Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по УМК «Гармония» на тему С.Л.Прокофьева Сказка про честные ушки
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе.
УМК «Гармония»
Учитель Шишкина Л.В.
Тема: С.Л.Прокофьева «Сказка про честные ушки»
Тип урока: комбинированный
Цель: знакомство с творчеством С.Л.Прокофьевой и анализ худ.произведенияЗадачи:
1.Образовательные:
- познакомить с биографией С.Л.Прокофьевой, её произведением «Сказка
про честные ушки», его содержанием;
- продолжить работу над совершенствованием навыков чтения:
правильностью, беглостью, скоростью;
- активизировать вдумчивое чтение
2.Развивающие:
- развивать устную речь учащихся;
- развивать образное и логическое мышление;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать умение анализировать, обобщать
3.Воспитательные:
- воспитание нравственности (честности, правдивости) через анализ содержания художественного произведения;
- воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в паре
Ход урока
Этапы Содержание Примечания
I.Организация детей на занятие Мир волшебный перед вами
Здесь, за книжными листами
Поздравляет вас звонок,
Начинается урок.
II.Проверка домашнего задания - На прошлом уроке литературного чтения вам было задано почитать дома рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже» и постараться передать настроение героев произведения. Давайте найдём самого лучшего актёра в чтении рассказа.
3-4 ученика читают
III.Постановка цели урока, сообщение темы - Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня не менее жизненный и вполне мог произойти с одним из нас. Автор С.Л.Прокофьева назвала его «Сказка про честные ушки»
IV.Подготовительная работа 1.Рассказ об авторе.
Софья Леонидовна Прокофьева родилась 14 мая 1928 года. В детстве большую часть времени проводила с няней. От неё и услышала первую в своей жизни сказку. Её отец был художником, дядя – пианистом. Сама окончила институт и стала рисовать иллюстрации к книгам. Довольно много работала для детского театра вместе с другими детскими писателями.. Стремилась создавать героев, понятных детям своим характером, забавных, жизненных.
2.Подготовка к восприятию текста.
- Таким интересным человеком является С.Л.Прокофьева. Настало время познакомиться с рассказом со сказочным названием «Сказка про честные ушки».
- Давайте закроем книги, отложим их на край стола, сядем поудобнее и познакомимся с новыми героями. Во время моего чтения подумайте, есть ли что-то сказочное в рассказе Прокофьевой, и кто стал героем произведения.
V. Первичное чтение Читает учитель. Учебники закрыты
VI. Проверка первичного восприятия текста - Понравилась ли вам сказка?
- С кем произошла прочитанная история?
- Как мама догадалась, что дочка сказала неправду?
- Как вы объясните это поступок девочки?
- Исправила ли девочка ошибку в поведении?
- Какие сказочные моменты вы смогли отметить?
VII. Чтение и анализ произведения 1.Речевая разминка.
- Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.
Поработаем со скороговоркой.
Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.
- Для того, чтобы правильно читать нельзя терять ни одной буквы, быть достаточно внимательными. Потренируемся:
полка – полька
зорко – зорька
Ойка – Ольга
разбил – разлил
- Следующее упражнение тоже поможет нам правильно читать. Первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем – целыми словами:
кон-фе-та-ми – конфетами
спра-ши-ва-ет – спрашивает
- Вот ещё одно интересное задание – словесная пирамидка, которая читается от вершины к основанию. Готовы ли вы преодолеть её?
Ухо
Ушки
Сушки
Плюшки
Ватрушки
Погремушки
- Следующее упражнение – чтение родственных слов, некоторые из них встретятся нам в тексте.
Чай-чайник-чаепитие.
Краса-красный-красивый-покраснели.
Крик-кричала-закричала.
Сердитый-сердиться-рассердиться.
2.Чтение произведения детьми.
- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
3.Анализ произведения.
1) – Как Ойка разбила чашку?
- Как об этом сказано в тексте?
- Как вы думаете, задавая вопрос «Кто разбил чашку?», мама знала ответ на него? Какой он был?
2) – Найдите в тексте и прочитайте, как оправдалась Ойка. Зачем она придумала такую сказку?
3) – Как отреагировала мама на сказку Ойки? Прочитайте её слова.
-Найдите в тексте, какую сказку мама придумала в ответ.
- Как Ойка повела себя потом?
Анализируется каждая самостоятельная часть произведения
Физкульминутка Упражнение «Растишка»
Исходное положение: приседание к полу. На слова учителя постепенно поднимаются всё выше и выше, затем возвращаются в исходное положение.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
Постепенно поднялись,
Дружно опустились вниз.
VIII.Вторичный синтез 1.– Как по-вашему, какие чувства испытывала Ойка, закрывая уши руками? Почему?
- Как вы считаете, чему научила Ойку история с чашкой?
2.Работа с картинным планом.
- Я приготовила для вас 3 иллюстрации к «Сказке про честные ушки». Назовите их по порядку. Что происходит в каждой части произведения?
3.Работа в парах.
- Сейчас поработаем в парах. На ваших столах лежат конверты с частями пословиц. Вам предстоит собрать их и решить, какая из 4-х пословиц отражает главную мысль рассказа С.Л.Прокофьевой.Учитель напоминает условия работы в парах
IX. Рефлексия - С творчеством какой писательницы мы познакомились сегодня?
- Какие моменты её жизни вам запомнились?
- Что вы можете сказать о героине рассказа?
- Как вы думаете, что хотела донести до вас С.Л.Прокофьева?
- Почему нужно говорить правду?
X. Домашнее задание - Спасибо за отличную работу. Ваше домашнее задание: подготовить выразительное чтение по ролям, отметив в тексте слова каждого из героев. Это значит, что нас ждёт игра «Радиотеатр». Постарайтесь передать чувства Ойки и мамы при разговоре друг с другом.