Программа дополнительного образования Театральная студия (10 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования города Москвы
«Московский колледж градостроительства и предпринимательства»(ГБОУ СПО МКГП)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания Зам. директора по УВиСРМетодического совета колледжа №___от __________________ __________Н.В. Гарусова «__» ____________ 2014 г
Дополнительная программа творческого направления
Театральная студия МКГП «Профиль»
Автор-составитель: Семенов Александр Евгеньевич,
кандидат филологических наук,
преподаватель русского языка и литературы
Москва
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка...3
2.Учебно-тематический план .5
3. Содержание программы .6
4. Методическое обеспечение8
5. Список литературы10
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа театра-студии имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).
Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Новизна
В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:
смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;
изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования;
усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;
изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей);
внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки адаптивная технология системы обучения А.С.Границкой, педагогики сотрудничества В.А.Караковского, диалог культур М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А.С.Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова.
Педагогическая целесообразность программы
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.
Цель программы:
Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
- обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- сформировать художественно- эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.
4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Программа рассчитана на 144 часа. Период реализации – сентябрь-май
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тематика занятий
Вид занятия
Количество часов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
20 часов
1
История театра и театрального искусства в России
Лекционно-практическое
2
2
Теоретические основы актерского мастерства
Лекционно-практическое
2
3
Теоретические принципы организации работы над спектаклем
Лекционно-практическое
2
4
Законы сценического действия
Лекционно-практическое
2
5
Теоретические основы сценической речи
Лекционно-практическое
2
6
Принципы построения литературной композиции
Лекционно-практическое
2
7
Принципы сценических движений
Лекционно-практическое
2
8
Репетиционно-постановочная работа
Лекционно-практическое
2
9
Репетиционно-постановочная работа
Лекционно-практическое
2
10
Репетиционно-постановочная работа
Лекционно-практическое
2
МАСТЕРСТВО АКТЕРА
30 часов
11
Школа психологического реализма и ее место в мировом театре.
Лекционно-практическое
2
12
Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения.
Лекционно-практическое
2
13
Перспектива актера и перспектива роли.
Лекционно-практическое
2
14
Зерно сценического образа.
Лекционно-практическое
2
15
Жанр и стиль. Профессиональная этика актера.
Лекционно-практическое
2
16
Средства актерской выразительности и способ перевоплощения в образ
Лекционно-практическое
2
17
Анализ материала роли.
Лекционно-практическое
2
18
Работа со специальной литературой, анализ произведений искусства и литературы при подготовке роли.
Лекционно-практическое
2
19
Самостоятельная (внерепетиционная) работа актера над ролью.
Лекционно-практическое
2
20
Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе
Лекционно-практическое
2
21
Общение со зрительской аудиторией.
Лекционно-практическое
2
22
Особенности существования и приемов.
Лекционно-практическое
2
23
Особенности существования и приемов.
Лекционно-практическое
2
24
Особенности существования и приемов.
Лекционно-практическое
2
25
Особенности существования и приемов.
Лекционно-практическое
2
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
20 часов
26
Техника речи – артикуляции, дикция, дыхание, голосоведение.
Лекционно-практическое
2
27
Орфоэпия. Фонетика. Логика речи.
Лекционно-практическое
2
28
Речевая характерность.
Лекционно-практическое
2
29
Логическая и звуковая перспектива.
Лекционно-практическое
2
30
Темпо-ритм в речи. Ведение диалога.
Лекционно-практическое
2
31
Работа над литературным материалом.
Лекционно-практическое
2
32
Основы теории стихосложения.
Лекционно-практическое
2
33
Логический анализ текста.
Лекционно-пра
·°ктическое
2
34
Художественное чтение.
Лекционно-практическое
2
35
Средства выразительного словесного действия.
Лекционно-практическое
2
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
10 часов
37
Основы сценического движения
Лекционно-практическое
2
38
Навыки рече-двигательной и вокально-двигательной координации.
Лекционно-практическое
2
39
Стилистика движений, манеры и этикет (светский, военный, сословный и т.п.)
Лекционно-практическое
2
40
Танец: классический станок, характерный станок
Лекционно-практическое
2
41
Танец: классический станок, характерный станок
Лекционно-практическое
2
ГРИМ
10 часов
42
Основные гримировальные средства и техника их применения.
Лекционно-практическое
2
43
Исторический, характерный, национальный грим.
Лекционно-практическое
2
44
Портретный грим.
Лекционно-практическое
2
45
Самостоятельная работа актера над гримом заданного образа.
Лекционно-практическое
2
46
Самостоятельная работа актера над гримом заданного образа.
Лекционно-практическое
2
ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА. ЭТЮДЫ.
