Классный час на тему «Милосердие.Нужно ли оно в наше время».
Тема классного часа: «Милосердие. Нужно ли оно в наше время?»
Цели:
1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
Задачи:
1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.
Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
Ход мероприятия:
- Нашу беседу мне бы хотелось начать со стихотворения:
Звучит музыка
Маленький мальчик стоял у витриныИ по слогам объявленье читал.В нём сообщал продавец магазина,Что он забавных котят продавал.Мальчик несмело вошёл и с порогаСкромно спросил, сколько стоят они.Цену узнав, прошептал: “Это много...”,Ручки засунув в карманы свои,Он потихоньку извлёк всё, что было.Да, это мало, хоть долго копил.Детское сердце невольно заныло ...С горечью в голосе он попросил:“Дяденька, можно хотя бы глазочкомТолько на ваших котят посмотреть.Были бы деньги, купил бы я точно,Но накопить мне никак не успеть”.И продавец не спеша открываетКрышку в огромной коробке, и вотВосемь котят из неё выбегают,Ну, а девятый за ними ползёт,Хочет успеть за друзьями своими,Но не угнаться за ними ему.А всё потому лишь, что ножки больные,Так он родился ... себе на беду.Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел,Даже сказать что-то был он не в силах,Лишь на хромого котёнка смотрел.Но через силу, с огромным волненьем,Еле, чуть слышно он вдруг проронил:“Были бы деньги, то я, без сомненья,Котёнка хромого у вас бы купил”.А продавец посмотрев с изумленьем,Грустно ответил, кивнув на него:“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,Родился таким, не излечишь его.Но, если ты хочешь, котёнка хромогоМожешь себе и без денег забрать.Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать”.Мальчик ответил серьёзно и строго:“Деньги у мамы могу я занять,Я заплачу за котёнка хромого,Чем же он хуже здоровых котят?Стоит он так же, как стоят другие,Полную цену я вам заплачу,Будем с ним жить мы, как братья родные,Сильно котёнка купить я хочу!”Это сказав, он неловко нагнулсяИ под штанину зачем-то полез.Взглянув на него, продавец ужаснулся:Вместо ноги он увидел протез ...Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...Всё стало ясно теперь продавцу.Мальчика крепко обнять захотелось,Он протянул свои руки мальцу.“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?Чтоб остальные котята нашлиТоже заботливых и милосердных,Добрых хозяев, таких же, как ты!”
Прослушав стихотворение, ребята, сформулируйте тему нашего занятия!
Правильно, мы будем говорить о милосердии!- Кто проявил милосердие в этом стихотворении? - Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему? - Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)- Да, проявлять милосердие – большое искусство!- Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят)
(Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).-Слайд 1
В словаре Ожегова Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. - Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?
-Слайд 2
- Были ли в вашей жизни люди, которые в трудную минуту проявили к вам милосердие, отнеслись к вам по-человечески?
- (Ответы).
- Я пущу по рядам солнце, на лучах которого прошу вас написать их имена.
А кто хочет рассказать о своем луче?
- (Ответы).
- Почему милосердие сравнивают с солнцем?
- (Ответы).
