Дидактический материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста


Дидактический материал по развитию речи для детей старшего возраста Воспитатель: Лысенкова О.Н
Упражнения по грамматическому строю речи в сочетании с пересказом
Храбрый еж
Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами, согласовывать существительные с прилагательными в числе.
Материал: фигурки магнитного театра, предметные картинки с изображением лесных обитателей.
Текст:
Ветер елками шумит,
Ежик наш домой спешит,
А на встречу ему волк,
На ежа зубами – щелк!
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Вопросы к детям.
- Куда спешил ежик?
-Кого он повстречал в лесу?
- Почему волк убежал от ежа?
Воспитатель просит ребят пересказать содержание текста своими словами, из предметных картинок отобрать те, на которых изображены действующие лица, и ответить правильно:
В лесу живет злой (кто?) волк.
В лесу живет много злых (кого?) волков.
По ночам в лесу воют злые (кто?) волки.
Бабушка рассказала сказку о злом (о ком?) волке. И так далее.
Зайчик и дождь
Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.
Материал: настольный или магнитный театр.
Текст:
Сидит зайчик на поляне, греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце). Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла ( закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.
Вопросы к детям:
- Где сидел зайчик?
- Почему зайчик спрятался под кустик?
Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами. Придумать продолжение сказки.
Лето
Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица (по аналогии); закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогом.
Текст:
Таня и Оля гуляли по лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, теплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.
Вопросы к детям:
- Что делали девочки на лугу?
- Куда побежали Таня и Оля?
Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко по тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):
Таня одевается. – Оля раздевается.
Таня обувается. – Оля разувается.
Таня завязывает. – Оля развязывает.
Затем дети называют действия по аналогии:
Оля купается, и я купаюсь.
Оля одевается, и я одеваюсь.
Оля умывается, и я умываюсь.
Воспитатель просит их сказать правильно:
Дети пошли купаться (куда?) на речку.
Дети купаются (где?) в реке.
Дети переплывают (что?) реку.
Лодки плывут (где?) по реке.
Предложить детям придумать продолжение рассказа.

Работа с предложением.
Дидактическая игра «Почемучки».
Цель: Научить детей составлять сложные предложения, используя союз потому что.
Ход игры.
Текст сказки А. Рыбакова «Про Потому и Почему»:
Жили-были Потому и Почему? Видят они катится бревно.
- Почему оно катится? – спросил Почему.
- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.
- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.
Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.
- Почему она летит? – спросил Почему.
- Птица летит потому, что у нее крылья есть, - ответил Потому.
- А почему бы нам не сделать крылья? – спросил Почему.
Сделали тогда Потому и Почему крылья, и получился у них самолет.
И полетели они дальше удивляться.
Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему.
Вопросы к детям:
- Какие вопросы задавал Почему?
- Как отвечал Потому?
Дети составляют предложения по вопросам:
- Почему пришел врач?
- Почему люди берут зонты?
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- Почему летом не носят шубу?
- Почему зимой надевают варежки?
Дидактическое упражнение
«Про Мишутку»
Цель: Использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.
Материал: настольный театр – домик, лес, Мишутка.
Текст:
Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать. «Жил-был Мишутка в лесу. Однажды шел он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику ( что сделал?) пошел. Мишутка вокруг домика ( что сделал?) обошел. А потом в домик (что сделал?) зашел. Он там меду нашел. А потом он из домика ( что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошел. Через полянку (что сделал?) перешел и ушел к себе домой». А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.
Дидактическое упражнение
«Что делают дети?»
Цель: Ввести в речь детей глаголы с приставками.
Материал: парные сложенные картинки.
Вопросы к детям:
Что делает мальчик? (Рисует).
Что сделал мальчик? (Нарисовал).
Пары глаголов: лепит-слепил,
моет – вымыл,
пел – спел,
играет – поиграл,
гулял – погулял.
СловобразованиеДидактическое упражнение «Спортсмены»
Цель: Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.
Материал: картинки с изображением спортсменов.
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
Спортсмен, который ходит на лыжах, - …..(лыжник).
Спортсменка, которая ходит на лыжах, - (лыжница).
Прыгает в воду … - (прыгун, прыгунья).
Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.
Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии?»
Цель: Учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.
Словарный материал:
- чик - истракетчик танкист
минометчик связист
летчик артиллерист
зенитчик
Дидактическое упражнение «Сложные слова»
Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит …. (рыболов),
пчел разводит … (пчеловод),
сам летает … (самолет),
лес рубит … (лесоруб).