Технологическая карта по биологии на тему Общий обзор организма человека


Класс, дата, предмет: 8 класс. 23.09.2016. Биология
Тема урока: Общий обзор организма человекаТип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: формирование понятия уровней организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов;
проведение анализа конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела;
формирование у учащихся навыков умения работать с анатомическими таблицами, схемами и проводить наблюдения, функциональные пробы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация “Общий обзор организма человека”, торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека, схема организма человека как единой целостной системы.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Приветствие, выявление отсутствующих. Готовятся к уроку садятся за парты
II. Изучение нового материала. 1. Активизация познавательной деятельности
1. Вступительное слово учителя: - Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки такое?» - каждый ответит, очевидно, по-своему. А как?
Предлагаю вам самостоятельно, индивидуально определить понятие «организм», сделав записи на листе.
Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - все эти «этажи» или разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность? Слушают учителя, обмениваются мнениями в паре обсуждают и записывают одно обобщенное понятие.
Организм - это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов.
Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки - из молекул.
2. Поэтапное закрепление материала.
Рассказ учителя с использованием презентация “Общий обзор организма человека”
Слайд 1-3
1.1 Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся животные и растительные организмы, а также неклеточные формы жизни - вирусы, ко второй - минералы.
Химический анализ показывает, что любой живой организм состоит из тех элементов, которые часто встречаются и в неживой природе, в неорганическом мире. 96 % веса тела составляют кислород, углерод, водород, азот. Еще 3 % приходится на долю кальция, фосфора, калия, серы. Прочие химические элементы имеются в организме в совсем небольших количествах.
Французский химик Г. Бертран подсчитал, что тело человека, весящего около 100 кг, содержит кислорода 63 кг, углерода - 19 кг, водорода - 9 кг, азота - 5 кг, кальция - 1 кг, фосфора - 700 г, серы - 640 г, натрия - 250 г, калия - 220 г, хрома — 180 г, магния - 40 г, железа - 3 г, йода - 0,03 г. Фтора, брома, марганца, меди - еще меньше.
Живое и неживое построено из одних и тех же элементов. Но в живых организмах они объединены в особые химические соединения - органические вещества (молекулы). Можно выделить четыре большие группы этих веществ
— белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. 
1.2 Они входят в состав любой живой клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, из которых создаются сложные надмолекулярные комплексы. Вещества клетки расположены не хаотично, а образуют упорядоченные структуры-органоиды, которые обеспечивают все процессы жизнедеятельности клетки.
Клетки «одной специальности» объединяются в группы. Слайд 4.
1.3 Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие специализированные системы клеток получили название тканей.
Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на 4 ткани
Слайд 5
1.4 Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущеезначение, складываются органы, совместная и координированная работа которых обеспечивает возможность нашего существования.
Сделайте вывод.
Слайды 6-7 Слушают учителя, участвуют в обсуждении новой темы. Кратко конспектируют основные положения.
Вывод: В живых организмах они объединены в особые химические соединения - органические вещества (молекулы). Выделяют четыре большие группы
— белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. 
Вывод: Клетка — структурная и функциональная, генетическая единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения.
Вывод: Ткань - группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям.
Вывод: 4 ткани:
 эпителиальная (покровная) ткань,
соединительные,
 мышечные ткани и
 нервная.
Вывод: Орган — это обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение, и приспособленная для выполнения какой-то функции
III. Закрепление изученного материала
Сформулируйте основные выводы темы. Слайды 8-18
Проверьте задание обменяв тетради Самостоятельно работают с слайдом, в тетрадях Организм - биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани— органы, органы — системы органов, а те — организм в целом.
Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма.
Функции - реакции организма, направленные на удовлетворение возникшихв нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособлениек ней.
Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.
Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.
IV. Домашнее задание.
§ 6, термины, вопросы после параграфа, конспект урока, знать расположение внутренних органов, в рабочей тетради с.12 №18,19. Записывают в дневниках
Список литературы
Конспект лекций по курсу «Физиология». Электронный учебно- методический комплекс. ИПК СФУ 2009.
Демичева И. А. Биология. Человек. 8 класс / Методическое пособие / - М.: издательство «Дрофа», 2016.
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. /учебник 8 класс/ – М.: «Дрофа», 2010
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. /Рабочая тетрадь 8 класс/ – М.: «Дрофа», 2016
http://www.openclass.ru/node/166493 - урок по теме на интернет-портале «Открытый класс».
http://festival.1september.ru/articles/592570 - урок по теме на интернет-портале «Открытый класс».