Программа кружка Волшебные пальчики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №11 «СОЛНЫШКО» ГОРОДА БИРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета заведующий МАДОУ Детский сад № 11
МАДОУ Детский сад №11 «Солнышко» «Солнышко»
протокол № 1 от 30.08.2016 г ___________________ В.Х. Трапезникова
Дополнительная общеразвивающая программа
по развитию мелкой моторики дошкольников
«Волшебные пальчики»
(для детей 3-4 лет)
срок реализации программы: 1 год
Выполнила воспитатель МАДОУ
Детский сад №11 «Солнышко»
г.Бирск Аликова.С.М
Содержание
Пояснительная записка3
Актуальность4
Цель программы...4
Задачи программы....4
Принципы..5
Отличительные особенности...6
Возраст детей6
Режим проведения занятий..6
Формы проведения занятий.6
Ожидаемые результаты.7
Способы определения результативности реализации программы...7
Учебно-тематический план...7
Содержание программы13
Методическое обеспечение программы..15
Основные приемы и методы.15
Условия реализации программы..15
Список литературы....16
Пояснительная записка
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.В результате вышесказанного актуальность программы «Волшебные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организуем в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаем условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. Учитываем особенность периода от 3-4 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируем такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Актуальность
Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель программы
Основной целью программы «Волшебные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.
Задачи программы
развитие точности выполнения движений,
уровня переключаемости,
полноты объема движений пальцев рук,
умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
совершенствование координации движений руки и глаза;
совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
формирование интереса и положительной мотивации обучения;
Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы учащихся. Вся деятельность делится между группами учеников. Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего. 2. Через каждые 57 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз. 3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений. 4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%. 5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество. 6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью. 8. Следить за соблюдением правильной осанки. 9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
лепка
аппликация
графические упражнения
игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Принципы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Этапы реализации программы: 1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
Отличительные особенности
Программа реализуется с группами детей от 3 до 4 лет. Младший дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Возраст детей
Данная дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Режим проведения занятий
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия 15 мин.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:Вводная часть – 3-5 минут.Основная часть – 7-10 минут.Заключительная часть – 3-5 минут.
Формы проведения занятий
Форма проведения занятий - совместная познавательно - игровая деятельность взрослого и детей, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
Ожидаемые результаты
К концу курса воспитанники должны знать:· приемы самомассажа рук;· названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.Уметь:·соизмерять, подчинять движения контролю взора;· владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);· выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
· пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
· изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
· работать с трафаретами;
· изготавливать детали по шаблону;
· застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
· завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)
· лепить шар, цилиндр, диск, куб;
· строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;
изготавливать поделки в технике “аппликация”,по образцу;
пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
плести косички из ниток;
выполнять шнуровку.
Способы определения результативности реализации программы
Способы определения результативности реализации программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной общеразвивающей программы с помощью игровых заданий.
Учебно-тематический план.
Младшая группа(3-4 года) – 9 часов
№
Содержание
Кол-во часов
1
Пальчиковая гимнастика
2 ч
2
Лепка
2 ч
3
Аппликация
2 ч
4
Графические упражнения
1 ч
5
Игры и действия с предметами
2 ч
Календарно-тематическое планирование
Месяц
№ занятий
Тема
Кол-
во
минут
Сентябрь
Занятие № 1
Знакомство с группой, правила
поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу
3
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»
2
С предметами:
-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.
-коробочка с крупой – перебираем фасоль,горох и семечки
10
Занятие № 2
Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу
3
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».
2
С предметами:
- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму
-знакомство с Блоками Дьёнеша:все формы, цвета,толстый и тонкий
- лепка из теста: «Еж» с помощью спичек делаем иголки.
10
Занятие № 3
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«мошка», «гуси-гуси», «дятел».
- самомассаж под песню Е.Железновой
5
С предметами:
- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»
-знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета,
- аппликация: «Кораблик» ,активно работаем при приклеивании
10
Занятие № 4
Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«щенок», «жираф», «зайка».
5
С предметами:
- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр.
