием темы, осущест- влять целеполагание, работать с определён- ными понятиями. Удерживать цель деятельности, плани- ровать работу, оцени- вать уровень владе -ния материалом, решать задачу и оценивать уровень её решения. Выявлять особеннос- ти, анализировать материал ,запоми -
нать увиденное.
Проявлять интерес к русскому зодчеству.

Русская художе-ственная культура на переломе традиций
(XVII-XVIIIв)
9 20,
21 2
«Русская европейскость» Образы худ жест -венной культуры Петровской эпохи: Санкт –Петербург, Никитин. Работа в группах
ИКТ Работать с содержа -нием темы, осущест- влять целеполагание, планировать в группе, увидеть смысловое содержание. Выдерживать цели и планир., оценивать уровень владения материалом.
Выявлять особеннос- ти, использовать доп. сведения. Умет ь работать в
группе, строить выска- зывания. Уважать мнение других, уметь мирно решать проблемы.
22,

23. 2 Развитие просве -тительских иде -алов.
литература, театр, музыка, худож. иск.: Д. Фонвизин, А. Радищев
Сообщения
ИКТ
Державин, Е. Фомин, Д. Левицкий, Ф.Шубин,
Сообщения.
ИКТ Вникнуть в содержа -ние темы, работать с определениями, понятиями, генери -ровать идеи, объяс -нять и сравнивать, проследить влияние просвет. идей на раз-личные виды культур- ной деятельности.
Анализировать рабо -ту на уроке, выпол -нять её, самоконтр. свою работу.
Выявлять особеннос- ти, воспроизводить информацию, дополнять рассказ показом.
Составлять моноло -гические высказыва- ния, давать характе -ристику получ. инфо- рмации.
Сформировать положительное отношение к культуре Петровских времён.
Итого: 11 уроков
III триместр
24,
25. 2 Санкт- Петербург – город контрас -тов, град Петров. Величие новой России: Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, В. Растрелли и др.
ИКТ Работать с различны- ми источниками, уста- навливать зависи -мость между содер -жанием темы и воп -росами, выполнять предложенные задания. Осуществлять анализ собственной работы, организовывать себя на определённую де -ятельность. Воспро -изводить информа -цию , расширять её объём, иллюстриро- вать проблему. Проявлять своё лич -ностное отношение к тематике.
26. 1 Контрольное тестирование по теме «Русская культура XVII-XVIII веков».
Тест № 4: «Русская культура XVII_XVIII в.» Проводить рефлек -сивный анализ. Осуществлять само -контроль, анализи -ровать собственную работу, проводить самооценку. Выявлять существен -ное в собственной работе. Выражать собственные мысли и чувства. Проявлять интерес , показывать личные качества.
Русский портрет неповторимость
и самоценность человеческой личности
2 27
28 2
Русский портрет XVIII века начало развития русской живописи.


Неповторимость и самоценность человеческой личности в рус-
ском портрете: Рокотов, Левиц- кий, Боровиков- ский, Шубин.
ИКТ
Челябинская картинная гале- рея: картины XVIII века.
ИКТ Выполнять задания по теме, cамостоятельно продумать план и задачи, работать с различными источ -никами. Реализовать цели, организовать себя на определён -ную деятельность. Искать дополнитель -ные факты, исполь -зовать интеристоч -ники, анализировать правильность выпол -нения задания. Справляться с поставленной целью. +
29. 8а,8б
8в,8г, Русский сенти -ментализм 4 Русский сенти -ментализм : отражение западной культуры века Просвещения Что такое сентиментализм? Русские просве -тители, поэты, писатели, драма- турги: Антиох Кантемир, Д.И.Фонвизин и др.
Сообщение о творч. Тредиа -ковского В.К.
Бортнянского Д.С.
Составлять план последовательности действий при выпол- нении сообщения и презентации. Подготовить инфор -мацию, суметь оце -нить её. Действовать самостоятельно, развивать художест -венное мышление, анализировать особенности русской культуры XVIII века. Сравнивать и нахо -дить общее и особен- ное в культурных течениях XVIII века. Уметь точно выражать свои мысли. Сформировать гражданскую позицию к великой русской культуре XVIII в.
30,
31. 2 Романтизм- новое направление в русской культуре XVIII века. Отражение роман тизма на всех ви -дах культуры: ар- хитектуре, литера- туре, театре, живо писи, скульптуре, музыке.
32. 1 Контрольное тестирование №5
по теме «Европа и Россия в XVII-XVIII веках».
Тест № 5.
«Европа и Россия в XVII-XVIII веках». Применять полученные знания при решении теста. Делать выводы и умозаключения.
Путешествие по Челябинску. 2 + +
33,

