Статья на тему: ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ.

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов, поскольку владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. На сегодняшний день владение иностранным языком является одним из главных условий и критериев успешности профессиональной деятельности человека. Иностранный язык становится всё более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, поэтому меняется отношение к его изучению и характеру преподавания.
Практико-ориентированное обучение – это такой вид обучения, преимущественной целью которого является формирование умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике. Практико-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста, способного осуществлять деловые контакты с иноязычными партнерами.
Одним из эффективных подходов к обучению является использование метода проектов, и, в частности, практико-ориентированного проекта. Практико-ориентированный проект предполагает проведение обучения на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний. Под практико-ориентированным проектом понимается работа над проблемой через проектную профессиональную деятельность обучающихся, которая предусматривает практическое решение этой проблемы и умение на практике применять приобретённые ими знания.
Помимо обучения иностранному языку и совершенствования их иноязычной речи, огромное значение при этом, имеет совершенствование профессиональной деятельности обучаемых и обеспечение условий комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности. Использование данного проекта способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения в реальных условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью обучаемых. А ведь именно профессиональное обучение призвано раскрыть и развить способности и задатки студентов, а также способствовать их творческому саморазвитию. И именно через практическую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования расширяется кругозор студентов, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки и умения и осуществляется постепенный рост будущих специалистов.
Преподавание английского языка в Железногорском политехническом колледже является практико-ориентированным. Колледж готовит студентов по разным специальностям, поэтому предметное содержание по каждой специальности различное.
Одно из направлений моей работы – преподавание английского языка в группах по специальностям «Информационные системы» и «Автоматизация технологических процессов и производств». Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области.
В ходе изучения курса студенты знакомятся: с устройством компьютера (устройства ввода, об
·работки, хранения и отображения информации); с различными языками программирования; с историей и ресурсами Internet.
Данный материал студенты изучают на русском языке по специальным дисциплинам и используют имеющиеся знания на уроках английского языка, дополнительно овладевая спец терминологией на английском языке, а также читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык.
Итогом изучения данного курса является проект в форме электронной презентации с использованием программы Power Point. Любой проект является процессом и, как следствие, состоит из нескольких этапов.
Первый этап - организационно-подготовительный. На данном этапе определяются проектные группы (при групповом проекте), осуществляется выбор темы проекта. Затем участники проекта определяют проблему исследования, а также цели и задачи, в ходе достижения и выполнения которых данная проблема будет решена. Участники выбирают методы и приёмы исследования, позволяющие реализовать решение конкретных задач. Также на этом этапе происходит планирование и распределение обязанностей между участниками.
Второй этап проектной деятельности – поисково-исследовательский. Этот этап является самым продолжительным и трудоёмким. В ходе него осуществляется сбор и изучение необходимой информации и непосредственное исследование на основе выбранных методов и приёмов. Итогом этапа становятся выводы и заключения, сделанные в ходе исследования.
Третьим этапом проекта является отчётно-оформительский. На данном этапе участники проекта оформляют проект и его результаты в соответствии с установленными требованиями.
И последний, завершающий этап любого проекта – информационно-презентативный. Он подразумевает защиту проекта и его оценку. В оценке проекта принимает участие не только преподаватель английского языка, который оценивает произношение, грамотность, правильность построения фраз, соответствие лексической стороны теме выступления, но и преподаватели специальных дисциплин, которые оценивают фактический материал, соответствие отобранных фотографий и рисунков, а также саму электронную презентацию.
Работа над проектом на уроках иностранного языка позволяет студенту повысить личную уверенность, что очень важно для становления будущего специалиста. В процессе самостоятельной работы развиваются интеллектуальные способности студентов, приобретаются определенные учебные умения. Все это помогает им в дальнейшей учебе, повышает познавательный интерес и формирует устойчивую положительную мотивацию к предмету “Иностранный язык”.
Профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Практико-ориентированный проект направлен на совершенствование умения овладения совместной профессиональной деятельностью и принятыми приемами профессионального общения на иностранном языке. Учащиеся в разной степени проявляют свое умение согласовывать свои действия с действиями коллег в различных деловых ситуациях, а также организовывать и поддерживать диалог на иностранном языке, что само по себе и является совершенствованием их профессионально-коммуникативной компетенции.

15