- разукрашка «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка
10
Октябрь
Занятие № 5
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «зверята», «крокодил».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер –учимся зжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету
- собираем маленькую пирамидку
10
Занятие № 6
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«едем-едем», «ручки», «массаж».
Самомассаж с помощью колючего мяча
5
С предметами:
-бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3стр.
- лепка из теста: «Божья коровка»
10
Занятие № 7
1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу
2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».
5
С предметами:
-канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»
- аппликация: «Грибы в корзинке»
10
Занятие № 8
1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ручки», «краб», «зайка».
2. Самомассаж с помощью колючего мяча
5
С предметами:
-шнуровка – делаем дорожку
-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки
- палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1
10
Ноябрь
Занятие № 9
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «зверята», «крокодил».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету
- собираем геометрический конструктор(малый): строим «Солнце»
10
Занятие № 10
Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«щенок», «жираф», «зайка».
5
С предметами:
- бельевые прищепки –делаем «сороконожку».
- разукрашка «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка,точно нажимать и правильно держать
10
Занятие № 11
1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ослик», «мошка», «дом».
2. Самомассаж с помощью еловых шишек
5
С предметами:
-шнуровка – шнуруем ботинок(один)
- счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик
-лепка из теста: гусеничка(5 шариков)
10
Занятие № 12
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «гуси-гуси», «пальчики».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер –сжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – делаем части лица на картоне
- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду»
10
Декабрь
Занятие № 13
1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу
2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».
5
С предметами:
-канцелярские скрепки –делаем цепочку
- аппликация: «Банка с соленностями»
10
Занятие № 14
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«машина», «ручки», «массаж».
Самомассаж с помощью колючего мяча
5
С предметами:
-бельевые прищепки – делаем длинную цепь
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр.
- лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки»
10
Занятие № 15
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «зверята», «крокодил».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – делаем чешую рыбе
10
Занятие № 16
1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ослик», «мошка», «дом».
2. Самомассаж с помощью еловых шишек
5
С предметами:
-шнуровка – шнуруем ботинок(один)
- счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики
-разукрашка: закрашиваем пальчиками яблоко
10
Январь
Занятие № 17
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»
- самомассаж под песню Е.Железновой
5
С предметами:
- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»
- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.5
- аппликация: «Тряпичный домик» ,активно работаем при приклеивании,создаем из лоскутков ткани
10
Занятие № 18
Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«щенок», «жираф», «зайка».
5
С предметами:
- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр.
10
Занятие № 19
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «зверята», «крокодил».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер – сжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – отделяем больших от маленьких
- собираем маленькую пирамидку
10
Занятие № 20
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж».
Самомассаж с помощью колючего мяча
5
С предметами:
-канцелярские скрепки – делаем «бычка»
- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик» 10стр.
- лепка из теста: «Улитка»
10
Февраль
Занятие № 21
1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу
2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ква-ква», «дождик», «автобус».
5
С предметами:
-мозаика мелкая: делаем цветок
- аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево
10
Занятие № 22
1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ручки», «краб», «зайка».
2. Самомассаж с помощью колючего мяча
5
С предметами:
-шнуровка – делаем дорожку
-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки
- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца
10
Занятие № 23
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «зверята», «крокодил».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер –сжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – отделяем черные и белые поговки
10
Занятие № 24
1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ослик», «мошка», «дом».
2. Самомассаж с помощью еловых шишек
5
С предметами:
-шнуровка – шнуруем ботинок(один)
- счетные цветные палочки: делаем зиг-заг
-рисуем пальчиками гусеничку, шмеля и дерево
10
Март
Занятие № 25
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»
- самомассаж под песню Е.Железновой
5
С предметами:
- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет
- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.11
- аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы
10
Занятие № 26
Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«щенок», «жираф», «зайка».
5
С предметами:
- бельевые прищепки – делаем осьминога
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.
10
Занятие № 27
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «зверята», «крокодил».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер – сжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – отделяем больших от маленьких
- собираем маленькую пирамидку
- геометрический конструктор(малый):делаем машину
10
Занятие № 28
1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу
2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ква-ква», «дождик», «автобус».