34
Челябинск- центр культуры Южного Урала.
Челябинск- музыкальный,
Кировка, музеи искусств города.
ИКТ Научиться видеть и понимать показанные картины. Развивать художественное мыш -ление, проявлять интерес к увиден -ному материалу, вы -являть особенности каждой картины, проявлять личностное отношение.
Путешествие по Лувру. 1 Париж- культурный центр Европы. Лувр -хранилище мировоё культуры.
ИКТ Дано 12 уроков
Всего: 34 урока

Тематическое планирование по МХК в 9 классе.
1 триместр

уро-
ка Дата
Классы
Название
раздела
программы К-вочас Название темы
урока Содержание
урока Д/зНРЭО
План Факт Новые идеи в европейской художественной культуре конца XIX – начала XX веков.
3 1. Многообразие новых течений. Появление нетрадицион -ной художест -вен ной образ- ности. Субъективизм,
интеркультурное взаимодействие.
ИКТ, лекция конспект 2. Окружающий мир как символ зла, поэзия «про- клятых поэтов», символизм Творчество сим-волистов: поэтов, художников,
скульпторов: Бальмонт, Мережковский, З. Гиппиус и дрСообщениепрезентация о тв-ве З. Гиппиус, Бальмонте 3. Стиль модерн, его роль в раз -витии новатор -ских архитек- турных образов. Подстили модерна.
Стиль модерн,
его характеристи- ки, подстили мо- дерна.
ИКТ, сообщения,
тест (15мин) Французский импрессионизм как одно из наи- более мощных направлений художественной культуры Евро -пы второй половины XIX- начала XX веков.
6 4.


Импрессионизм как явление культуры Фран -ции XIX века. Понятие импрес -сионизма, исто -рия возникнове- ния, особеннос -ти.
Лекция, ИКТ Конспекты,
информац.
презентац. о Ван Гоге, Дега, Мане 5. Творчество художников-им- прессионистовРенуара, Мане, Моне и др. Творчество Ренуара, Моне, Мане.
ИКТ, лекция.
Сообщения
Конспекты 6. Постимпрессио- нистические искания французских художников. Фловисты.
Постимпрес-
сионизм,
фловизм Сообщение о фловистах 7. Тв-во Ван Гога, Сезанна, Дега и др. Сообщения уче- ников о творчест- ве Ван Гога, Поля Сезанна, Дега и др.
Читать конспекты 8. Контрольная работа Тест «Творчество французских импрессионистов и постимпрессио-нистов.
9. Путешествие по Лувру. Лекция о картин- ной коллекции импессионистов и постимпрессио-
нистов Лувра.
ИКТ
Русская худо -жественная культура XIX века: величие идеалов клас -ссического искусства.
3 10. Пушкин А. С. – значение его творчества для развития русского искусства. Пуш- кин и музыка.
Влияние творчества Пушкина А.С. на другие виды искусства. Пуш -кин и реализм.
Лекция, ИКТ Конспекты 11. Крупнейшие российские зодчие начала XIX в.
Творчество Казакова , Бове Баженова и др. Конспекты 12. Продолжение традиции классицизма. Петербург Архитектурное наследие Петербурга. Презентац. об архитек -туре Петербурга Итого : 12 час
2 триместр


