Конспект урока Три кита в музыке
Конспект урока по музыке с использованием ИКТ
Тема : «Три кита. Марш»
Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.
Цель: ознакомление детей с музыкальным жанром марш.
Задачи :Познакомить с военно-строевыми, спортивными, походными, торжественными, сказочными маршами.
Учить различать характер музыки.
Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.
Развить музыкальные способности детей через активную творческую деятельность
Методы:
1.Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
2.Метод контрастного сопоставления.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности на занятии:
1.Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2.Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
3.Работа с наглядными пособиями (презентация).
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.
Материалы к уроку:
Сергей Прокофьев «Марш» из «Детского альбома»
Георгий Свиридов «Военный марш»
Ход урока.
I.Организационный момент
-Здравствуйте,ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.
II. Мотивация. Постановка учебной задачи.
Наши три кита музыки? Кто мне ответит? (Песня, танец, марш).
«А ну-ка, шагом марш гулять,Уроки делать марш и спать,Марш в магазин, марш руки мыть!»Не устают «марш» говорить.
Намного было б эффективнейИ в воспитанье конструктивней,Чтоб это слово зазвучало,Чтоб марша музыка играла.
Марш зазвучал — и мы в кровать,Опять звучит — пора вставать,Звучит он снова — за диктант,Марш в воспитании — гигант.
- Ребята,скажите пожалуйста в чем суть этого стихотворения? ( в стихотворении говорится о слове «Марш» и о музыкальном жанре «Марш».
-Сегодня вы познакомитесь с музыкальным жанром марш. Мы выясним с вами, какие бывают марши и поговорим о том где мы можем услышать марши.
-Итак, какая тема сегодняшнего занятия? (марш).
III. Объяснениие нового материала.
- Ребята, послушайте внимательно!
- Музыка, сопровождающая движения людей, известна с глубокой древности. Она была призвана объединять эти движения и потому всегда соответствовала их характеру – торжественному и неторопливому, или бодрому, энергичному. Так возникли марши. Теперь под их музыку проходят различные массовые шествия.
Торжественные марши звучат – во время народных праздников и парадов.
Военно-строевые, походные мы слышим– когда марширует войсковая часть или другая организационная колонна людей.
Спортивные марши звучат– на физкультурных парадах и соревнованиях.
Траурные марши исполняются– в скорбные дни похорон.
Поэтому марши бывают торжественные, военно-строевые, походные, спортивные, похоронные.
При всем разнообразии маршей им присуще общие черты: это четкий ритм шага, и марш всегда исполняется под счет: “раз-два”.
Послушаем фрагмент музыки марша: «Марш» из «Детского альбома» Сергея Прокофьева.
-кто-нибудь из вас может ответить, кто написал эту музыку?
Дети: Сергей Прокофьев.
-Верно, это музыка знаменитого русского композитора Сергея Прокофьева. Этот марш необычный, он звучит тихо, осторожно.
По характеру марш шутливый, сказочный, чудной. В музыке слышатся неожиданные подпрыгивания, акценты, приседания. Под него могут шагать какие-нибудь смешные фантастические существа..-Да это марш комический , марш-шутка.
А мы сейчас вспомним ещё один марш совсем другой по характеру.
Звучит фрагмент музыки: Георгий Свиридов «Военный марш»
-Эту музыку написал русский композитор Георгий Свиридов и называется эта музыка «Военный марш». По характеру марш торжественный, смелый, победный. Музыка горделивая, решительная, воинственная, смелая. Такую музыку мы называем военно-строевой марш. Такой марш мы можем услышать на военных парадах в исполнении духового оркестра. Давайте превратимся в военных и перенесёмся на Красную площадь, на репетицию парада.
IV. Физкультминутка
V. Разучивание песни
-Ребята,какое время года мы наблюдаем за окном? (Осень).
-Осень это такое чудесное время года...(Устно,продолжите пожалуйста, одно-два предложения).
-Очень много песен написано об осени. Давайте сейчас мы с вами разучим одну из них.
Осень постучалась к нам золотым дождем,
И с, увы, не ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку, засыпает сад.
А рябина-ягода, словно огонек
Согревает, радует пасмурный денек
В лужицах, как лодочки листики кружат
Серые, холодные, тучи вдаль спешат.
Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную, по стеклу стучит.
VI. Закрепление изученного материала.
-О чем мы сегодня говорили? Какие композиции прослушали? Понравились ли они вам? Какую песню мы сегодня с вами разучили?
VII.Итог урока.Рефлексия.-Ребята,вм понравился урок? Что именно понравилось? А что нового вы узнали?
-На этом наш урок завершен.Мне очень понравилось с вами работать.Молодцы! Всем спасибо! До свидания!