5
С предметами:
-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине
- аппликация из манки и мака: «панда»
10
Апрель
Занятие № 29
1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ручки», «краб», «зайка».
2. Самомассаж с помощью колючего мяча
5
С предметами:
-шнуровка – делаем косичку
-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки
- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу
10
Занятие № 30
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «зверята», «крокодил».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер –сжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – отделяем черные и белые поговки
- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино
10
Занятие № 31
1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ослик», «мошка», «дом».
2. Самомассаж с помощью еловых шишек
5
С предметами:
-шнуровка – шнуруем ботинок (один)
- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки
-рисуем пальчиками льва
10
Занятие № 32
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»
- самомассаж под песню Е.Железновой
5
С предметами:
- шнуровка – повторяем «косичку»
- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.13
- лепка из теста :делаем фигуры – шара,квадрата,овала
10
Май
Занятие № 33
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«машина», «ручки», «массаж».
Самомассаж с помощью колючего мяча
5
С предметами:
-бельевые прищепки – делаем сороконожку
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр.
- разукрашка по точкам: обводим рисунок по точкам
10
Занятие № 34
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«автобус», «зверята», «крокодил».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
5
С предметами:
- эспандер –сжимать и разжимать под музыку
-пуговицы – делаем браслет
- кубики Никитина: строим самую большую башню
10
Занятие № 35
1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«ослик», «мошка», «дом».
2. Самомассаж с помощью еловых шишек
5
С предметами:
-шнуровка – учимся завязывать бант
- счетные цветные палочки: закрываем ими разукрашку
-рисуем пальчиками: лошадка и наездник
10
Занятие № 36
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –
«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»
- самомассаж под песню Е.Железновой
5
С предметами:
- канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета:красный,белый,зеленый
- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.15
- аппликация: «Коллаж»
10
Содержание программы
Вводная частьЦель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание основной части соответствует задачам программы.На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- блоки Дьёнеша
- палочки Кьюзенера- шнуровка;- прищепки;
- скрепки;
- крышки;
- пуговицы;- обведение рисунка по контуру, копирование;- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.
- лепка из солёного теста
- рисование пальчикамиЗаключительная часть Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Методическое обеспечение программы
№ п/п
Название разделов / направления
Формы и способы работы
Материалы
1
Пальчиковая гимнастика
Групповая теоретическая и практическая деятельность
Массажные мячи-13шт., телевизор-1шт.; DVD плеер-1 шт. грецкий орех-13шт.; бельевые прищепки; еловые шишки-13шт.; эспандер-13шт.; канцелярские скрепки; пуговицы
2
Лепка
Групповая теоретическая и практическая деятельность
Соленое тесто (соль, мука); пластилин -13 шт; природные материалы; вторичное сырье; фольга; клей ПВА; клей карандаш-13 шт; нитки; пуговицы; глина; стеки-13шт.
3
Аппликация
Групповая теоретическая и практическая деятельность
Различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся); различные виды ткани; картон; ножницы-13 шт.; линейка-13шт.; кисточки-13шт
4
5
Графические упражнения
Игры и действия с предметами
Групповая теоретическая и практическая деятельность
Наборы счетных палочек -13 шт.; предметы различной геометрической формы; развивающие игры; геометрические фигуры; набор объемных тел; предметные и сюжетные картинки; простые карандаши -13 шт.; цветные карандаши - 13шт.; магнитная доска -1 шт.; магнитофон-1 шт.; телевизор-1шт.; DVD плеер-1 шт. конструктор(палочки Кьюзенера); набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша); мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая); фломастеры, краски; трафареты.
Основные приемы и методы
При реализации данной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти).
Условия реализации программы
- Групповое помещение.
- Магнитной доска (1 шт.)
- Парты на двоих по количеству детей.
- Стулья, соответствующие ростовой группе.
Список литературы
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 2000. 133 с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”,2009.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2003. 190 с.
Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 2003. 205 с.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 2001 .128 с.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 615