ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ

месяц
занятия
Тема, задачи

Сентябрь
1
«Картинки на песке»
Задачи:
Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу (в единстве трёх компонентов творческой деятельности); владение графическими навыками, умениями, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности; готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге).
Литература: Лыкова И.А. стр.16



2
«Бабочки – красавицы»
Задачи:
Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу (в единстве трёх компонентов творческой деятельности); владение пластическими и аппликативными умениями, способность к интеграции - раскрытию одного образа (темы) разными изобразительными средствами; наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности; готовность к художественному отображению своих впечатлений и представлений об окружающем мире.
Литература: Лыкова И.А. стр.18



3
«Чудесная мозаика»
Задачи:
Познакомить детей с декоративными оформительскими техниками (мозаика) и вызвать интерес к рисованию в стиле мозаики. Учить составлять многоцветную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьера.
Литература: Лыкова И.А. стр.26



4
«Весёлые качели»
Программное содержание:
Учить детей передавать свои впечатления о любимых забавах и развлечениях инициировать поиск изобразительно-выразительных средств, для передачи движения качелей, изображение позы и эмоционального состояния катающихся детей. Развивать чувство ритма и способности к композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.
Литература: Лыкова И.А. стр. 32





месяц
недели
Тема, задачи

Ноябрь
1
«Такие разные зонтики»
Задачи:
Учить детей рисовать узоры на полукруге. Показать связь между орнаментом и формой изделия (узор на зонтике). Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометрические, растительные, зооморфные, бытовые, абстрактные). Готовить руку к письму – учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали. Развивать чувство формы, ритма, композиции.

Литература: Лыкова И.А. стр. 68


2
«Летят перелётные птицы»
Задачи:
Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомых сказок, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Продолжать учить передавать несложные движения (утки летят), изменяя статичное положение частей тела (приподнятые крылья); при создании сюжета показывать несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.

Литература: Лыкова И.А. стр. 62


3
«Разговорчивый родник»
Задачи:
Познакомить детей с новым художественным материалом - пастелью. Показать приёмы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушёвка). Учить передавать движение воды: рисовать свободные динамичные линии - «струйки» разного цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ним.

Литература: Лыкова И.А стр. 86


4
«По горам, по долам»
Задачи:
Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Расширить возможности применения техники ленточной аппликации (гряда гор на заднем плане). Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).
Литература: Лыкова И.А стр.80



месяц
недели
Тема, задачи

Декабрь
1
«Морозные узоры»
Задачи:
Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.). Совершенствовать технику рисования концом кисти.
Развивать чувство формы и композиции.

Литература: Лыкова И.А стр.92


2
«Ёлкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки»
Задачи:
Учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из солёного теста скульптурным способом или вырезывать формочками для выпечки; показать новый способ оформления лепных фигурок – оборачивание фольгой или яркими фантиками. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность; вызвать желание украсить интерьер.

Литература: Лыкова И.А стр.100


3
«Дремлет лес под сказку сна»
Задачи:
Учить детей создавать картину зимнего леса по замыслу. Побуждать к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев (декоративное рисование по мотивам Гжели, прорезной декор). Формировать композиционные умения (рисовать густой лес ярусами, начиная с заднего плана). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о природе, эстетические переживания и чувства.

Литература: Лыкова И.А стр.98


4
«Цветочные снежинки»
Задачи:
Учить детей вырезать шестилучевые снежинки из фантиков и цветной фольги. Совершенствовать технику конструирования и вырезывания с опорой на схему; показать элементы прорезного декора (круг, полукруг, треугольник, «ёлочка», ромб, зигзаг, волна пр.); развивать координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору).

Литература: Лыкова И.А стр.102




месяц
недели
Тема, задачи

Январь
1
«Баба-Яга и леший»
Задачи: Учить детей рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев (например, за столом в избушке Баба-Яга печёт оладушки на сковороде, а леший подбрасывает шишки или дрова в огонь, а может быть держит лоханку с тестом). Развивать способность к сюжетосложению и композиции. Формировать умение представлять изображаемый объект с разных точек зрения (вид на избушку снаружи – экстерьер и внутри – интерьер). Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

Литература: Лыкова И.А. стр. 110


2
«Нарядный индюк»
Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить индюка из конуса и дисков. Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народной культуре.
Литература: Лыкова И.А. стр.112


3
«Нарядный индюк»
Задачи: Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Литература: Лыкова И.А стр.122


4
«Кони-птицы»
Задачи: Создать условия для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам Городецкой росписи. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно-прикладном искусстве.
Литература: Лыкова И.А стр.116


месяц
недели
Тема, задачи

Февраль
1
«Пир на весь мир»
Задачи: Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели», дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.

