Конспект урока по информатике на тему : Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.
«Рабочий стол. Управление мышью».
Информатика 5 класс.
Тема «Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши», урок № 6
Учебник «Информатика и ИКТ», 5 класс, автор Л.Л. Босова
Цели урока:
Ввести первые понятия графического интерфейса – рабочий стол, значок, ярлык;
показать, что пользователь может взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши;
освоить основные действия с мышью.
Задачи урока
Обучающие:
составить представление о Рабочем столе , как о главной системной папке,
показать особенности взаимодействия пользователя с объектами Рабочего стола;
обеспечить усвоение основных действий с компьютерной мышью;
продолжить формирование умения учащихся работать с мышью.
Развивающие:
Развивать внимание, восприятие, память, мышление, речь, творческую активность ребёнка, умение действовать по правилам, работать в коллективе.
Воспитательные:
Расширение социальных контактов, развитие социального опыта детей способствует организации взаимодействия детей разного уровня, что даёт возможность воспитать и обеспечить :
Успешность освоения учащимися социальных ролей;
Преобразование имеющегося опыта одних и развитие, и обогащение опыта других детей;
Формирование социально значимых качеств личности (чуткость толерантность, заботливость, коммуникативность ответственность, организованность, и др.);
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся индивидуальные и в парах на практических заданиях.
Оборудование: экран (интерактивная доска), компьютер, проектор, компьютерная презентация «Рабочий стол. Управление мышью»
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 192 с.: ил.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010. – 464 с. : ил.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 87 с.: ил.
Подробный конспект урока.
Мотивация учащихся
Использование игровых приёмов по ходу урока:
используется вводное слово учителя, которое создаёт эмоциональный настрой: ожидание работы в конкретном предметном поле, игровой настрой, приподнятое настроение.
используется анаграмма – игра, привычная и любимая детьми – как способ актуализации знаний
Ход и содержание урока
1. Организационный этап (эмоциональный настрой на урок)
1 мин.
Приветствие детей, проверка готовности к уроку.
Вводное слово учителя:
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Урок не математика, а лучше – информатика
Включен экран презентация (слайд 1).
2. Актуализация знаний. 2мин.
- На предыдущем уроке мы изучали тему «Программы и файлы». Познакомились с программным обеспечением компьютера. Давайте вспомним основные понятия этого урока ( слайд 2).
Какие операционные системы вы знаете ? (слайд 3)
3) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока 3 м.
.
4) Изучение нового
6 мин.
5) Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний 3 мин.
– (слайд 4) Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
На экране записаны компьютерные анаграммы, вам нужно их разгадать и рассказать об отгаданном устройстве.
- Правильно, первое слово ДИСКЕТА (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- А что такое дискета? (Дискета - гибкий магнитный диск, это носитель информации)
- Второе слово МОНИТОР (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- Так что же это за устройство? (это устройство предназначено для вывода информации на экране)
- Третье слово КЛАВИАТУРА (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- Что такое клавиатура? (это устройство для ввода информации в компьютер)
- Четвёртое слово МЫШКА (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- А что такое мышка? (это устройство для управления компьютером) - Верно.
- Пятое слово ПРОЦЕССОР (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- А что такое процессор? (Процессор - устройство обработки информации)
Скажите, а с чего начинает свою работу за компьютером пользователь? - Включает кнопку «Загрузка» и ждёт её окончания. Где у нас стоят все компьютеры? - В классе на рабочих столах. Давайте посчитаем, сколько у нас рабочих столов. – 15 столов. Нет я утверждаю, что их в два раза больше. Как такое может быть, кто может ответить? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем Р.т. с.32 и выполним задание №40. Работаем в группах по 2 человека. (слайд 5)
На обсуждение в группах отводится 3 минуты. После обсуждения – публичная защита. Учитель на доске отмечает ответы детей. Делаются обобщения по аналогии с рабочим столом учащегося. Выводы Что такое Рабочий стол, что на нём расположено и что там можно делать. Таким образом, мы получили представление о Рабочем столе.
Как вы думаете можно сформулировать тему нашего урока? Совместно с учащимися формулируется тема урока (слайд 6, 7)
Основные понятия с которыми вам предстоит познакомиться.
6)Первичная проверка понимания. Первичное усвоение новых знаний 7 мин.
7) Физкультминутка
1 мин.
8) Контролирующее задание. Первичное закрепление 13 мин. (практика).
