Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа» 
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре  русского народа»
 Проект составлен педагогом дошкольного образования 
 Семейкиной Надеждой Николаевной                               Условия возникновения проекта.
В  современном мире каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.
Дошкольный возраст – время активной социализации  ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. 
Духовность- основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Но при реализации этого потенциала полезна не любая духовность, а такая, плоды которой отвечают критериям нравственности. Выражается нравственность на индивидуальном уровне в мировоззренческом целомудрии, на социальном- в милосердии. Эмоционально-душевная сторона личности в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Это значит, что при всей важности школьного возраста начинать необходимо все-таки с детсадовского, так как исправлять всегда  труднее, чем заложить сразу правильно. Да и многие потенции личности, прекрасно проявляемые  у дошкольников, к школьному возрасту притупляются, утрачивают гибкость, обрастают ограничителями в виде вредных мировоззренческих и социальных стереотипов.   Результаты воспитания духовности, нравственности ,целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих  условий- реализации комплексного подхода к воспитанию. Пример реализации такого комплексного подхода   к воспитанию мы находим в русской народной традиции.
                                              Актуальность.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. 
Данная тема не нова, однако многие педагоги работая над этой проблемой, к сожалению, допускают две значимые ошибки. Первая-это распространенная: сведение  к выхолощенному концертному фольклору. Вторая-это сведение ее только  к народно-крестьянским традициям. Но ведь русская народная культура-это еще и русская классика в поэзии, литературе, музыке, это и открытость  к восприятию шедевров культур соседних народов. Поэтому русская культура, оставаясь русской  ,оказывается универсальной в таких полиэнических  коллективах, как многие наши детские сады и школы. Беря за основу народные методы воспитания и образования, я постаралась ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры ,работу по приобщению детей к народной культуре системно, по всем направлениям  с включением всех участников педагогического процесса(педагогов, детей и их  родителей ),а также с установлением внешних связей. В процессе практической деятельности и на основе изученных материалов  мною выявлена такая характерная для русской культурной традиции особенность, как приоритет коллективного над личным. Приоритет коллективного над личным –это одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом. Как практическое следствие этого:
необходимое сочетание личной свободы для каждого с авторитетом старшего;
быстрая социализация  даже тех детей, которые приходят в группу в середине года;
традиционное гостеприимство.
Тема  моего проекта выбрана не случайно, это не просто возврат к российской старине, тем более это не дань моде. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те, традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря котором он стал великим народом.
Основная  цель проекта.
приобщение к традициям жизни русского народа, к истокам народной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей и патриотических чувств.
   Задачи.
знакомить   детей с различными формами культуры;
воспитывать  отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;
поддерживать  у детей интерес к познанию жизни своих предков;
формировать чувство любви к своей   Родине;
приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Приоритетная область:
Социально-коммуникативное развитие:
-  формирование позитивной  социализации детей дошкольного возраста, приобщения детей к социокультурным  нормам, традициям семьи, общества, государства.
-способствование  интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством  национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.
Актуальным  является интегрированный подход, при котором русские народные праздники рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы, изобразительного искусства, музыкальными произведениями.
  
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
- формирование любознательности; развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
-формирование  представлений  о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Речевое развитие:
-воспитывать интерес к устному народному творчеству.
-формирование  грамматически правильной устной речи.
-обогащение активного словаря.
-знакомство с книжной культурой.
Художественно-эстетическое развитие:
-развитие предпосылок  ценностно-смыслового восприятия и понимания  произведений  искусства(словесного, музыкального, изобразительного).
-развитие эмоционального отклика на   произведения прикладного искусства.
Тип проекта: Творчески-поисковый
Участники проекта.
-педагоги ДОУ;
-дети;
-родители
-педагоги   доп.образования;
-сотрудники областной детской библиотеки;
-сотрудники местного  краеведческого музея;
-представители  духовенства.
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-май)
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре  русского народа» разработан  для детей  старшей группы.
Объект  исследования:  Культура русского народа.
Вид проекта.
Информационный, творческо-практический, музыкально-театрализованный.
                            Этапы   реализации  проекта.
