интегрированное занятие Органы чувств-наши верные помощники
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ОРГАНЫ ЧУВСТВ - НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ».
Образовательная область: Здоровье
Раздел: Валеология
Цель:
- формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
Задачи:
Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира при помощи органов чувств;
Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками
-работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;- развивать быстроту мышления, творческое воображение;-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление; развивать активную речь детей.
- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.Предварительная работа:Беседа об органах чувств у животных и человека;Беседа по теме «Зрение», «Органы слуха», «Органы вкуса».Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки», «Игра в слова».Сюжетно-ролевая игра «Больница»;Разучивание комплекса упражнений для глаз;Разучивание дидактических и подвижных игр;Рассматривание познавательных рисунков;
Материалы и пособия:
-картинки с изображением органов чувств
- картинки для игры «Какой предмет спрятался?»;
- баночки с запахами лимона, лука, чеснока, свежего огурца.
- грецкий орех;
- аудиозаписи для слухового восприятия;
- тактильные дощечки для определения материала;
- мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».
Билингвальный компонент:
Глаз – к™з, ухо- KaлаK, нос- мaрын , пальцы- саусаK, рот- ауыз. .
Ход урока.
Воспитатель. Сегодня нас с вами предстоит очень сложная и серьезная работа. Нам необходимо изучить и исследовать несколько предметов. Но у нас нет никаких инструментов. Как и при помощи чего это можно сделать? (если дети затрудняются, воспитатель помогает при помощи наводящих вопросов.)
Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, правильно .
Почему их называют помощниками? (Ответы детей)
А теперь пора приступить к нашей работе. Для начала помассируем орешками наши ладошки и пальчики. Это непростой орех, а орешек знания.
Орешек знанья твердый,
Но всё же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание наше «Хочу все знать».
Воспитатель. Сегодня нам орешек поможет узнать все о наших помощниках, о наших органах чувств.
.
Показывает детям очки. Какой орган чувств я имела в виду? (Глаза). Б.к.
Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).
Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов). Выставляет на доске карточки-схемы, обозначающие цвет, размер, форму.
Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (Нужно делать гимнастику для глаз).
Гимнастика для глаз "Белка"Белка дятла поджидала,- (Резко перемещать взгляд вправо - влево)Гостя вкусно угощала:- Ну-ка, дятел, посмотри! - (Перемещать взгляд вверх - вниз).Вот орехи: раз, два, три! - Пообедал дятел с белкой - (Помигать глазами)И пошел играть в горелки - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
Игра «Какой предмет спрятался?»
(Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)
В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении.
Воспитатель: Следующий орган чувств отгадать будет несложно. (Показывает детям фонендоскоп). Чем мы слышим и слушаем? (ушками) Б.к. Какой это орган? (Орган слуха).
В: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.
Кто знает, что нельзя делать? (ответы детей).
Массаж ушных раковин: Дети проговаривают чистоговорку.
1. Растирание ушей ладонями рук жу-жу-жу – я летаю и жужжу. «Согреем ушки».
2. Потягивание ушных раковин в Жи-жи-жи – мне цветок покажи
стороны, вверх, вниз.
3. Складывание пополам сверху - Же-же-же – Василек растет в меже. вниз, снизу-вверх и прижимание
ушных раковин к голове.
4. Почёсывание козелки уха.
5. Мизинцами пощекотать в ухе. Жу-жу-жу – про цветы всем расскажу.
В: Ребята, а уши нужны только людям? О чем ушки могут предупредить животных?
Дидактическая игра «Чьи это уши?»В: А сейчас я предлагаю вам разобраться вот в этих картинках. Что-то художник не дорисовал. Посмотрите внимательно, я что-то не пойму?Д: Не хватает ушей у зверей.В: Найдите их и присоедините. Будьте внимательны, не перепутайте!В: Вы молодцы! Правильно справились с заданием.Проделаем такой опыт. (Фонограмма тихо).
1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху.
2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? Звук не рассеивается по всей площади.
3) Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.
А) Возьмём расчёску, натянем – она загудела.
Б) Если капнуть из леечки в таз, то услышали “кап”.
В) Если ударить по металлофону, другой звук.
Звук может быть сильнее или слабее, но он должен бежать по чему- нибудь: по воздуху или воде.
Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши.
Игра «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай мелодию».
Физкультурная минутка:Есть в большом лесу избушка – наклоны с поворотом вокруг себя.Стоит задом наперед.В той избушке есть старушка – приседания с хлопкамиБабушка Яга живет.Нос крючком – показ руками вперед себяГлаза большие, – круговые вращения руками в стороны.Словно искорки горят – сжимать и разжимать пальцы в кулакУши старые, глухие, - наклоны вправо влево с выставлением ладоней возле ушей.Но подслушать всё хотят.А под печкою кузнечики куют-куют-куют – удары кулачками по кругу перед собой.Словно песенку веселую поют-поют-поютХлоп – туда, хлоп – сюда - хлопки вправо, влевоНет особого труда - прыжки на месте.
Воспитатель показывает детям флакон капель для носа.
Ребята, что это у меня в руках? Для чего они нужны? (нос) Б.к. Какой это орган чувств? Какую роль играет нос в жизни человека?
Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? А если лекарством?
Дидактическая игра “Узнай по запаху”.
На небольшом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (овощи, фрукты). Воспитатель завязывает одному ребенку глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке.
В: Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали!
После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос.
Проводится дыхательное упражнение “Аромат цветов”.
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
В: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)В: А определить продукты на вкус нам помогает? Правильно язычок. Б.к. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. В: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.Выполняется артикуляционная гимнастика:"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И."Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти."Покусывание кончика языка""Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо."Лошадка" Поцокать языком."Подуть на кончик языка"Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дидактическая игра “Узнай на вкус”.Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.
Воспитатель показывает детям варежку. Что и от чего она защищает? (руки) Чем покрыты наши руки и все тело? (кожей) Б.к.
Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).
Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).
Какую поверхность чувствует кожа?
Игра «Прочувствуй поверхность предметов руками».
(Цель: узнавать предметы на ощупь, кратко описать поверхности предмета)
Найдите карточки, отображающие уход и заботу за органом осязания.
Итак, ребята, мы убедились, как важны и что действительно являются помощниками наши органы чувств.
Я хочу поиграть с вами в игру “Какой орган узнает об этом?”
Яркий – глаза – красный
Ароматный – нос – запах
Сладкий – рот – кислый
Стучит – уши – музыка
Больно – кожа – горячо
Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой орган за что отвечает.
Наше путешествие закончено.
Заголовок 1Заголовок 315