Урок по географии на тему Рельеф Евразии
Тема «Рельеф Евразии»
Цель: на основе имеющихся знаний, изучить рельеф Евразии.
Задачи:
1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования Евразии;
2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа Евразии;
3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.
Уметь:
· сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
· по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
· делать выводы
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал, схемы, таблицы.
Метод: обьяснительно-иллюстративный
Тип урока: урок-путешествие
Структура урока
1. Орг момент
2. Проверка знаний и умений.
3. Изучение новой темы
4. Закрепление
5. Д/з
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся должны усвоить рельеф Евразии.
2. Должны уметь сопоставлять различные карты
3. Должны уметь находить взаимосвязи между геологическим строением и рельефом.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Проверка знаний и умений (5 мин.)
А) индивидуальные карточки -4 чел.
1 ученик:
1. Найдите самую высокую точку материка.
2.Самое низкое место в Евразии.
3.Какое из следующих утверждений является ошибочным?
А)Евразия значительно выше других материков.
Б)На территории материка расположены высочайшие горные системы земного шара.
В)Равнины Евразии отличаются большой высотой и расположены вдоль побережья.
Г)В Евразии особенно велики колебания высот (перепад высот превышает 9 км).
2 ученик: Евразия – значительно выше других материков. Докажите правильность этого высказывания. (Работа у доски с физической картой полушарий)
На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м).
3 ученик: Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. Назовите известные вам равнины Евразии (Работа у доски с физической картой полушарий). Их гораздо больше, чем на других материках. (докажите)
4 ученик: В Евразии особенно велики колебания высот. Сделайте арифметический расчет. Разница между впадиной Мертвого моря( -405 м) и самыми высокими вершинами Гималаев(8898 м) превышает 9км.
Б) Фронтальный опрос.
1.Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
2.Что такое литосферная плита? (Это Земная кора вместе с верхней частью мантии)
3.Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская.)
4.Где проходят границы между плитами? (по срединно-океаническим хребтам-гигантским вздутиям на теле планеты или по глубоководным желобам –ущельям на океаническом дне. Есть такие трещины и на суше. Они проходят по горным поясам вроде Уральского и т. Д)
5.Что такое платформа? (Древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры)
6.Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений.)
7.Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
8.Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
9.Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).
10.Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании участка земной поверхности? (материковый тип земной коры)
Молодцы ребята.
3.Изучение новой темы.
СЛАЙД 1 – эпиграф
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: "Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".
СЛАЙД 2 – тема «Рельеф Евразии»
Сегодня нам предстоит, исследовать черты и особенности рельефа Евразии, сопоставлять различные карты и находить взаимосвязи между геологическим строением и рельефом.
СЛАЙД 3 - Про рельеф материка можно сказать следующее: (проверка опережающего индивидуального задания)
1. Евразия – значительно выше других материков. Докажите правильность этого высказывания. (Работа у доски с физической картой полушарий)
На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м).
2.Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. Назовите известные вам равнины Евразии (Работа у доски с физической картой полушарий)Их гораздо больше, чем на других материках.
3.В Евразии особенно велики колебания высот. Сделайте арифметический расчет.
Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км.
СЛАЙД 4- Максимальная и минимальная точки Евразии
СЛАЙД 5 – маршрутный лист
Начало пути
– Станция №1В прошлое
- Станция №2 Равнины
– Станция №3 Восхождение
– Станция №4 Взрыв
На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы сможете без труда совершить путешествие по Евразии.
СЛАЙД 6 – Станция №1В прошлое
Работа с рисунком в учебнике рис.11 стр 26.
Фронтальный опрос. Ребята, вспомните, как появился материк Евразия?
1. Как назывался самый первый материк?
2. На какие материки раскололась Пангея?
3. Сколько материков существует в настоящее время?
(200 млн. л.н. – Пангея, 135млн.л.н – Гондвана, Лавразия – на-стоящее время (6 материков).
Групповая работа.
Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии? (По плану)
1.Какая литосферная плита лежит в основании материка.
2.С какими плитами она граничит?
3.Какие сейсмические пояса расположены в местах столкновения плит.
4.В какой части Евразии расположены платформы.
5. В какой части Евразии расположены горные области.
СЛАЙД 7 – Карта строения земной коры.
В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Индо-Австралийской и Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.
Отчет групп по вопросам плана у доски. (по одному человеку от каждой группы у карты)
СЛАЙД8– Станция №2 Равнины
Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.
СЛАЙД 9 – (просмотр фильма)
До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.
На какой равнине живем мы с Вами? (Восточно-Европейская) – фронтальный опрос.
СЛАЙД 10 – Практическая работа
Задание: Работая с физической картой Евразии и картой строения земной коры, установить связь между строением земной коры и распространением основных форм рельефа. На основании сопоставления учащиеся последовательно заносят результаты анализа карт в таблицу:
Строение земной коры
Форма рельефа
Название основных форм рельефа
Древние платформы:
Восточно-Европейская
равнина
Восточно-Европейская
Сибирская
плоскогорье
Среднесибирская
Индийская
плоскогорье
Декан, Индо-Гангская низменность
Китайско-Корейская
равнина
Великая Китайская
СЛАЙД 11,12,13, 14-проверка таблицы
СЛАЙД 15 – Вывод: древним платформам в основании соответствуют равнины и плоскогорья.
