Урок гражданственности Донбасса на тему: «Моя семья и мой родной Донбасс».
2
Тема: «Моя семья и мой родной Донбасс».
Цель: - уточнить и систематизировать знания детей о семье; познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи;
-Развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы, выражать их в речи, развивать воображение детей.
- Воспитывать уважение и гордость за свое имя, фамилию, род; любовь и уважение к родителям и другим членам семьи
Ход урока :
1. Организационный момент.Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашего урока«Моя семья и мой родной Донбасс». Как вы думаете, о ком мы с вами будем разговаривать?Правильно ребята, сегодня мы поговорим о самых близких нам людях: это наши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры, об уважительном и заботливом отношении к ним.Семья - слово это понятно всем, как слово «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.А еще это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.
2. Основная часть.
Игра «Строим дом»- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом создаётся по кирпичику. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции. Давайте построим такой дом. На кирпичиках написаны вопросы: - Кто моет посуду?- Кто зарабатывает деньги?- Кто ходит за покупками?- Кто ухаживает за животными?- Кто убирает постель?- Кто готовит ужин, варит обед?- Кто пылесосит?(Дети по очереди выходят, берут кирпичики, читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют, так чтобы построить дом.)- Молодцы! Дом для дружной семьи готов!А дом, заставленный добром – еще не дом.И даже люстра над столом – еще не дом.Чего не хватает в этом доме? (Людей, близких, животных)Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие по духу вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон. (Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу.)Поселим в наш дом МАМУ, ПАПУ, СЫНА, ДОЧЬ, БАБУШКУ, ДЕДУШКУ.Детей учитель разбивает на группы и даёт задание : НА КАРТОЧКАХ «МАМА», «ПАПА», «СЫН», «ДОЧЬ», «БАБУШКА», «ДЕДУШКА» НАПИШИТЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЭТОТ ЧЛЕН СЕМЬИ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОЙ НЕДЕЛИ.Зачитываются ответы детей.Учитель подводит к выводу:Кто при обсуждении был внимателен и ответит, чем жизнь взрослого человека, живущего рядом, отличается от жизни детей? (Ответы детей)Конечно, ваш самый главный труд – это учёба, но когда он выполнен, то у вас остаётся время для своих увлечений: компьютер, секции, кружки, прогулки и т.д. у взрослых гораздо больше дел. А если у кого-то нет рядом бабушки и дедушки, то все с удвоенной силой ложатся на плечи родителей, а они должны ещё ходить на работу, чтобы хватало средств на оплату квартиры, покупку еды, одежды и на отдых и развлечения.
Физминутка:
В комнату вошёл мой папа.
Мама убрала в шкаф шляпу.
В конуру залез наш пёс.
Гриша нам арбуз принёс.
Поскачите, попляшите,
Сядьте, тихо посидите,
Поднимитесь, подтянитесь,
Распрямитесь и согнитесь,
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Ситуация «Дома после школы» Чтение текста из «Весёлый этикет» Н.Е.Богуславской «Дома после школы»Обсуждение ситуации. «Народная мудрость гласит»- О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).А теперь продолжите пословицу:– Гость на пороге – счастье в (доме).– Дом без хозяйки (сиротка).– Дом вести (не бородой трясти).– Яблоко от яблони (не далеко падает).– Чем богаты, (тем и рады).– В гостях хорошо, (а дома лучше).
3. Игра «Назови ласково» .
- Ребята, когда вы представляли своих родителей, у вас на лицах была улыбка.
Это, наверное, потому, что вы их очень любите, и поэтому называете их дома ласково.
- Как ласково вы называете своих родителей? (Ответы детей).
- Как вас родители называют ласково?
4. Игра «Кто что делает дома?»
- В каждой семье, у всех её членов есть свои обязанности: кто-то стирает, кто-то готовит обед ...
- Как в ваших семьях распределяются обязанности среди её членов?
Дети подходят поочерёдно по два человека к столу, берут карточки, на которых схематично нарисованы семейные обязанности, называют и ставят в кармашек, который располагается на рисунке около детей или их родителей (как дети считают сами). Затем обобщаем, кто какие обязанности выполняет в семье.
5. Разучивание пословиц о семье.
Предлагаю детям назвать, какие семьи бывают? (Строгие, добрые, трудолюбивые, спортивныe и т.д.).
Семьи бывают разные. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, любовь друг к другу. Ведь не зря народ сложил много пословиц о семье:
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе - и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Задания:Семья в куче – не страшна туча.Дети не в тягость, а в радость.Дом вести – не рукавом трясти.Не нужен клад, когда в семье лад.Когда семья вместе, так и душа на месте.
6. Чтение стихотворения о Родине.
Самым дорогим для человека является семья. Но не менее дорогим и близким является то место, где он родился, вырос и живёт - это его Родина. И не зря Родина переводится как родное, близкое, дорогое.
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса.
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
- Как называется наша Родина?
Издавна люди любили свой город, край и сложили о них много пословиц и поговорок. Предлагаю детям их назвать.
- Береги землю любимую, как мать родимую.
- Люби и знай родной свой край.
- Не бывает плохой земли, а бывают плохие хозяева.
- Леса и воды - украшение природы.
- На свете есть много земель, но лучше родной нет никакой.
3. Заключительная часть.
Детьми разыгрывается сценка «Семейное чаепитие». Рассматривается поведение членов семьи.Пусть все это только игра,Но ею сказать мы хотели:Великое чудо семья!Нет в жизни важнее цели!Храните ее! Берегите!И я хочу Торез тобой гордиться.Мне есть за что судьбу благодарить.Мне на Донбассе посчастливилось родиться,В краю шахтерском довелось мне жить.
- Ребята, что такое семья?
Раздаются всем детям памятки «Помоги сберечь семью!»
ПАМЯТКА «Помоги сберечь семью!»
Настоящий сын бережет покой родителей. Настоящая дочь заботится о благе своей семьи. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся. Не вступай в пререкания с взрослыми. Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются. Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне. Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.
·