40 ЧАСОВ
47
Действенная задача. Этюды на достижение
цели
Практическое
2
48
Действенная задача. Этюды на достижение
цели
Практическое
2
49
Действенная задача. Этюды на достижение
цели
Практическое
2
50
Действенная задача. Этюды на достижение
цели
Практическое
2
51
Оценка факта. Этюды на событие
Практическое
2
52
Оценка факта. Этюды на событие
Практическое
2
53
Оценка факта. Этюды на событие
Практическое
2
54
Оценка факта. Этюды на событие
Практическое
2
55
Оценка факта. Этюды на событие
Практическое
2
56
Этюды - наблюдения
Практическое
2
57
Этюды - наблюдения
Практическое
2
58
Этюды - наблюдения
Практическое
2
59
Одиночные этюды на зону молчания
Практическое
2
60
Одиночные этюды на зону молчания
Практическое
2
61
Сценическое общение. Коллективная согласованность
Практическое
2
62
Сценическое общение. Коллективная согласованность
Практическое
2
63
Взаимодействие с партнером. Контакт
Практическое
2
64
Взаимодействие с партнером. Контакт
Практическое
2
65
Импровизация с партнером на заданную тему
Практическое
2
66
Импровизация с партнером на заданную тему
Практическое
2
67
Этюды на сюжет сказки
Практическое
2
68
Этюды на сюжет небольшого рассказа
Практическое
2
69
Работа над отрывками из драматургических произведений.
Практическое
2
70
Работа над ролью в учебном спектакле.
Практическое
2
71
Работа над ролью в учебном спектакле.
Практическое
2
72
Работа над ролью в учебном спектакле.
Практическое
2
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Театральная игра
Тема «Театральная игра» нацелена на формирование духовной культуры студента. Согласно заданной цели, он способен решить одновременно несколько задач:
через игру и коммуникативную деятельность – способствовать социализации студентов, развить творческие их способности и эмпатию, раскрыть индивидуальность, научить быть в гармонии с собой;
через чтение и анализ художественной литературы – способствовать формированию духовной культуры, выработать отношение к истинным ценностям, (в том числе, к художественному слову), воспитать эстетический вкус.
Реализация программы позволяет педагогу увидеть обучающегося в активной деятельности, сформировать индивидуальный план его развития и своевременно скорректировать издержки.
2. Актерское мастерство
Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в «естественной среде», т.е. на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], репетициях, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения и развития обучающегося достигается благодаря интеграции теории и практики. Такой подход снабжает воспитанника театральной студии необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего самосовершенствования.
Данный курс органично вытекает из учебной дисциплины «Театральная игра».
Курс «Актерское мастерство» нацелен:
на раскрытие творческой индивидуальности воспитанника через освоение техники работы над собой;
на развитие психотехники через процесс работы над образом;
на освоение техники воплощения и переживания через художественный метод в искусстве.
Первостепенная задача органического существования актера в условиях сцены решается при условии:
применения метода индивидуально-группового тренажа;
постоянного присутствия зрителя, наблюдающего за его игрой (любой человек в зале).
Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.
Рефлексия результатов индивидуальной и коллективной деятельности помогает педагогу интенсифицировать не только образовательный процесс, но и психический, успешно развивая в ребенке творческое воображение, активное внимание, память, ритм, логику, сценическое самочувствие.
В театре-студии широко применяется «инструкторский» метод, согласно которому более опытные ребята обучают менее подготовленных (разумеется, под наблюдением педагога). Используемые методы способствуют развитию социальных навыков: социального взаимодействия и социальных взаимоотношений (коллективизма и ответственности).
Оптимальная наполняемость группы 12-20 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная.
3. Сценическая речь
Цель: развитие психотехнических навыков юного актера для убедительной передачи мысли автора зрителю.
Задачи:
совершенствовать «аппарат переживания» и «аппарат воплощения» для
передачи мысли автора зрителю.
Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным художественным текстом.
В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и
выстраивание логико-интонациональной структуры речи.
В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх задачи, словесного действия, освоение предложенного текстом обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста и обучение применения навыков, полученных в работе над техникой речи и с литературным текстом.
4. Сценическое движение.
Цель: формирование у будущих актеров пластической культуры, т.е. внешней
актерской техники умений и навыков.
Выразительным средством актерского искусства является психофизический процесс, в котором психическое и физическое состояние существуют в неразрывной связи.
Тема «Сценическое движение» направлена на развитие специальных качеств актера (аппарата воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью, расширяют образное мышление в целом, обостряют чуткость и восприимчивость ко всем проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них точными по смыслу и разнообразными по окраске реакциями.
5. Театральный грим
Цель: использование грима юными актерами для создания сценического образа.Задачи:- обучить первоначальным навыкам гримерного дела;- сформировать потребность у детей в соблюдении правил личной гигиены.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется обучающимися, ими и предлагаются способы ее решения).
Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции:
функция сообщения информации;
функция обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;
функция учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников;
функция руководства познавательной деятельностью обучающихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Занятия проходят в самых разнообразных формах:
-лекции;
-тренинги;
-репетиции;
-индивидуальные занятия;
-занятия малыми группами (по 3-5 человек).
Вся работа группы строится вокруг целостного художественного произведения:
- спектакля;
- шоу;
- творческого вечера;
- праздника.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для студентов, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, обучающиеся принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями. В течение учебного года ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Студенты сами выбирают роли.
Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает студенту в постижении окружающего мира. Он заражает студентов добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь студенту в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей обучающихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -М.: Просвещение, 2006.
Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
Чистякова М.И. Психогимнастика - М: Просвещение, 2004.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615