Технологическая карта урока чтения и развития речи во 2 классе. Тема «Праздник мам». В. Берестов.
«Технологическая карта урока»
Ф.И.О педагога: Лялина Галина Анатольевна Должность учитель начальных классов
Полное название ОО: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Школа № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Предмет: чтение Класс: 2 УМК: Учебник: С. Ю. Ильиной, А. К. Аксёновой чтение: 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. Часть 2 – М: Просвещение, 2012. – 95 с. Рабочая программа по чтению. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией И. М. Бгажноковой (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 3-е издание, 2011 год)
Тема урока: «Праздник мам». В. Берестов.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник «Чтение 2 класс», компьютер, компьютерная презентация, проектор, цветы из бумаги оранжевые, жёлтые и красные для рефлексии.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Ученики владеют:
Познавательные УУД:
- выделяют информацию с помощью учителя, которая необходима на данном уроке.
- положительно относятся к процессу познания нового материала
- испытывают не большие затруднения в устном высказывании.
Регулятивные УУД:
- адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения.
- следуют предложенному плану.
Коммуникативные УУД:
- не у всех учащихся выработаны навыки сотрудничества с одноклассниками.
- при взаимодействии с педагогом идут на контакт легко, но иногда в замедленном темпе.
Личностные УУД:
- проявляют учебную деятельность и активность.
- испытывают затруднения в рефлексии своей деятельности
Планируемые цели для учителя:
Образовательные: познакомить с творчеством В. Берестова и его стихотворением «Праздник мам»; раскрыть содержание произведения; отрабатывать технику плавного послогового чтения; вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста; умение работать над содержанием произведения;
Коррекционно-развивающие: содействовать формированию и развитию учебно - информационных умений и навыков младших школьников: плавно послогово, сознательно и правильно читать; корригировать словесно-логическое мышление, память и внимание в процессе работы над темой урока.
Воспитательные: помочь учащимся создать нравственную и личностную значимость нового материала, содействовать воспитанию любви к маме; воспитывать интерес к чтению, усидчивость.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
- умение читать по ролям;
- умение соотносить прочитанное с иллюстрацией
- умение выразительно читать;
- умение читать наизусть
1 уровень: читают по ролям, соотносят прочитанный текст с иллюстрацией, плавно читают по слогам с переходом на чтение целыми словами, выразительно читают наизусть.
2 уровень: читают по ролям и отвечают на вопросы с помощью учителя, читают по слогам, соотносят прочитанный текст с иллюстрацией.
Регулятивные
- умение принимать учебную цель
- умения участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
-умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
1 уровень: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения, самостоятельно оценивают свои действия, активно участвуют в деятельности урока.
2 уровень: соблюдают ритуалы школьного поведения, свои действия оценивают при помощи учителя, учебную цель понимают с помощью учителя
Познавательные
- умение читать
- умение ориентироваться в тексте
- умение правильно и чётко построить ответ на вопрос
-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух
1 уровень: ориентируются в тексте, правильно строят ответы на вопросы, воспринимают текст на слух.
2 уровень: учебные действия выполняют при помощи учителя
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог;
-умения сотрудничать с учителем и одноклассниками
1 уровень: легко вступают в контакт, умеют слушать себя и других
2 уровень: затрудняются вступать в контакт с учителем и одноклассниками, неуверенно вступают в диалог
Личностные
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- умение оценивать поступки людей и свои поступки;
- формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
1 уровень: самостоятельно оценивают собственную учебную деятельность, умеют оценивать поступки людей и свои
2 уровень: затрудняются самостоятельно оценить собственную учебную деятельность. Поступки людей и свои
Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы
обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап:
орг.момент
1 мин.
подготовка учащихся к работе на уроке
Словесный
Демонстрация: слайд-шоу
Г
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
- Все встали, подравнялись. Сегодня к нам пришли гости, повернитесь к ним и поприветствуйте их улыбкой. Начинаем наш урок. (слайд 2)
Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться «Доброе утро!». Доброе утро солнцу и птицам! (руки вверх). Доброе утро приветливым лицам! (руки в стороны). И каждый становится добрым, доверчивым. И «Доброе утро» длится до вечера. Всем-всем! Доброе утро!
Приветствуют гостей, учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
Личностные УУД:
-установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке
Ориентировочный этап
Актуализация учащихся (проверка д/з) 6 мин.
установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания
Словесный
Демонстрация: слайд-шоу
Работа с книгой
Чтение вслух
Ф
Г
Учитель проверяет усвоение содержания рассказа «Подарок к празднику» прослушивает чтение рассказа по ролям, оценивает выполнение домашнего задания.
- Ребята, посмотрите на экран, к какому рассказу эта иллюстрация? (слайд 3)
- Кто автор этого рассказа?
- Кто мне напомнит, какое было задание на дом.
-Дома вы должны были прочитать рассказ выразительно и подготовиться читать рассказ “ Подарок к празднику ” по ролям
Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.