1 этап 2 этап 3  этап
Анкетирование родителей.
Подбор соответствующей литературы.
Подбор  дидактического материала.
Проведение  цикла  занятий.
 Посещение областной библиотеки.
Повторный мониторинг.
Планирование работы по проекту на будущее.
                                  Предварительная работа.
Для организации образовательной деятельности с детьми по   духовно-нравственному воспитанию в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:
иллюстрированный материал;
подборка фольклорного материала;
фотоэкспозиции предметов русского быта;
подборка дидактических игр;
атрибуты и оборудование  для   творческих постановок и праздников;
макеты русской избы, русской деревни.
                            1этап-подготовительный.
-определение цели и задач проекта, его мотивации;
-анкетирование (опрос) среди родителей;   
- обсуждение проекта с родителями;
-выбор возможных источников информации;
-изучение информационных источников по вопросам;
- подготовка консультаций для родителей;
Мониторинг  сформированности представлений о культуре  и традициях русского народа: 
-проводился в форме опроса (анкетирования).
-творческих заданий.
             Результаты можно представить в  виде таблицы и диаграммы.
.
                Оценка уровня усвоения  образовательной области  детьми 
                    старшей группы .  (начало учебного года)    
                                                 Кол-во детей: 23.
       Высокий уровень       Средний уровень        Низкий уровень
Кол-во (чел.) Кол-во (%)Кол-во(чел.) Кол-во (%)Кол-во(чел.) Кол-во (%)          0      0 %       11 чел.     48 %      12 чел.   52 %
  
                            2 этап- основной. Реализация проекта. 
-подготовка ряда занятий, конспектов;
-чтение художественной литературы;
- осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд);
-работа  с памятниками  культуры;
-создание  презентаций;
-разработка тематических недель;
-разработка календарно-обрядовых праздников;
-посещение  детьми областной детской библиотеки,
-посещение детьми областного краеведческого музея.
                                        3 этап- заключительный.
Повторный мониторинг  освоения детьми данной образовательной области.
               Оценка уровня усвоения  образовательной области  детьми 
                    старшей группы.  (конец  учебного года)    
                                                 Кол-во детей: 23.
       Высокий уровень       Средний уровень        Низкий уровень
Кол-во (чел.) Кол-во (%)Кол-во(чел.) Кол-во (%)Кол-во(чел.) Кол-во (%)          5  22%       13 чел.     56%      5 чел. 22%
Диаграмма.
               Предполагаемые результаты проекта.
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. 
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию,  я надеюсь достичь следующих результатов:
- устойчивости навыков поведения;
- сформированности основ ценностных сфер личности;
- целостности восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
-усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
- знакомство воспитанников ДОУ и их родителей с основными христианскими праздниками: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха и другими, через приобщение к традициям русского народа.. 
                            Список используемой литературы.
1. Аджи А.В. «Открытые мероприятия(для детей младшей группы детского сада).-Воронеж, «Метода»,2015.
2.Антонова Г.А., Ельцов О.М.,Николаева Н.Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа».-СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
3.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., «Мониторинг в детском саду».СПб .«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
4. «Знакомим детей с русским народным творчеством»/Сост. Куприна Л.С. и др./
СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
 5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» Программа./Сост.; Князева О.Л., Маханева М.Д..-СПб «АКЦИДЕНТ»,1997.
Приложение 1.
Анкета для родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания детей.
   1.Считаете ли вы нравственное начало важнейшим компонентом личности?
А) да
Б) не ставлю на первое место
В) нет
2. Согласны ли вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этики?
А) да
Б) не совсем так
В) нет
3. Считаете ли вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, эстетического развития ребёнка?
А) да
Б) частично
В) нет
4. Испытываете ли вы желание услышать о своём ребёнке: «хорошие манеры, хорошо воспитан»?
А) да
Б) нет
5. Хочется ли вам, чтобы к вашему ребёнку окружающие (дети и взрослые) относились с симпатией?
А) да
Б) мне безразлично
6. Связываете ли вы нравственные качества и манеры поведения ребёнка с отношением к нему сверстников?
А) да
Б) частично
В) нет