Сценарий литературно — музыкальной композиции, посвященной поэтам Серебряного века


Сценарий литературно- музыкальной композиции, посвященной поэтам Серебряного века
1 ведущий: Серебряный век,,, Это словосочетание ассоциируется у нас с каким- то ярким, благополучным явлением со своим неповторимым лицом. Эта эпоха, длившаяся от силы четверть века, резко отличалась от того, что
было до и после него. На протяжении короткого Серебряного века в литературу вступило четыре поколения русских поэтов: бальмонтовское (60-70годы 19 века), блоковское (80-ые годы), гумилевское ( около 1886 года) и, наконец, поколение 90-ых, к которому относятся Цветаева, Есенин, Маяковский и др.
Звучит песня в исполнении Е.Камбуровой «Послушайте!»
2 ведущий: Именно в этот период заявили о себе такие литературные течения, как символизм, акмеизм, декадентство, футуризм. Творчество многих поэтов Серебряного века было настолько ярким и многогранным, что не укладывается ни в одно из этих течений и направлений. Как бы то ни было, это самая творческая эпоха в российской истории. А расцветом Серебряного века принято считать именно 1915 год. Бурная, неспокойная обстановка в стране, требовавшая решительных перемен, способствовала пересечению путей искусства и политики. Общество искало пути к новому социальному строю, а писатели и поэты стремились освоить новые художественные формы.
1 ведущий: Как известно, 2015 год – год литературы. И мы нынче отмечаем не только столетие наивысшего подъема литературы Серебряного века, но и юбилеи целого ряда его представителей. Юбилярами являются Блок и Есенин, Иннокентий Анненский и Велимир Хлебников, Андрей Белый и Саша Черный, Иван Бунин и Борис Пастернак. Нам кажется уместным сегодня вспомнить творчество некоторых из них, поговорить о том. что волновало этих поэтов, что двигало их пером, остановиться на отдельных моментах их трагических судеб и , конечно, почитать стихи, любимые стихи поэтов Серебряного века.
Слайд 1 – портрет И.Анненского2 ведущий: «Последним из царскосельских лебедей» назвал Иннокентия Анненского в своем стихотворении Николай Гумилев, так как Анненский был одно время директором Царскосельского Лицея. Его личность оставалась во многом загадкой для современников. Его сын Валентин Кривич писал: «для меня в отце всегда соединялось несколько совершенно разных людей». Из скудных мемуарных источников известно, что Анненский выглядел как утонченный цветок городской цивилизации, чуть не с младенчества жил среди книг и книгами. Еще в гимназии увлекся древними языками, потом греческой и римской мифологией, Античный мир обладал для него особым очарованием, и он ушел в него с головой. До конца жизни основным источником его материального благосостояния оставалась педагогическая деятельность.
Звучит стихотворение Анненского в исполнении чтеца:
Среди миров в мерцании светилОдной звезды я повторяю имя…Не потому, чтоб я Ее любил,А потому, что мне темно с другими.И если мне на сердце тяжело,Я у Нее одной ищу ответа,Не потому, что от Нее светло,А потому, что с ней не надо све 1 ведущий: Точно установить, когда начинается творчество Анненского, в каком порядке были созданы его произведения, невозможно, ведь он не публиковал их в периодике, не датировал, а для сборников группировал по собственной логике. По собственному признанию, писать стихи он начал в 70-ые годы: «Я твердо держался слов моего брата Николая Федоровича: «до 30 лет не печататься!», и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи». Помимо поэзии, Анненский занимался драматургией, литературной критикой. Однако много сделать в искусстве он не успел _ скончался в 1909 году на Царскосельском вокзале от сердечного приступа. Вторая Книга его стихов «Кипарисовый ларец» вышла лишь через год после его смерти.
2 ведущий: Основные мотивы лирики Анненского – мотив жизни и смерти, одиночества, двойничества, весьма скупо представлена тема любви . Критик Маковский сказал об Анненском так: «Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осужденный на глухоту современников, он трагичен, как жертва исторической судьбы». В этом году Анненскому исполнилось бы 160 лет.
Слайд 2 – портрет Блока. Звучит музыка Г.Свиридова на стихи Блока «Песни безвременья»
1 ведущий: Говорить об Александре Блоке много нет смыла – За него все сказали его стихи, так как его творчество в школьной программе представлено достаточно широко. Подчеркнем лишь, что в поэзии Блока нашли отражение желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, показать самоценность чувства лирического героя,, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала. Поэзии Блока свойственна исповедальность. Как записал он в своем дневнике, «стихи – это молитвы, а поэт – апостол, слагающий их в божественном экстазе».
Чтец читает стихотворение Блока:
Ветер принёс издалёка Песни весенней намёк, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звёздные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принёс издалёка Звучные песни твои.