- О чём спросил мальчиков учитель пения?
-Какие подарки приготовили ребята?
- А сейчас почитаем рассказ по ролям.
- Но сначала скажите, сколько действующих лиц в этом рассказе? Перечислите их.
Молодцы! С домашним заданием вы справились неплохо.
Участвуют в диалоге с учителем,
Читают рассказ по ролям
Эта картинка к рассказу «Подарок к празднику»
Автор В. Драгуновский
Чтение рассказа по ролям и ответить на вопросы по тексту
Что подарили маме.
Ребята приготовили подушечку для иголок похожую на лягушку.
Четыре действующих лица.
Автор
Учитель
Дениска
Мишка
Предметные УУД:
- умение читать по ролям;
- умение отвечать на вопросы по содержанию текста
Коммуникативные УУД
- умение слушать и вступать в диалог;
-умения сотрудничать с учителем и одноклассниками
Познавательные УУД:
- умение найти и выделить необходимую информацию;
- умение адекватно передавать содержание текста
Поисково-исследовательский этап:
1.Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение темы и задач урока
1 мин.
2.Организация познавательной деятельности
5 мин.
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
Наглядный слайд-шоу
Словесный
Проблемный
Дидактическая игра
Практический
Чтение стихов
Ф
Г
И
Создаёт проблемную ситуацию.
Учитель читает стихотворение под видеозарисовку. (слайды: 4, 5, 6, 7, 8)
Весна в окно стучится, поёт на все лады,
Горят на солнце стёкла и лужицы воды.
Я беленький подснежник для мамы принесу,
Он пахнет нежно-нежно, как талый снег в лесу.
Шумит ручей проказник, проснулся ото сна
Пришла на мамин праздник проказница-весна!
- Весна замечательное время года!
- Как вы думаете, о каком празднике мы продолжим говорить сегодня на уроке? (о празднике мам).
- Тема нашего сегодняшнего урока на экране, прочитаем её все вместе «Праздник мам». (слайд 9)
Организует работу и общается со всеми учащимися класса – рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися.
1. Вступительное слово учителя
Скоро весна Солнце, как будто просыпаясь от зимней спячки, начинает светить всё ярче и ласковее. Весна. Снова зарождается жизнь, вокруг просыпается нежная природа. И в первый месяц весны, 8 Марта, весь мир отмечает международный женский день (праздник мам и бабушек)
2. игра «Мамочка моя».
- А теперь давайте все представим своих мам и назовём их ласково.
Правила игры: учитель кидает мяч одному из учеников, он называет ласковым словом свою маму. Передаёт мяч учителю и т. д.
- Молодцы! Вы все любите своих мам.
3. Чтение стихов учащимися
- Ребята, а стихи вы учите к 8 Марта? (слайд 11)
(обратить внимание детей на то, что стихи рассказывают выразительно)
Учащиеся участвуют в проблемном диалоге
Читают название рассказа, рассматриваю иллюстрации, делают предположение о содержании. (с 32 – 33)
Воспринимают информацию, принимают участие в предложенной игре. Читают стихи – поздравления мамам
Познавательные УУД:
-умение работать с информацией;
- умение выделять существенное;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать инструкцию к ученым заданиям;
Регулятивные УУД:
- умение принимать учебную цель
Практический этап
1 Физкультурная минутка
2 мин.
2. Проверка первичного восприятия текста
6 мин.
3. Речевая разминка. Словарная работа.
2 мин
4. Вторичное восприятие произведения, анализ содержания, выборочное чтение с опорой на сюжетные картинки
11 мин.
5. Домашнее задание.
2 мин.
Снять утомление и статическое напряжение, повысить работоспособность учащихся
обеспечить восприятие, осмысление и первичное освоение учащимися содержания художественного произведения
настроить детей на выразительное чтение текста, создать условия для его осмысления
организовать работу по адекватному осмыслению содержания и основной мысли текста
организовать обсуждение и запись домашнего задания
Практический
Упражнения
Рассказ
Наглядный слайд-шоу
Практический упражнения
Слайд-шоу
Работа с книгой чтение вслух
Предварительное чтение
«жужжащее» чтение
Наглядный слайд-шоу
Работа с книгой
Инструктаж
Слайд-шоу
Г
Ф
Г
Г
Г
Ф
Г
Учитель организует смену деятельности детей, через проведение динамической паузы в игровой форме.
- Молодцы, ребята! Вы внимательные слушатели. Сейчас мы отдохнем
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем
Мы бельё теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
- Молодцы! Помогли маме.
- А теперь мы узнаем, как помогают маме дети из стихотворения «Праздник мам», а написал его В.Берестов.
Учитель организует показ книг автора В. Берестова. Знакомит с краткой биографией.(слайды 12, 13)
Берестов Валентин Дмитриевич родился в городе Мещовск Калужская область в семье учителя. Окончил исторический факультет МГУ.