Литература: Лыкова И.А стр.128


2
«Рыбки играют, рыбки сверкают»
Задачи: Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками). Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Литература: Лыкова И.А стр.134



3
«Белый медведь и северное сияние»
Задачи: Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных (белого медведя, моржа, тюленя) по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции. Учить рисовать пастелью северное сияние. Развивать чувство формы и композиции.
Литература: Лыкова И.А стр. 140


4
«Подарок папе»
Задачи: Продолжать учить детей создавать выразительные аппликативные образы, сочетая различные способы и приёмы лепки. Наглядно показать связь между формой образа и способом её вырезания. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Показать приёмы оформления вырезанной фигурки дополнительными материалами (фантики, лоскутки ткани, тесьма, ленточки). Развивать воображение, чувство формы и пропорции.
Литература: Лыкова И.А стр.144






месяц
недели
Тема, задачи

Март
1
«Салфетка под конфетницу или вазу»
Задачи: Продолжать знакомить детей с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий- прорезным декором («бумажным фольклором»). Учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной двухцветной аппликации, красиво сочетающиеся цвета).
Литература: Лыкова И.А стр.150


2
«Чудо-цветок»
Задачи: Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера.
Литература: Лыкова И.А стр.154


3
«Золотой петушок»
Задачи: Создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественно - образной выразительности. Воспитывать художественный вкус.
Литература: Лыкова И.А стр.164


4
«Букет цветов»
Задачи: Учить детей рисовать с натуры, точно передавая форму и колорит цветов в букете. Развивать способности к передаче композиции с определённой точки зрения. Продолжать знакомство с жанровым многообразием искусства. Показать особенности натюрморта. Воспитывать интерес к природе
Литература: Лыкова И.А стр.158





месяц
недели
Тема, задачи

Апрель
1
«Золотые облака»
Задачи: Продолжать знакомство детей с новым художественным материалом – пастелью. Совершенствовать приёмы работы с острым краем (штриховкой) и плашмя (тушёвка). Учит передавать нежные цветовые нюансы (светло- и темно-голубой, голубой с белым и золотистым). Развивать чувство цвета. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.
Литература: Лыкова И.А стр.172


2
«Заря алая разливается»
Задачи: Учить детей рисовать восход (закат) солнца акварельными красками. Совершенствовать технику рисования по-мокрому, вливая цвет в цвет и подбирая красивое цветосочетание. Закрепить значение о тёплых и холодных цветах и оттенках. Упражнять в смешивании красок на палитре. Развивать чувство цвета.
Литература: Лыкова И.А стр. 176


3
«День и ночь»
Задачи: Учить детей создавать двухчастные контрастные композиции (день и ночь) раскрывая тему в стилистике и по мотивам декоративно - прикладного искусства. Познакомить с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности. Развивать способности к композиции, творческое воображение. Уточнить понятие о явлении антонимии (день-ночь, чёрный-белый, добрый-злой). Воспитывать любознательность, художественный вкус.
Литература: Лыкова И.А стр.178


4
«Чудо-писанки»
Задачи: Продолжать знакомство детей с искусство миниатюры на яйце (славянскими писанками). Уточнить представление о композиции и элементах декора. Учить рисовать на объемной форме (на яйце, из которого выдуто содержимое). Воспитывать интерес к народному искусству.
Литература: Лыкова И.А стр.168





месяц
недели
Тема, задачи

Май
1
«Весна идёт»
Задачи: Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Создать условия для творческого применения освоенных умений; продолжать учить планировать работу. Развивать воображение, чувство ритма и композиции.
Литература: Лыкова И.А стр.162


2
«Весенняя гроза»
Задачи: Продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о стихийных явлениях природы – таких, как буран, ураган, гроза. Инициировать поиск средств художественно - образной выразительности. Объяснить принцип асимметрии, передающий движение (динамику картины). Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к природе.
Литература: Лыкова И.А стр.194


3
Тема: «Мы на луг ходили мы лужок лепили»
Задачи: Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых (бабочек, жуков, пчёл, стрекоз), передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке или каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки). Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.
Литература: Лыкова, с.200.


4
«Ажурная закладка для книги»
Задачи: Познакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий - прорезным декором. Учить вырезать геометрические и растительные элементы на полосе бумаги, сложенной вдвое. Раскрыть символику отдельных элементов и мотивов (круг и его вариации - солнце, прямая линия - дорога, волнистая линия-вода, зигзаг- молния, ромб- поле, треугольник-стрела, ряд треугольников- косица). Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной аппликации, красиво сочетающиеся цвета).
Литература: Лыкова И.А с.36




месяц
занятия
Тема, задачи

Октябрь
1
«Лес, точно терем расписной»
Задачи: Учить детей создавать образы разных деревьев, кустов и составлять из них коллективную композицию «Осенний лес», подбирая красивые цветосочетания. Побуждать к поиску оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор). Формировать композиционные умения (размещать вырезанные элементы ярусами начиная с заднего плана). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства.
Литература: Лыкова И.А стр.50


2
«Деревья смотрят в озеро»
Задачи:
Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по-мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатление о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Литература: Лыкова И.А стр. 56


3
«Осенние картины»
Задачи:
Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала - засушенных листьев, лепестков, семян, развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях.
Литература: Лыкова И.А стр. 48


4
«Осенний натюрморт»
Задачи: Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга, и размещая выше - ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов - многокрасочных, красивых, ярких. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Литература: Лыкова И.А стр. 44












15