2 ведущий: Несколько любопытных фактов: В период с 1917 по 1920 год Блок входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов; был членом Театрально-литературной комиссии, сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса; входил в редколлегию издательства «Всемирная литература»; был председателем Петроградского Союза поэтов.
1 ведущий:. Как представитель молодого поколения, он воспринял от старшего поколения поэтику намеков, оттенков и понятие символического образа, а о поэта и философа Владимира Соловьева – идеалистическое отношение к действительности, идеи о порочности мира и его спасительнице – Вечной Женственности, в основе которой лежал образ жены, облеченной в Солнце. Эти идеи нашли воплощение в «Стихах о Прекрасной Даме». Послушаем же стихи Блока.
Звучит стихотворение в исполнении чтеца:
Вечереющий день, догорая,Отступает в ночные края.Посещает меня, возрастая,Неотступная Тайна моя.Неужели и страстная дума,Бесконечно земная волна,Затерявшись средь здешнего шума,Не исчерпает жизни до дна?Неужели в холодные сферыС неразгаданной тайной землиОтошли и печали без меры,И любовные сны отошли?Умирают мои угнетенья,Утоляются горести дня,Только Ты одинокою теньюПосети на закате меня.
Слайд 3- портрет Велимира Хлебникова.
2 ведущий: Велимиру (Виктору) Хлебникову в этом году бы исполнилось 130 лет. Но жизненный путь одного из самых ярких поэтов 20 века был недолгим – он прожил всего 37 лет, 17 из которых посвятил поэзии. Творчество Хлебникова тесно связано с футуризмом. Основной целью его стало создание метаязыка Вселенной. Он стремился к созданию словообраза, который отражал бы предмет в живом сочетании форм и красок. При помощи разных суффиксов и префиксов он стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянскую речь. Он пытался, не разрывая круга корней, свободно плавить слова. В трактовке природы звука проявился планетарный характер мышления поэта. Звук для него – вспышка, свет.Бобэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй - пелся облик,Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствийВне протяжения жило Лицо.
1 ведущий: У Хлебникова не было дома, не было службы, не было денег. Он жил у друзей, знакомых и просто случайных людей, но везде работал как одержимый. Его можно было застигнуть пишущим стихи в самых необычных местах – в магазине на оберточной бумаге, в книжной лавке на обложке любой книги, в постели, на краешке подушки. Порой он совершенно забывал свои стихи; бывало, при нем прочтут стихи, он похвалит их и спросит, кто это написал. Уникальность Хлебникова в том, что он был ,как никто, свободен и независим. Творения, оставленные этим «тихим пророком, известны во всем мире. Вспомним их и мы.
Звучат стихи Хлебникова:
Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном свитке
Восчла роковое письмо.
Ты свитку внимала немливо,
Как взрослым внимает дитя,
И подлая тайная сила
Тебе наблюдала хотя.
Слайд 5 – портрет Андрея Белого.
2 ведущий: Андрей Белый - литературный псевдоним Бориса Бугаева. Как и Блок, родился и воспитываллся в профессорской семье. Его отец, декан физико – математического факультета Московского университета. Как и Блок, Белый относится к младосимволистам. Как и у Блока, одной главных тем творчества Белого была Россия.
Чтец читает стихотворение «Родина»
Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;
И в раздолье, на воле - неволя;
И суровый свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля -
Посылает нам крик: "Умирай -
Как и все умирают..." Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз: -
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слез.
Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой -
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
1 ведущий: В годы, когда символисты пользовались наибольшим успехом, Белый состоял в «любовных треугольниках» сразу с двумя собратьями по течению — Валерием Брюсовым и Александром Блоком. Отношения Белого, Брюсова и Нины Петровской вдохновили Брюсова на создание романа «Огненный ангел» (1907). Треугольник Белый — Блок — Любовь Менделеева замысловато преломился в романе «Петербург» (1913).
2 ведущий: Стилистическая манера Белого предельно индивидуализирована — это ритмическая, узорчатая проза с многочисленными сказовыми элементами. По словам критика Шкловского, «Андрей Белый — интереснейший писатель нашего времени. Вся современная русская проза носит на себе его следы» Писатель умер 8 января 1934 года от инсульта после солнечного удара, случившегося с ним. Он предсказал свою судьбу в стихотворении «Пепел» (1907):
Золотому блеску верил,А умер от солнечных стрел.Думой века измерил,А жизнь прожить не сумел.
Один из крупнейших потов того же времени Осип Мандельштам  написал на смерть Белого стихи, начинающиеся так: «Голубые глаза и горячая лобная кость — Мировая манила тебя молодящая злость…»
Слайд 6 – портрет Саши Черного
1 ведущий: Саша Чёрный (Алексадр Гликберг) родился в Одессе, в семье провизора, агента торговой фирмы. В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так и появился псевдоним.