Далее учитель даёт конкретное представление об устройстве компьютерного Рабочего стола. Рассказ сопровождается демонстрацией соответствующего изображения. Дома у каждого из вас есть рабочий стол, на котором находятся учебники, тетради, линейки, ручки и т.д. В информатике понятие «Рабочий стол» обозначает совсем другое (слайд 8 ).
1. Определение: Рабочий стол – это представление основной системной папки операционной системы Windows на экране монитора.
Изображение на экране может содержать рисунок или фотографию, может быть цветным, черно-белым, однотонным.
2. Объекты Рабочего стола. (слайды 9-10)
На Рабочем столе размещаются небольшие картинки- это значки, ярлыки. Значки, как правило, располагаются в левой части экрана. Например,
Значки обеспечивают доступ к различным устройствам компьютера или программам.
Значок Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера. Значок Мои документы поможет быстро найти сохраненные документы или рисунки. Значок Корзина содержит «мусор»- все то, что не нужно хранить в памяти компьютера. Значок Доклад по физике - ранее сохраненный текстовый документ, Домик - рисунок или графический файл.
На Рабочем столе находятся ярлыки - это картинка с небольшой черной стрелочкой в левом нижнем углу.
Они показывают, где находится соответствующий объект, и называются ярлыками этих объектов.
На Рабочем столе находится Панель задач, которая содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикатор клавиатуры и другое.
Практическое задание.
Найдите на компьютере значки и ярлыки(по 3-4) на Рабочем столе и заполните таблицу в тетр. Результат представить и обсудить. ( слайд 12)
Значки объектов
Значки ярлыков к объектам
На слайде размещена фотография Рабочего стола и надписи «значки» и «ярлыки».Учащимся предлагается соединить стрелками значки и ярлыки с надписями.
Предметы на письменном столе ученика можно с помощью рук передвигать, использовать для работы, убирать, менять местами.
Объекты рабочего стола на компьютере нельзя взять в руки, поэтому для действий с ними используется специальное устройство. Как называется это устройство?
Правильно, Мышка.
Историческая справка. Первая компьютерная мышь была изобретена в 1964 году американским учёным Дугласом Энгельбартом. Она мало походила на сегодняшних грызунов – представляла собой небольшую деревянную коробку, внутри которой находилось два перпендикулярных колеса и кнопка. Перемещение коробки по столу в горизонтальном или вертикальном направлении преобразовывалось в перемещение курсора по экрану. К сожалению, в силу своей конструкции перемещаться одновременно по двум координатным осям эта мышка не могла (слайд 13 )
Существует различные виды компьютерных мышей, вот некоторый из них ( слайд 14).
Сколько у неё кнопочек и для чего они нужны? 2 кнопки, выбирать объекты.
Давайте сделаем вывод по наводящим вопросам:
Что такое мышка, для чего она нужна. – Это устройство управляющее работой компьютера (помощница).
Сколько у неё кнопочек?- У неё две кнопочки.
Функции кнопок? Левая, одним щелчком выделяет, а двойным щелчком открывает доступ к объекту (открытое окно объекта). Правая, открывает меню (перечень команд) объекта.
У мышки есть ещё оно полезное свойство:- она может менять размеры открытого окна объекта. Показать на примере, дети повторяют, отрабатывая этот навык.
Что мы видим, когда просто перемещаем мышь от одного объекта к другому?
Движения мыши по коврику отображаются на экране монитора в виде перемещения указателя мыши. Указатель мыши может выглядеть по-разному в зависимости от действий, выполняемых на ПК (слайд 15 ).
Какие изображения указателя мышки мы видим чаще всех? Почему, как вы думаете??
Что есть у всех мышек? Как вы думаете почему, зачем?
(Учитель наглядно демонстрирует каждый вид мыши, если их в наличии нет, то можно воспользоваться демонстрацией изображений этих мышей).
9) Компьютерный практикум 5 мин.
Практическая работа № 2 «Освоение мыши»
Дети выполняют задание самостоятельно, а затем выполняют взаимопроверку и оценивают друг друга. (слайд 17)
10)Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин.
- Что вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что для этого было нужно? Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на данном уроке. Формулируют какой этап урока им показался наиболее интересным и полезным. Оценивают самых активных уч-ся, высказывают пожелания своим одноклассникам.
Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке.
11) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин.
(слайд 18)
Дополнительная необходимая информация
Если останется время, можно продемонстрировать ребятам (слайд19) «Самые интересные компьютерные мышки».
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4C, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак