Материал к презентации Многоаспектный анализ текста — условие успешного формирования коммуникативной компетенции
Вашему вниманию предлагается опыт работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8, х.Чернышев
Лобановой Галины Николаевны
на тему:
«Многоаспектный анализ текста – условие успешного формирования коммуникативной компетенции учащихся».
Слайд 1
Первостепенная задача президентской инициативы «Наша новая школа» заключается в создании таких условий обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности и подготовиться к жизни в конкурентном мире.
В связи с этим, на первое место в преподавании русского языка в школе выходит коммуникативная компетентность. Учащиеся должны совершенствовать свои практические умения и навыки, а также навыки учебной деятельности. На этом этапе возникает необходимость многоаспектной (комплексной) работы с текстом, которая является не только важным средством обобщения и систематизации знаний, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание. Слайд 2.
Так, русский поэт XVIII в. Яков Княжнин советовал: «Читается трояким образом: первое — читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье — читать и понимать даже то, что не написано».
Слайд 3
Работа по анализу текста организуется учащимся как исследовательская деятельность, когда мы определяем тему, идею текста, выделяя ключевые слова, выстраивая смысловые ряды, и формируем значения, из которых складывается затем «остаток», составляющий основное смысловое содержание, мы как раз и решаем задачу поиска того, что содержится между строк.
Слайд 4
В МБОУ СОШ № 8 обучается 94ученика. Контингент обучающихся разнороден и представляет разные социальные группы: 35% - рабочие; 26% - служащие и интеллигенция, 39% - не имеют постоянной работы или не работают совсем. Следствие этого – разный уровень интеллекта школьников.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации девятиклассников разных лет показал, что не все обучающиеся умеют адекватно понимать информацию устного сообщения, не могут определить главную мысль. Из них - 34% обучающихся не видит авторской позиции в тексте, 33% допускают логические ошибки, не видят средства художественной изобразительности в тексте, 22% обучающихся могут делать анализ текса, но выполняют это непоследовательно, и только 11% - умеют работать с текстом. Вот почему необходимо вести кропотливую и последовательную работу над комплексным анализом текста на уроках русского языка. Многоаспектный анализ текста поможет обучающимся выделить главную и второстепенную информацию, что будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Актуальность опыта
Главная особенность современной действительности - высшая степень информативности. Умение связно и грамотно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной или письменной форме - важная задача в современной жизни. Актуальна эта работа для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА). Учащиеся, заканчивая 9 класс, имеют неустойчивую грамотность. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями, имеют низкий уровень речевой культуры.
Слайд 5
Комплексная работа с текстом помогает:
верно понимать и передавать основную мысль текста;
правильно выделять микротемы и ключевые слова в них;
передавать в собственном высказывании содержание текста в соответствии с речевыми особенностями;
учитывать тип речи и стиль высказывания;
Многоаспектный анализ текстов – это основа, которая поможет обучающимся аргументировано выражать свои знания и убеждения.
Ведущая идея опыта. Слайд 6
Состоит в умении учащихся свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Диапазон опыта. Слайд 7
Представленный опыт охватывает единую систему «урок и внеклассная работа» с 5 по 11 классы. Диапазон опыта широк и разнообразен. Данный аспект формирования коммуникативной способности
*применим как на отдельно взятом уроке или его части, так и в системе уроков;
*необходим на уроках в среднем и старшем звене;
*может использоваться во внеклассных мероприятиях;
Теоретическая база опыта. Слайд 8
Теоретическая база опыта основывается на положениях учёных – лингвистов, методистов – исследователей, учителей – практиков.
Ф.И. Буслаев в своих трудах проводит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.
И.И. Срезневский считал, что «цель изучения родного языка - овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней».
Слайд 9. Особенностью современной методики развития речи является создание научных направлений, предметом изучения которых становятся не только язык и речь, но и сам говорящий человек. Такие разработки можно найти в лингвистической теории языковой личности (Ю.Н.Караулов, А.М.Шахнарович), психолингвистической теории языкового сознания (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев), в современных концепциях педагогической риторики (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Н.А.Ипполитова и др.), в курсе русской словесности (Р.И.Альбеткова, А.И.Власенков,А.И.Горшков).
Поиск эффективных путей совершенствования работы по развитию речи отражен в работах Н.С. Рождественского, E.H. Никитиной, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, СЮ. Пичугова, А.П. Еремеевой, Е.С.Антоновой,Е.В.Архиповой. Глубокое обоснование особой роли текста и речевой среды в развитии чувства языка у школьников дано в работах Т.М. Пахновой. В своей работе мы используем синтез классической методической традиции и современных новаций. Новизна опыта. Слайд 10
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся, в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на развитие речи учеников.