Работа в контурных картах. Задание: подписать данные равнины в контурных картах.
СЛАЙД 16– Станция №3 Восхождение- горы
Стихотворение
Я знаю – где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать –
Я должен там когда-то побывать.
Работа с картами атласа.
Откройте карту «Строение земной коры». Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Как вы считаете с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования).
Сегодня мы с вами уже сказали, что в районах столкновения литосферных плит расположены сейсмические пояса.
СЛАЙД 17 – Работа с текстом учебника. Задание: стр 237 в учебнике прочитать какие горы входят в Альпийско-Гималайский складчатый пояс. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пи-ренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Заполните схему:
Альпийско-гималайский складчатый пояс
Пиренеи Альпы Карпаты Кавказ Памир Гималаи
СЛАЙД 19 – Команда 1 Заполните схему (Высочайшие вершины гор Альпийско-гималайского складчатого пояса)
Пиренеи Альпы Карпаты Кавказ Памир Гималаи
Пик Ането Монблан Герлаховски-Штит Эльбрус Конгур Джомолунгма
3404 4807 2655 5642 7719 8848
СЛАЙД 20. Групповая работа. Игра «Путешественник.
Команда 2 получает коллективное задание посетить горы Гималаи и рассказать о горах. Путеводителем служит физическая карта полушарий и
Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Гималаи» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Гималаи, юг, Евразия, Джомолунгма, 8848 м., вершина, вечные снега, ледники, рудные, полезные ископаемые.
СЛАЙД 21 – Групповая работа. Игра «Путешественник.
Команда 3 получает коллективное задание посетить Кавказ и рассказать о результатах своего путешествия. Путеводителем служит физическая карта полушарий и
Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Кавказ» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Кавказ, Евразия, Черное море, Каспийское море, гора, Эльбрус, 5642 м. (Отдает задачу команде).
СЛАЙД 22– Команда 4
Сравните высоты гор Европы и Азии по данным. Данные оформите на листе форма А4 графически.
Горы Европы
Высочайшая точка
Горы Азии
Высочайшая точка
Альпы
4807
Гималаи
8848
Пиренеи
3404
Памир
7495
Апеннины
2914
Тянь-Шань
7439
Карпаты
2655
Кавказ
5642
Балканы
2376
Алтай
4506
Крымские горы
1545
Вывод: Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м).
СЛАЙД 23 – Команда 5
Задание: Работая с физической картой Евразии и картой строения земной коры, установить связь между строением земной коры и распространением основных форм рельефа. На основании сопоставления учащиеся последовательно заносят результаты анализа карт в таблицу:
Тектоническая структура
Цвет
Соответствующая форма рельефа.
Древняя складчатость
коричневый
Уральские
Фиолетовый
Скандинавске
Средняя складчатость
зеленый
Верхоянский хребет
Молодая складчатость
желтый
Кавказ,Памир, Аппенины, Пиренеи, Альпы
Вывод: Складчатым областям соответствуют горы различные по высоте и возрасту.
СЛАЙД 24-28 Проверка работы групп
СЛАЙД 29 – Станция №4 Взрыв
Нельзя изучать рельеф на рассмотрев вулканы.
На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.
Именно с ними связаны многие землетрясения. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
СЛАЙД 30
Задание № 3. Данные вулканы расположены в Тихоокеанском «огненном кольце». Используя карты атласа, установите соответствие:
1. Асо А. полуостров Камчатка
2. Сламет Б. Большие Зондские острова
3. Кракатау В. остров Ява
4. Ключевская Сопка Г. остров Хонсю
5. Фудзияма Д. остров Кюсю
СЛАЙД 31
Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г.
4.Закрепление новой темы.
И так ребята, сегодня мы изучили рельеф Евразии Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина: история развития материка, разнообразие форм рельефа).
СЛАЙД 32–
Тестовый контроль
1. Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1) одна крупная древняя платформа,
2) несколько относительно мелких древних платформ.
2. К древним платформам на территории Евразии относятся:
1) Южно-Американская и Сибирская
2) Сибирская и Восточно-Европейская
3) Восточно-Европейская и Австралийская
Установите соответствие:
Платформа Равнина
1.Сибирская А) Западно-Сибирская
2. Индийская Б) Великая Китайская
3.Китайско-Корейская В) Декан (плоског.)
Г) Среднесибирское (плоског.)
Установите соответствие:
Горы Возраст складчатости
1. Альпы А) Древний (Pz)
2.Уральские Б) Средний (Mz)
3. Верхоянский хребет В) Новый (Kz)
Нормы оценок:
Без ошибок – оценка –«5», 1 ошибка – оценка –«4», 2 ошибки – оценка –«3», более 2 ошибок – оценка –«2»
СЛАЙД 33
5. Домашнее задание по выбору учащегося:
Запишите домашнее задание
1) Сравнить рельеф Евразии и Северной Америки и сделать вывод о сходстве и различии.(по плану в учебнике стр. 311)
2) Описать одну из форм рельефа Евразии. (по плану в учебнике стр. 311)
Отметить на контурных картах изученные географические объекты.
15