Учитель: Выберите слова, с которыми можно жить и с которыми жить нельзя: щедрость, сострадание, равнодушие, доброта, жадность, отзывчивость, злость, зависть, сочувствие, жестокость, человечность, любовь. (Карточки со словами - на доске. Дети называют и убирают «лишние» слова с доски. Учитель просит прочитать слова, которые ребята оставили). -Слайд 3
Учитель: Всегда ли помощь можно назвать милосердием? Давайте попробуем разобраться в 2-х ситуациях. (Учитель предлагает прослушать 2-е истории из жизни, проанализировать поведение ребят и дать свою оценку их поведению) Ситуация 1. Ученик, возвращаясь домой из школы, увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог женщине донести сумку, хотя ему было не по пути. Ситуация 2. Соседка – одинокая пожилая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его. -Слайд 4Учитель: Ребята, проанализируйте эти ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело? (возможные ответы детей: в первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя). Учитель: Как бы вы поступили на месте мальчиков? (ответы детей) (подведение итога по обсуждаемым ситуациям) Учитель: Творить добро нужно ради самого добра, будьте в этом бескорыстны. Оно проявляется в помощи кому-то. Учитель: Ребята, в каких случаях мы можем проявлять милосердие и по отношению к кому? Кто нуждается в нашей помощи? (Возможные ответы детей: близкие люди, пожилые, одинокие, малыши, люди, попавшие в трудные ситуации, животные…) Учитель: Давайте подумаем, что мы можем сделать для этих людей? Предлагаю создать « Банк добрых дел». (Учитель предлагает детям работать в группах. Ребята сами выбирают, для какой из перечисленных ими категорий они будут планировать добрые дела, соответственно распределяются по группам. Каждая группа составляет список добрых дел - тех, которые они уже совершили, (ребята делятся собственным опытом) и тех, которые могли бы совершить. I. Работа в группах; II. Представление результатов работы каждой группы, дополнения к ответам учащихся ребятами из других групп, коллективное решение о принятии предложений в «Банк добрых дел», а, значит, согласие на воплощение этих предложений в реальной жизни. 1 группа: Помощь животным; 2 группа: Помощь в семье; 3 группа: Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам…) 4 группа: Помощь пожилым, одиноким людям; 5 группа: Помощь городу, стране (трагедии, стихийные бедствия…) Учитель: Чем мы можем помочь, если в городе, в стране, в мире произошло несчастье, трагедия, стихийное бедствие? (Учитель предлагает ребятам вспомнить последние новости о случившейся в Японии трагедии: землетрясение и цунами разрушили города, погибли люди, в стране не хватает продовольствия…) Учитель: Можем ли мы, ребята, помочь этим людям, находясь далеко от них? Если - да, то чем и как? (Возможные ответы: собрать посылку с медикаментами, теплыми вещами, игрушками, написать письмо - поддержки…) - Кто уже принимал участие в подобных делах или акциях? Приходилось ли вам уже проявлять милосердие? В чем оно выражалось? (ответы детей) Подведение итогов работы Учитель: Мы можем проявлять милосердие, даже если несчастье произошло далеко от нас, самое главное - не оставаться равнодушными, почувствовать чужую боль как свою, нужно уметь поставить себя на место других людей и оказать помощь нуждающимся в ней. Предложения от каждой группы, записанные на листках бумаги, учитель собирает в общую копилку класса – «Банк добрых дел».
Учитель: Ваши предложения, ваш опыт, мы собрали в одну копилку. Пусть для одних ребят это будет место, где они смогут взять совет для жизни, для других - способ поделиться своим опытом. Пусть эта копилка хранится в классе, пополняется вашими добрыми делами. Если каждый из нас совершит маленькое доброе дело, то собранные вместе, они превратятся в одно большое. Учитель: Что общего в людях, которых мы называем милосердными? (ответы детей) Учитель: Действительно, у таких людей большое доброе щедрое сердце, распахнутое для окружающих, для всего мира. Такой человек никогда не пройдет мимо тех, кому нужна помощь, рядом с такими людьми жить спокойнее, надежней и уютнее, т.к. они излучают тепло, приносят радость, избавляют от бед и горя. Учитель: Каким должен быть человек, который совершает добрые дела? (Дети отвечают, используя слова на доске: щедрым, добрым, отзывчивым…) Учитель: Такого человека можно назвать милосердным. Каким символом можно обозначить милосердие? (ответы детей) Учитель: Милосердие – это милость сердца, значит, можно обозначить в виде сердца.Учитель рисует мелом на доске сердце, все слова оказываются внутри сердца. Рефлексия:
Учитель: Ребята всё-таки давайте подытожим наш урок и ответим на поставленный нами вопрос нужно ли милосердие в наше время?-Ребята, нужно ли милосердие в наше время? (ответы детей) Конечно, да. Чем больше будет милосердных, отзывчивых, добрых, заботливых людей, тем меньше будет страданий бед и невзгод. Тогда жизнь на нашей планете будет по-настоящему счастливой и радостной, а мы с вами, ребята, не будем забывать каждый день делать добро просто так. Давайте замечать тех, кому нужна наша помощь. Видеть и помогать, дарить людям счастье, тепло, заботу. Пусть наши щедрые сердца будут открыты для всех.