Чтобы дать ребёнку возможность поступить в белоцерковскую гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал из дома, стал нищим, попрошайничал. Об его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К.К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе.
2 ведущий: В 1905 году переезжает в Петербург, где публикует принесшие ему известность сатирические стихи в журналах . В основном его стихи предназначались детям, как вот это:
Два утенка подцепили дождевого червяка,Растянули, как резинку, - трах! и стало два куска...
Желтый вправо, черный влево вверх тормашками летит. А ворона смотрит с ветки и вороне говорит:
"Невозможные манеры! посмотрите-ка, Софи... Воспитала мама-утка... Фи, какая жадность! Фи!"
Из окна вдруг тетя Даша корку выбросила в сад. Вмиг сцепились две вороны - только перышки летят.
А утята страшно рады:"Посмотрите-ка, Софи...
Кто воспитывал? Барбоска? Фи! и очень даже фи!
Как писал Чуковский: «получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного».
Саша Черный Обучался в Гейдельбергском университете Германии. После революции эмигрировал, жил в Литве, Берлине, Риме, Париже
В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, построил свой дом, куда приезжали русские писатели, художники, музыканты.
1 ведущий :Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.
Могила поэта была утеряна вследствие того, что за неё некому было платить. Жена Саши Чёрного, Мария Ивановна, скончалась в 1961 году. Детей у поэта не было. Зато остались стихи, которые сейчас прозвучат:
Мы сжились с богами и сказками,
Мы верим в красивые сны,
Мы мир разукрасили красками
И душу нашли у волны,
И ветру мы дали страдание,
И звездам немой разговор,
Всё лучшее наше создание
Еще с незапамятных пор.
Аскеты, слепцы ли, безбожники —
Мы ищем иных берегов,
Мы все фантазеры художники
И верим в гармонию слов.
В них нежность тоски обаятельна,
В них первого творчества дрожь...
Но если отвлечься сознательно
И вспомнить, что всё это ложь,
Что наша действительность хилая —
Сырая, безглазая мгла,
Где мечется глупость бескрылая
В хаосе сторукого зла,
Что боги и яркие сказки
И миф воскресенья Христа —
Тончайшие, светлые краски,
Где прячется наша мечта, —
Тогда б мы увидели ясно,
Что дальше немыслимо жить...
Так будем же смело и страстно
Прекрасные сказки творить
Слайд 7 – портрет Есенина. Звучит песня на слова Есенина: «Отговорила роща золотая…»
2 ведущий: Сергей Есенин – пожалуй, самый известный и самый любимый поэт из сегодняшних юбиляров. Он родился 120 лет назад, 3 октября 1895 года. С первых поэтических сборников («Радуница», «Сельский часослов») выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.
Чтец читает стихотворение:
Гой ты, Русь моя родная,Хаты — в ризах образа…Не видать конца и края —Только синь сосет глаза.Как захожий богомолец,Я смотрю твои поля.А у низеньких околицЗвонко чахнут тополя.Пахнет яблоком и медомПо церквам твой кроткий Спас,И гудит за коcогоромНа лугах веселый пляс.Побегу по мятой стежкеНа приволь зеленых лех,Мне навстречу, как сережки,Прозвенит девичий смех.Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»,Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою».
1 ведущий: После приезда Есенина в Петербург М,Горький писал Ромену Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».
2 ведущий: Творчество Есенина предстаёт сложным и противоречивым. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. «Моя лирика, — говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве».
Я покинул родимый дом,Голубую оставил Русь.В три звезды березняк над прудомТеплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой лунаРаспласталась на тихой воде.Словно яблонный цвет, сединаУ отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!Долго петь и звенеть пурге.Стережет голубую РусьСтарый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в немТем, кто листьев целует дождь,Оттого, что тот старый кленГоловой на меня похож
1 ведущий:Последний год жизни был невероятно плодотворным. Есенин готовил к выходу полное собрание своих сочинений. «В России почти все поэты умирали, не увидев полного собрания своих сочинений. А я вот – увижу»- был уверен он. К концу ноября все три тома уже сданы в набор. Но 28 декабря Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». По официальной версии – самоубийство. Сейчас предоставим слово любителям поэзии Есенина, они прочитают стихи, над которыми не властно время.
2 ведущий: Сегодня мы попытались вспомнить творчество отдельных представителей Серебряного века, каждый из которых мог бы украсить своим творчеством любую литературу. Так случилось, что они – достояние русской литературы, её гордость. И очень приятно, что вы помните и знаете их творчество.
.