Урок по ботанике Наука о растениях – Ботаника. Мир растений.  по программе Пономаревой И.Н. 
 1. Урок обобщения и систематизации знаний. /1-я неделя сентября/.
                  Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. § 1, стр. 4-12, тетрадь.
Цель урока: 
*познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности; 
*познакомить школьников с основными компонентами учебника; 
*сформировать первоначальные представления о царствах живой природы и многообразии растительного мира; 
*дать представление о ботанике как науке; 
*раскрыть значение растений в природе и жизни человека, показать взаимосвязь организмов между собой и средой обитания;
План урока:
1. Биология – наука о живой природе. 
2. Царства живой природы. 
3. Ботаника – раздел биологии, изучающая царство растений.
4. Однолетние и многолетние растения.
5. Жизненные формы растений.
6. Культурные и дикорастущие растения.
7. Значение растений в природе и жизни человека.
	Биология – наука о жизни. Название образовано путём сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение.
Предмет изучения биологии – живые организмы: бактерии, грибы, растения, животные – их происхождение, развитие, строение, процессы жизнедеятельности, связь друг с другом и с неживой природой.
Термин «Биология» появился в 1802 г., его предложил французский учёный Жан Батист де Ламарк.
Жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому биология делится на несколько «ветвей» - самостоятельных наук.
                                                    БИОЛОГИЯ
       Микробиология             Микология              Растения              Животные
                  Царство                       Царство                    Царство                    Царство
                    Бактерии                       Грибы                     Растения                Животные 
                20 тыс. видов          
· 100 тыс. видов       
· 350 тыс. видов       2 мил. видов
Царство – самая крупная единица систематики, объединяющие организмы со сходными признаками строения, питания и жизни в природе.
	Чтобы сохранить живую природу во всём её многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе; изучать, в каких 
условиях живут и развиваются представители всех царств, как распространены они 
по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чём их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.
Ботаника – это наука, изучением которой мы с вами займёмся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст. Он жил в 370-286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля, он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку.
	«Ботаника» - происходит от греческого слова «botane» - трава, растение.
Ботаника – наука, о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении и взаимосвязях с окружающей средой.
Растительный мир богат и разнообразен. Он насчитывает более 350 тысяч видов. Разнообразие растительного мира заключается в наличии одноклеточных и многоклеточных форм; однолетних, двухлетних и многолетних растений; трав, кустарников, кустарничков и деревьев. Среди растений есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные.
Огромные пространства суши покрыты лесами и лугами. Растения заселяют все водные пространства (преимущественно водоросли). Они встречаются в пустынях и высоко в горах. Арктика и Антарктика в тёплоё время года тоже покрыты растениями.
                                                        РАСТЕНИЯ
                   Культурные                                                        Дикорастущие
Нуждаются в помощи человека                                              Не нуждаются в помощи человека
Специально выведенные и выращиваемые                           Растут, развиваются и расселяются  без 
человеком для удовлетворения своих                                    помощи человека        
потребностей (происходят от дикорастущих)
                                                         РАСТЕНИЯ
Однолетние                                            Двулетние                                         Многолетние
Жизнь растений укладывается                  В первый год растут                                      Живут много лет, цветение и 
в один вегетационный период                  образуют вегетативные органы),                  плодоношение повторяются 
(весна, лето, осень)                                    на второй год – плоды и семена                    ежегодно или один раз в жизни
Томаты, подсолнечник, банан,                 Морковь, капуста, репа, свёкла,                   Агава, рябина, яблоня, берёза и т.п.
Крапива, астра, овёс и т.п.                                  редис и т.п.   
                                                             Жизненная форма растений
Деревья                         Кустарники                      Кустарнички                    Травы
Многолетнее растение               Многолетние деревянистые        Многолетние низкорослые       Однолетние и многолет-
С одревеневшим главным          растения небольшой высоты      растения (до 0,6 метров)          ние травянистые растения,
Стеблем (стволом), и                 (до 5-6 метров), не имеющие       с древеснеющими сильно        имеющие зелёные стебли,
ветвями , образующими             во взрослом состоянии                 ветвящимися побегами           ежегодно отмирающие.
крону. Высота 30-40 метров.     главного ствола. 50 лет.              Обычно не имеют главного
120-200 лет                               (много стволов)                           ствола (много стволов),
                                                                                                         черника, брусника, кляква
                                                                                                     могут жить сотни лет
Роль растений в природе и жизни человека огромна. Все растения – богатство нашей Земли. Знания о растениях помогают человеку видеть красоту природы и делать всё для её сохранения.          
                                    ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ
В природе:                                                                      Для человека:
* В процессе фотосинтеза превращают                   *Служат пищей.         
энергию солнца в энергию органических                 *Источник витаминов.
веществ, т.е. являются источником пищи                *Строительный материал.
для всех организмов на Земле (т.е.                            *Лекарство.
являются продуцентами).                                           *Служат топливом (торф, каменный уголь,
*Выделяют кислород, необходимый для                   нефть).
дыхания других организмов и поглощают               *Одежда (лён, хлопок, искусственный шёлк).
углекислый газ.                                                            *Из них получают ткани, бумагу, красители.
*Очищают и увлажняют воздух, смягчают             *Имеют эстетическое значение.
климат.
*Служат местообитанием и убежищем 
для многих животных.
*Укрепляют почву, задерживая рост
оврага.
*Поглощая из почвы растворы минеральных
солей, участвуют в круговороте веществ в
природе.
Задание № 1. 
Установите соответствие:
А – Биология;   Б – Ботаника;   В – Царства;   Г – Культурные растения;
Д – Дикорастущие растения;   Е – Теофраст;   Ж – Ж.Б.Ламарк;
1. Наука о растениях, изучающая их строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
2. Растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека.
3. Французский  учёный – ввёл термин биология (1802 г.)
4. Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.
5. Древнегреческий учёный, которого  в науке называют отцом ботаники.
6. Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения потребностей.
7. Наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие.
1
2
3
4
5
6
7
Б
Д
Ж
В
Е
Г
А