«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к русской национальной культуре Поморья в ходе реализации муниципальной культурно-этнографической программы «Мы на Севере живем».
Голубева Елена Михайловна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Чередник Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
МБОУДО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР,
г.Северодвинск.
«Духовно-нравственное воспитание детей
через приобщение к русской национальной культуре Поморья
в ходе реализации муниципальной культурно-этнографической программы«Мы на Севере живем».
Проблема ценностной ориентации в воспитании патриотизма у детей остро встает в связи с социально-экономическими преобразованиями в России. Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции своей национальной культуры. Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое).
Актуальной становится задача - как привить детям любовь к русской национальной культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, ввести ребенка в духовный мир, пробудить «чувства малой родины»? Нужны современные формы патриотического воспитания.
В Детско-юношеском центре города Северодвинска на базе фольклорного театра «Зареница» с 2007 года успешно реализуется социально-педагогическая культурно-этнографическая программа «Мы на Севере живём», созданная на основе национально-регионального компонента. Программа способствует развитию совместной деятельности педагога-ребёнка-родителя в период перехода детей из младшего звена в среднее, расширяет базовое образование, углубляет изучение фольклора. Она рассчитана на пятые классы общеобразовательных школ. Срок реализации один год. Ежегодно участие принимают 12- 14 классов.
Цели и задачи программы:
воспитание национальной культуры через приобщение к духовному богатству Поморья;
усиление познавательного интереса к истории родного края;
создание условий для проявления творческих способностей детей, совместной творческой деятельности учащихся, педагогов, родителей, реализации коллективного творчества.
Виды деятельности по программе:
познавательно-исследовательская (знакомство и изучение достопримечательностей Архангельского края, быта и традиций поморов);
музыкально-театральная (подготовка и проведение посиделок с участием родителей);
декоративно-прикладная (знакомство с ремёслами и изготовление поделок).
В структуру программы входят:
подготовительные этапы (занятия в Детско-юношеском центре на базе фольклорного театра «Зареница» и самостоятельная работа класса);
конкурсные мероприятия, выполнение заданий (прохождение номинаций);
итоговая встреча (демонстрация лучших творческих работ).
При реализации программы используются различные приемы и методы, направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора обучающихся в области народной культуры:
учебные занятия в группах, на которых используется художественно-игровой метод, где игра выполняет несколько функций: коммуникативную, развивающую, воспитательную (в ходе игры выстраивается переход от воспитания к самовоспитанию);
экскурсии в городские музеи и на выставки;
участие в конкурсах и фестивалях (разного уровня);
экспедиции с целью изучения и сбора фольклорного и этнографического материала (Малые Корелы, Голубино, Сийский монастырь, Куртяево);
анализ, обработка и защита проекта по собранному материалу;
посещение календарно-обрядовых представлений фольклорного театра «Зареница». Знакомство с праздничной культурой является одной из важных и плодотворных форм эстетического воспитания. Именно фольклорный праздник создает условия наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора.
Формы воспитания и обучения в образовательном процессе теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому развитию участников программы.
Каждый класс, проходя этапы подготовки, представляет результаты в трёх номинациях:
«Край мой Северный» (защита проекта).
«Посиделки» (театрализованное представление).
«Знатоки фольклора» (командное соревнование).
Результат прохождения номинаций оценивает компетентное жюри педагогов ДЮЦ.
Работа по программе начинается с вводного занятия в каждом классе по теме «Фольклор: понятия и жанры. Календарно-обрядовые праздники. Традиции и обряды поморов». Дальше участники самостоятельно проводят работу по сбору материала и готовят проекты по выбранным темам, индивидуально получая у руководителей программы необходимые консультации.
Вот некоторые темы проектов: «Северная изба», «Поморское село Нёнокса», «Особенности северного костюма», «Соловецкие острова», «Город мой родной», «История моей школы».
В проектах собран объёмный интересный материал, показывающий большую подготовительную работу проделанную участниками во время экскурсий, путешествий, работы с литературой, написании сочинений, создании макетов.
Разнообразны и формы защиты проекта: устный журнал, мультимедийная презентация, заочное путешествие, рассказ с элементами инсценировки, использованием макетов и традиционных кукол.
Второе тематическое занятие по программе - «Народные празднования, гуляния, посиделки. Северный фольклор. Традиционные народные игры». Участники знакомятся с традиционным поморским костюмом, разучивают народные игры. Классы готовят фольклорную программу с включением жанров музыкального и устного народного творчества.
На вторую номинацию «Посиделки» представлены темы: «Поморская вечёрка», «Я и моя семья», «Во горенке», «Посидим у самовара», «Игры да забавы у печки». Формы показа: театрализованное представление, игровая программа, инсценировки, фольклорный праздник, театрализованный концерт.
При подготовке к защите проекта и к творческому выступлению проводится большая совместная работа детей учителей и родителей (изготовление реквизита и костюмов, составление сценария, разучивании номеров, сочинение частушек, исполнение ролей).
Третья номинация по программе «Знатоки фольклора» представляет командное соревнование между классами на лучшие знания о природе своего северного края, народных традициях, малых жанрах устного народного творчества и музыкального фольклора. Участники выполняют творческие задания, используют знания, умения, навыки, полученные на занятиях.
Программа включает знакомство с народными ремёслами и изготовление поделок из различного материала. Сотрудничество с отделом декоративно-прикладного творчества ДЮЦ позволяет проводить мастер-классы по изготовлению традиционной куклы, щепной птицы, глиняной игрушки, поделок из мукосола.
Данные диагностики, проводимые в 2015-2016 учебном году, на входе, выходе и на каждом этапе реализации программы (анкетирование, опрос, оценка членами жюри) среди педагогов и учащихся, показали: активное участие детей, их заинтересованность (80%); большую подготовительную работу всего класса (75%); использование разнообразных форм защиты проекта (60%); интересные показы театрализованных посиделок в разных фольклорных жанрах (90%); привлечение родителей к совместной творческой деятельности (53%); реализацию полученных знаний и умений (68%); проявление творческих способностей (70%); использование участниками, подготовленного в ходе программы материала, для самостоятельных выступлений и показов в учреждениях образования и культуры города (45%); планирование классными руководителями воспитательной работы с учётом мероприятий по программе (100%). Наиболее интересным этапом программы дети отметили подготовку и проведение номинации «Посиделки» (83%). По мнению классных руководителей, отношение детей к участию в программе положительное (90%).
Полученные знания и умения, участники демонстрируют и после завершения программы. Они выступают с подготовленными проектами и фольклорными праздниками перед учащимися из других классов своей школы, перед родителями, воспитанниками детского дома «Олененок», воспитанниками детских садов, подростками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко», в городских библиотеках.
Опыт работы показывает, что созданная программа повышает интерес детей к истории родного края, национальной культуре и духовному богатству Поморья, способствует развитию духовно-нравственных чувств, расширяет формы активного сотрудничества педагог-дети-родители, помогает самореализации учащихся в разных видах художественной деятельности. Наиболее эффективные результаты достигаются при прохождении всех этапов программы.
Уникальность культурно-этнографической программы «Мы на Севере живем» в возможности использования её и в общеобразовательном учреждении при условии взаимодействия педагогов разного направления деятельности. Комплексное применение различных средств, форм и методов приобщения учащихся к традиционной народной культуре позволяет воспитывать патриотические чувства, формировать патриотическое сознание.
Северодвинск 2017 год.