Русская художествен -ная культура XIX века: величие идеа -лов класссичес- кого искусства. 4 13. Лермонтов и русский романтизм.
Творчество М.Ю. Лермантова, романтизм в его творчестве.
Лекция Конспект
Сообщения о творчестве Варламова и Алябьева 14. Рождение рус –ского классиче -ского романса, его романтичес- кая лирическая сущность. Русский класси - ческий романс в творчестве М.Глинки, Алябьева, Варламова и др.
Конспекты 15. Обновление художественной палитры образности
Преодоление классических канонов, переход к реалистическо- му отображе- нию жизни в картинах.
Икт, лекция
Конспекты, энциклопе-
дия16. Контрольная работа.
«Культура России начала XIX века» Тест №2. «Культура России начала XIX века». Утверждение правды жизни – главный кри -терий искусст- ва 40-50-ых годов XIX в. (Н. Гоголь, П.А. Федотов. А.С. Даргомы -шский)
1 17. Н. Гоголь, П. А. Федотов. Реализм в музыке (А.С.Дарго -мышский, М.И. Мусоргский).
Сочетание гротеска, сатиры с реалистичес -кой передачей жизненно достоверных деталей.
Викторина (10 минут)
Сочинение» Гоголь и современ -ность» Высоты реа -лизма в литературе живописи и музыке пореформен -ного периода
9 18. Литература пореформенной эпохи. Историческая справка о
пореформенной России, новая литература в новой стране. Лекция, ИКТ
Презентации по теме
«Русские
пейзажисты-передвиж -ники» 19. Изменение
общественного положения живописи. Влияние реформ на творчество художников. Реализм в живописи.
Блиц-опрос по терминологии.
Конспекты 20 «Товарищество передвижных выставок» Необходимость возникновения товарищества. Их деятель -ность, влияние на массовую культуру. Просмотр презентаций.
Сообщение о портрет -ном тв-ве И.Е.Репина 21. И.Е. Репин. Роль портрета как ос- новной смысло -вой единицы. Портрет в тв-ве И.Е.Репина.
Сообщения о Репине И.Е.
Конспекты 22 Реалистичность произведений передвижников
Особенность творчества В.И. Сурикова, В. Васнецова, Перова и др.
ИКТ Конспекты 23. Тестирование «Передвижни-
ки» Тест №3
«Передвижни -ки» 24. Новая русская музыкальная школа(«Могучая кучка») Объединение композиторов в группу едино -мышленников: «Могучую кучку»
Лекция, ИКТ
Конспекты Итого: 12 уроков
3 триместр
25. Многогранность таланта А.П. Бо -родина, М.П.
Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова Прослушивание фрагментов произведений композиторов.
Викторина музыкальная. Конспекты. 26. П.И. Чайковский –гуманист, выразитель глу- боких чувств и переживаний человека. Прослушивание фрагментов из произведений П.И. Чайковского
Лекция
Проверка конспектов «Мой милый край» 1 27 Образы России, Урала в тв-ве уральских художников Творчество художников Челябинской области. Презентация
Рефераты о тв-ве Бальмонта и Брюсова +
«Серебряный век» 3 28.
29. Символизм и авангард: новаторство в искусстве на пороге XX века. 1 урок
«Серебряный век»: авангард, символизм в литературе и живописи.
2 урок
Музыкальное чутье Врубеля,
импрессионизм Борисова –Муса –товаКонспекты
Сдача рефератов 30. Контрольное тестирование по теме «Серебря -ный век»
Тест № 4
«Серебряный век» .. Этот край мне будет сниться неотступно…»
Л.Татьяничева
2 31. «Аркаим – начало истории» Аркаим - откры -тие XX века.
Презентация, лекция. Сообщение об архитек -туре Челябинс- ка (старина и современ -ность) +
32. Тяготение к красоте старины- неоклассицизм. Презентации об архитектуре Челябинска
Конспекты. +
Стиль модерн
2 33.
34. Идеи неокласси-цизма в архитектуре.
Контрольное тестирование. урок
Архитектурные памятники Москвы (Чичагов, Шехтель)
ИКТ
урок
Контрольное тестирование №5
«Мир искусства» Итого: 8 уроков
Всего: 34 урока