Урок по обществознанию на тему: Многопартийность и партийные системы. Политические партии в ПМР
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тираспольская средняя школа № 7»
План-конспект урока
по учебному предмету «Обществознание»
на тему: «Многопартийность и партийные системы»
Разработал(а):
Бабченко М.С., учитель истории и
обществознания
I кв.категории
Класс: 11-А
Тирасполь, 2017 г.
Цель урока: сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.
Задачи урока:
образовательные:
1) рассмотреть понятие, и признаки политических партий;2) изучить типологию партийных систем;3) сделать анализ современной партийной системы ПМР; 4) продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;
развивающие:
1) закрепить умение ставить и формулировать проблему;2)продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
воспитательные:
1) стимулировать мотив к поиску новых знаний; 2) способствовать формированию толерантного мышления;3) воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.
Тип урока: ролевая игра (1 час).
Технология урока: урок – педагогическая мастерская (технология французских демаршей).
План урока:
Понятие и признаки политической партии.
Сущность и типология партийных систем.
Анализ современной партийной системы ПМР.
Оборудование урока:
1)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2) раздаточные материалы №1 , №2 (см. приложение 1, 2),3) 3 цветных ватманов, фломастеры,4) таблички с названиями социальных групп,5) цветные карточки (9 видов)
Ход урока:
1. Организационный момент
Доброе утро! Удачного дня и хорошего настроения!
Тема нашего урока: Многопартийность и партийные системы.
Сегодня будет непростой урок, это инновационный урок по технологии французских демаршей. Сегодня мы переместимся в свое государство и создадим в нем несколько политических партий, а также выявим партийную систему.
2. Актуализация знаний
Мы знаем, что от первых шагов в деятельности любого государства зависит многое в его истории, в жизни его граждан. Я назвала наше государство – Школьная Федерация.
И предлагаю вам тоже сделать этот первый шаг – за 1 минуту сформулировать первую статью Конституции вашего государства. Зафиксируйте ее себе на подготовленных листах.
Давайте вспомним первую статью нашего Приднестровского государства
В статье 1 раздела I Конституции Приднестровская Молдавская Республика провозглашена как суверенное, независимое, демократическое, правовое государство. С учетом специфики нашего урока ключевым для нас становится слово демократическое. Давайте вспомним основные признаки демократии (важнейшим признаком демократии является наличие плюрализма мнений, свобода слова, собраний независимо от рода деятельности, социального положения и статуса).
3. Подготовка к игре
Ребята назовите, пожалуйста, те социальные группы, интересы которых вы сегодня защищаете, и покажите структуру полученного общества. Для этого вам необходимо перевернуть листы цветной бумаги, на обороте которых указаны те слои, к которым вы относитесь, постарайтесь сообща всем коллективом сформулировать структуру данного общества.
Итак,
синий - люмпены,
желтый - служащие,
красный – крестьянство,
зеленый-рабочий класс,
фиолетовый - элита,
серебряный – средние слои.
Таким образом, каждый из вас получил определённую роль, которую должен будет реализовать на уроке. Наиболее активные представители социальных групп во время работы на уроке получают призовые “плюсы”.
Изучение новой темы
А) Рассказ учителя
Как вы знаете, каждая социальная группа имеет свои интересы в обществе и в общественной деятельности, поэтому сформулируйте в 3-х понятиях и зафиксируйте на листах интересы своей социальной группы, а затем объяснить выбор.
Давно уже было замечено, что организованные действия более эффективны, чем индивидуальные устремления, а партии являются одними из наиболее влиятельных сил, открыто действующих в обществе. Политические партии в их современном смысле возникли сравнительно недавно - во второй половине XIX в. Сам же термин “ партия” (от греч. part - часть чего-либо) начал использоваться задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и стремились влиять ради их осуществления на власть.
Б) Работа с понятиями
Ребята давайте, сравним в течение 1-2 минут два определения понятия “политическая партия” и выделим в них наиболее существенные признаки современных партий. Приложение 1
В) Творческое задание
Однако, в рамках урочной деятельности невозможно реализовать все указанные признаки, поэтому каждый участник группы в ходе демократических выборов реализует 3 организационных момента:
1) разработает лозунг партии
2) выберет название партии,3) определит лидера.
Полученный результат необходимо зафиксировать на листах.
Г) Заслушивание сообщений и заполнение таблицы
Обращаю ваше внимание на схему на доске, при этом хочу сказать, что в нашем маленьком государстве уже 3 партий, подобная совокупность партий и взаимосвязи между ними образуют партийную систему.
Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Количество партий в конкретной стране является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, традиций, экономического развития, социальной структуры и т.д.
Маша, Влад и Катя подготовили сообщения по трем типам партийных систем.
Во время прослушивания данного материала остальным ребятам предлагается заполнить таблицу, которая дает ключ к следующему заданию.
Типы партийных систем
достоинства
недостатки
Пример
Монопартийная
Двухпартийная
Многопартийная
Давайте обсудим.
Теперь опираясь на таблицу, ответьте на вопрос:
“Какой тип партийной системы вы бы выбрали для своей Школьной Федерации?” Ответ обоснуйте.
5. Подведение итогов
А теперь обращаю ваше внимание на ватманы, в которых вы фиксировали основные положения вашей партии, из этого получилась предвыборная агитлистовка.
6. Рефлексия
Ребята, став сегодня гражданами гипотетического государства, вы не перестали быть гражданами своей Родины – ПМР.
О скольких политических партиях ПМР вам известно?
Скажите, к какой партийной системе можно отнести ПМР?
На ваш взгляд, как будет развиваться партийная система ПМР?
Ответ обоснуйте.
7. Оценивание
На мой взгляд, сегодня многие из вас потрудились и за это получают плюсы.
8. Домашнее задание
Используя таблицу типологии политических партий необходимо провести классификацию партий ПМР. Приложение 2
Всем спасибо!
Приложение 1
Перед вами два определения понятия «политическая партия».
а) «Партия - активная часть народа (группа людей), в большинстве случаев единомышленников, объединенная в политическую организацию, ставящая своей целью совместными действиями ее членов отстаивать интересы определенной социальной группы общества
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник.- М.,2001.- с.186
б) «Политическая партия - это неnрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная па получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к. народной nоддержке».
Мухаев Р.Т.Политология.10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений – М.,1997 .- с. 282
Сравните эти определения. Выделите из них наиболее существенные признаки современных политических партий.
Приложение 2
Классификация политических партий
1.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Политические
партии
правящие
оппозиционные
Политические
партии
реакционные
консервативные
реформистские
революционные
Политические
партии
консервативные
либеральные
Социал-демокритические
коммунистические
фашистские
Заголовок 315