Оперативная память как один из основных функциональных показателей игрока в футболе.

Оперативная память как один из основных функциональных показателей игрока в футболе.

Анализ множества исследований, посвященных улучшению тренировочного процесса спортсменов свидетельствует о том, что ни одна из методик не является “трафаретной” то есть универсальной, поэтому ученые, исследователи и тренеры до настоящего времени раз за разом пытаются найти максимально эффективный путь к вершинам спорта, используя отдельные методики и их совокупность.
На сегодняшний день в подготовке как юных, так и взрослых футболистов необходимо учитывать в одинаковой степени все 5 видов подготовки, а именно: теоретическая, физическая, техническая, тактическая и психологическая [3].
Однако до сих пор на наш взгляд недостаточно внимания уделяется уровню развития психических процессов футболистов, таким как: оперативная память игрока, его мышление, и разных свойств внимания. Остановимся подробно на оперативной памяти игроков.
Память человека, как процесс сохранения, воспроизведения и забывания информации – это основа его личности. Забывание – это не недостаток памяти, а прекрасное свойство избирательности нашей психики. Память создает наше уникальное личное богатство, называемое опытом.
В футболе для психологической подготовки игроков развитие всех видов памяти – это основа не только сыгранности команды, но и запоминание особенностей игровых действий соперника. К сожалению, большинство тренеров видят свою задачу в отработке стандартных игровых ситуаций, которые легко разрушает даже малоопытная команда противника. Независимо от результата игры она демонстрирует одно из важнейших качеств знаний, сохраняемых памятью, их подвижность, возможность формировать новые знания. Такое качество называется интеллектом, который невозможно сформировать без воображения – удивительной способности психики [1].
Так же в процессе игры в футбол оперативная память позволяет игроку запомнить ведущие технические действия противника и в определенный игровой момент выбрать то действие, которое для него будет неожиданным [2].
Важно понимать, что, имея представление об уровне развития кратковременной памяти футболиста можно целенаправленно ее развивать, воздействуя различными средствами и методами. Наиболее распространенной методикой определения уровня развития кратковременной памяти является методика Джекобсона [4, 5].
Необходимый материал – это бланк с 4 наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер. Исследование можно проводить как с одним человеком, так и с группой. Оно состоит из 4 серий, в каждой из которой экспериментатор зачитывает 1 из наборов цифровых рядов. После прочтения каждого ряда испытуемые должны, запомнив числа, написать их на бумаге в том же порядке, в каком говорил экспериментатор.
Результат оценивается с точностью до 0,05 балла и вычисляется по формуле У = А + m / n, где
У – объем памяти;
А – наибольшая длина ряда (количество цифр в нем), который испытуемый во всех четырех опытах воспроизвел правильно; n – число опытов;
m – количество правильно воспроизведенных рядов, более длинных, чем А.
n = 4.
Для анализа результатов исследования следует использовать оценочную шкалу. Так, показатели футболиста на уровне 10-ти баллов говорят о его очень высоком уровне развития кратковременной памяти, 8-9 баллов – высокий уровень, 7 – средний, 5-6 – низкий, а очень низким считается набор баллов на уровне 3-4. Запоминание на уровне 10 баллов является феноменов и встречается крайне редко. Низкий и средний уровень развития кратковременной памяти может быть повышен благодаря систематической тренировке по специальным программам.
Таким образом, мы считаем, что в футболе наряду со всеми пятью видами подготовки следует уделять особое внимание целенаправленному развитию оперативной памяти футболистов, подбирая соответствующие средства и методы воздействия на нее, что в конечном итоге повысит спортивный результат.
Список использованной литературы
1. Ильин, Е. П. Психология спорта [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. : ил. (Сер. «Мастера психологии»).
2. Немов, Р. С. Психология [Текст]: в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3. – 640 с.
3. Полишкис, М. С. Футбол [Текст] : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. М. С. Полишкиса, В. А. Выжгина. – М. : Физкультура, образование и наука, 1999. – 254 с.
4. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Методика экспресс-диагностики свойств НС по психомоторным показателям Е. П. Ильина (Теппинг-тест) [Текст] : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001. – 672 с.
5. Титовец, С. В. Динамика психофизической подготовленности футболистов высокой квалификации в годичном цикле тренировки [Текст] : дис.  канд. пед. наук / С. В. Титовец. – СПб., 2005. – 150 с.
15