Родительское собрание. Подготовительная группа. Готов ли Ваш ребёнок к школе?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД общеразвивающего вида №22 п. Стодолище.
Учитель – логопед Пантюхова Т.В.
2015 год.
Готов ли Ваш ребёнок к школе?
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психолого-педагогического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной деятельности существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:- хорошее физическое развитие ребенка;- развитый физический слух;- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;- нормальное функционирование ЦНС;- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности, мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
О психологической готовности детей Вам уже рассказала Татьяна Владимировна.
Я же хочу более подробно остановиться на речевом развитии будущих школьников.
Образовательная область «Речевое развитие»
У детей 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Итак, особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Уточним их.1. Сформированность звуковой стороны речи.2. Полная сформированность фонематических процессов.3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.4.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных.5. Сформированность грамматического строя речи.
Как правильно оценить состояние речи своего ребенка?Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. Для того чтобы правильно оценить уровень речевого развития ребенка, необходимо познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка, большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения в школе.
Анализ литературы позволил выявить следующие трудности, возникающие у детей:1.Несформированность звуковой стороны речи. Ребенок не владеет правильным, четким звукопроизношениемзвуков всех фонетических групп.2. Не полная сформированность фонематических процессов, т.е. они не слышат, не различают, недифференцируют звуки родного языка.3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.4. Не умение пользоваться разными способами словообразования, не правильно употребляют слова суменьшительноласка тельным значением, не умеют
образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от
существительных.5. Не сформированность грамматического строя речи: не умение пользоваться развернутой фразовой речью, не умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов впредложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; Не владеют пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Не умеют самостоятельно составлять рассказ-описание.Таким образом, формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях и семье.
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.
6 лет
Обладает словарем около 4000 слов
Все звуки произносит правильно.
Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
Пользуется сложными предложениями.
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении
Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
Меня, конечно порадовали наши дети. В начале сентября, при обследовании, мною было выявлено большое количество нарушений речи у детей. На сегодняшний день, можно сказать, что 20 детей, по своему речевому развитию, готовы к обучению в школе. У остальных детей ещё есть недостатки в речевом развитии. Итак, остановлюсь подробнее.
Звукопроизношение - 16 детей близко к норме, у 7 человек нарушено по одному звуку – «Р», и у оставшихся 4 детей нарушено несколько звуков.
Фонематическое восприятие – у 20 детей в пределах нормы, у 7 обратить внимание.
Анализ и синтез слов – 22 ребёнка выделяют начальный звук, 5 выделяют с помощью.
Словарный запас у всех детей ниже нормы, но в допустимых пределах у 20 детей, а 7 нужно обратить внимание.
Связная речь – рассказ - описание с незначительной помощью составляют 17 детей, на остальных надо обратить внимание.
Почти у всех детей недостаточно сформирован темп речи. Им всем надо так быстро высказать, то, что им сейчас пришло в голову, что зачастую, невозможно понять о чём они говорят.
Хочу сказать, что, даже получив такие результаты, успокаиваться рано. Первое на что надо обратить внимание- это на то, чтобы при говорении у детей работали губы, чтобы они не закрывали рот руками.
Второе – если ребёнок всё ещё неправильно произносит звук в речи- «перестать» его слышать.
Третье, перестать выполнять просьбы ребёнка, по жесту или односложной просьбе. Предложите ему высказать своё желание в развёрнутой форме.
Научитесь «шантажировать» своих детей, будьте хитрее. Например, ребёнок не хочет заниматься. Скажите, что у вас устали глаза и чтобы вам стало легче, он должен вам почитать буквы и т. д.
Оставшееся время необходимо использовать для того, чтобы помочь детям подготовиться к школе.
Успехов, Вам, в этом не легком деле!
Родительское собрание
(подготовительная группа)
Готов ли Ваш ребёнок к школе?Arial Black