Известный детский поэт Валентин Дмитриевич Берестов в течение многих лет создаёт произведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хорошо знакомы детям такие сборники, как "Весёлое лето", "Мишка, мишка лежебока", "Богатыри", "Кошкин щенок".
Известный поэт Валентин Берестов всегда разговаривает с маленькими читателями на равных. Его стихи - это "продолжение слов детей", они озарены искренней детской улыбкой, по-детски непосредственны и правдивы. Поэт подмечает черты ребячьей жизни так тонко и точно, что каждый ребёнок уверен: эти стихи написаны именно о нём. Первого апреля исполняется 88 лет со дня рождения В. Д. Берестова.
Учитель проверяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности учащихся через фронтальную беседу для определения уровня осмысления содержания услышанного текста.
-А сейчас мы послушаем это произведение. Убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу содержания.
- В какой же дом приходит праздник?
Учитель проводит тренировочное упражнение по отработке навыков выразительного чтения
- Для того, чтобы красиво говорить и правильно читать, нам необходимо подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе.
Артикуляционная зарядка: «Лошадка», «Часики»
скороговорка (темп медленный, затем быстрый)
Мы посуду мыли сами –
Помогали нашей маме.
Предварительное чтение сложных слов: празд-ник, стан-цу-ем
Учитель организует чтение текста вслух по цепочке, следит за интонацией, постановкой ударения в словах, проводит проверку усвоения содержания и идейного замысла текста через постановку вопросов, выборочное чтение, выполнение заданий со слайдов презентации для обобщения высказываний учащихся об основной мысли текста и для составления плана на основе иллюстраций в учебнике.
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение про себя («жужжащее» чтение)
-А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по цепочке и ответим на вопрос, какие подарки решили сделать дети своей маме и почему?
- Понравились ли маме подарки?
- Что мама сказала про своих детей?
- Прочитайте, какое обещание дали дети маме.
- Художник нарисовал к этому стихотворению картинки. Рассмотрите их.
- Соответствуют ли рисунки событиям рассказа? (да)
- К какому эпизоду подходит иллюстрация на стр. 32?
- Найдите этот эпизод в тексте. Давайте прочитаем его
- К какому эпизоду подходит иллюстрация на стр. 33?
- Найдите этот эпизод в тексте. Давайте прочитаем его
Предлагает домашнее задание
- Мы прослушали текст, прочитали стихотворение вслух, ответили на вопросы.
- Вам нужно научиться читать стихотворение без ошибок, отвечать на вопросы учебника; раскрасить букет для мамы по выбору
Ребята выполняют физические упражнения для снятия напряжения.
Учащиеся воспринимают информацию,
Учащиеся участвуют в диалоге, рассказывают о своих впечатлениях.
Дети выполняют задания учителя по выразительному чтению стихотворения
(слайд 14)
(слайд 15)
(слайд 16)
Дети читают текст по цепочке, следят за чтением товарищей, участвуют в диалоге по содержанию прочитанного, выполняют задания по поиску информации в тексте, читают отрывки из текста в соответствии с сюжетными картинками учебника
(слайд 17)
Записывают Д/З в дневниках
С 32 – 33, букет для мамы
(слайд 18)
Личностные:
формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью.
Регулятивные УУД:
- умения действовать по внутреннему плану
Личностные УУД:
- умение оценивать поступки людей;
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Познавательные УУД:
- Умение выделять существенное, делать простейшие обобщения;
Личностные УУД:
Понимание личной ответственности за свои поступки
Коммуникативные УУД:
Умение работать в коллективе
Познавательные УУД:
Умение читать
Познавательные УУД:
- умение правильно и чётко построить ответ на вопрос
-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух
-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
- умение ориентироваться в тексте
-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков
Коммуникативные УУД:
-умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Рефлексивно-оценочный этап
4 мин.
организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.
Метод «Не оконченное предложение
Практический
Ф
И
Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания
- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Так скажите мне, в какой же дом, приходит праздник? (где помогают маме)
- А мамочкам помогать нужно всегда или только 8 марта?
- Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что вы ребята, теперь сумеете приготовить правильный подарок маме.
Итог нашего урока. Продолжите фразу:
(слайд 19)
- На этом уроке я похвалил бы себя за ..
- Мне было сложно
- После урока мне захотелось ..
- Теперь я знаю, что
«Букет для мамы»
- Ребята, что принято дарить на праздники? (подарки)
- А что больше всего на свете любят женщины? (цветы)
- Давайте представим, что мы составляем букет для мамы. Пусть оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на уроке оцениваете на «отлично», жёлтые цветы – на «хорошо», красные – если работать сегодня было не интересно или тяжело.
- Выберите свой цветок и приклейте его на лист.
-Я довольна нашим уроком, большое вам спасибо за хорошую работу!
Ребята участвуют в диалоге по подведению итогов урока, выказывают свое отношение к содержанию урока, дают самооценку своей деятельности в течение всего урока.
Личностные:
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
15