Технология опыта.
Новая форма экзамена, одно из заданий которого состоит в написании изложения, одного из эффективных приёмов, используемых не только для развития речи, но и для определения речевого развития человека, позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Слайд 11
Целью опыта является: на основе информации текста учить понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, создавать в письменной форме высказывания, соблюдая основные языковые нормы.
Слайд 12. Задачи:
- определить уровень сформированности навыка написания изложения;
-разработать и апробировать приёмы и методы формирования навыка многоаспектного анализа текста на уроках русского языка;
- создание условий речевой самореализации личности обучающихся на государственной итоговой аттестации;
Слайд 13
Успех создания связного текста определяется в значительной мере тем, какая подготовительная работа к нему проводится. Она должна быть многоаспектной и охватывать широкий круг видов работ и навыков:
определять тему текста;
определять основную мысль;
определять тип и стиль речи;
отбирать материал: выделять ключевые слова, опускать детали;
составлять план и рассказывать по плану;
научить заканчивать рассказ;
отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами);
передавать прочитанные предложения другими словами;
сокращение текстов;
Обучение школьников умениям образования текста предполагает сформированность умений текстовосприятия, что позволяет учащимся вести диалог с любым типом текста.
Слайд 13
Среди условий для успешного овладения умениями текстообразования на 1 е место выступает:
формирование коммуникативных умений: а) умение раскрывать тему и основную мысль текста; б) умение собирать и систематизировать материал, делать рабочие заготовки ( конспектировать, выписывать, правильно цитировать, аннотировать, что предполагает составление плана, написание тезисов; в) умение строить высказывание в определённой композиционной форме; г) умение совершенствовать написанное;
формирование потребности в общении, желание учащегося поделиться мыслями о ситуации или событии;
использование развивающего потенциала методических пособий и книг;
Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ученика индивидуальны, школьники к получению результата идут разными путями.
Слайд 14. Некоторые ( на начальном этапе работы – все) анализируют предложенные тексты с помощью вопросов учителя, некоторые в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирают фрагменты из произведений и готовят вопросы для комплексного анализа «своих» текстов. Иногда ученики, исследуя творчество классиков, пишут текст-стилизацию или создают авторский текст как конечный результат этапа индивидуальной или совместной с учителем или с одноклассниками деятельности.
Исследования показали, что наиболее эффективным является комплексный анализ, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо).
Результативность опыта.
Многоаспектная работа с текстом позволила достичь определённых результатов: Слайд 15
- у учащихся формируется положительная мотивация изучения русского языка; (учащиеся с удовольствием посещают уроки, составляют презентации на изучаемые темы, принимают участие в предметных неделях, участвуют в конкурсах «Русский медвежонок», « Я- лингвист» , « Красота родного языка» проекта «Новый урок», ).
Слайд 16
- реализуется творческий потенциал личности обучающихся; (ребята принимают участие в конкурсах сочинений «Мириады открытий» в номинации «С чего начинается Родина» проекта «Инфоурок», во Всероссийском сетевом проекте «Карта памяти», к 70-летию Победы разместили рассказ о памятном месте «Мемориал воинам-землякам» «», «» и др.)
Слайд 17
-совершенствование речевого развития; (на базе МБОУ СОШ №8 работает кружок «Я-лингвист», здесь ребята читают и пишут стихи, создают собственные театрализованные миниатюры) Команда кружка «Я - лингвист» участвовала в муниципальном конкурсе , посвященном Дню РА, ребята готовят театрализованные представления для младших школьников, родителей, дошкольников, ведутся элективные курсы по литературе «Мудрость слова», по русскому языку «Русское правописание».
Слайд 18
- реальные успехи в учёбе, конкурсах, олимпиадах; (учащиеся принимают участие в школьных, муниципальных олимпиадах, конкурсах презентаций и занимают призовые места.
Слайд 19
Слайд 20
Награды за участие в конкурсах
Слайд 21
Для определения результативности уроков используется система диагностики. В предложенных таблицах ребята указывают уровень обученности работы с текстом, своё настроение на уроке, а также работу с планом текста.
В завершении своего выступления я хочу сказать , что девиз нашей деятельности с ребятами «Творить, пробовать ,искать и развиваться!» Спасибо за внимание!