Календарное планирование уроков по обучению грамоте по системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова
Курс «Вступ до шкільного життя»
№
п/п
Тема уроку
Кількість годин
Дата проведення
Примітки
1
Перший урок за загальною темою. Розпорядок для школяра.
2
3
Уведення критеріїв та засобів оцінки та самооцінки (“Чарівні стрічечки”)
4
Засоби для прояву свого ставлення до репліки однокласника. Введення знаків “згоден”, “не згоден”.
5
Робота в парі. Взаємо оцінка робіт за даними критеріями. Виконання вправ із застосуванням уведених знаків.
6
7
Перші кроки в організації навчальної дискусії: розведення понять “сварка” та “суперечка”.
8
Ситуація недовизначення правила.
9
Завдання, спрямовані на формування вміння домовлятися для спільної роботи в групі.
10
Ситуація “провокації”. Введення знака “пастка”. Розвиток лінії оцінювання: протиставлення правильності та оригінальності.
11
Виконання вправ із застосуванням уведених знаків. Критерії оцінювання. Думка того, хто оцінює.
12
Свято “Ми – школярі”.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
(по учебнику для 1 класса В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, В.А.Левина «Букварь»
и прописям И.П.Старагиной «Учимся писать»)
1 семестр
№
п/п
Тема уроку
Кіль-кість годин
Дата проведення
Примітки
13
Формирование первоначальных представлений о слове (16 час.)
Знакомство с Букварём и его героями.
Совместное чтение: М.Яснов. Я учусь писать слова.
Стр.3 – 24
Стр. 3
14
Знакомство с прописью №1 и её героиней Тэффи. Письмо-рисунок, адресованный Тэффи.
Стр.3 (Пропись №1)
15
Предмет и слово. Слова как названия предметов.
Совместное чтение: М.Пришвин. «Рыбе – вода », К.Ушинский. Наше Отечество.
Стр.4 – 5, 8
Стр.6
16
Диагностическое упражнение на выявление букв, которые знают дети. Рисование по точкам.
Стр.4-5 (Пропись №1)
17
Введение модели слова. Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы.
Совместное чтение: Бурёнушка (русская народная песня).
Стр.6 – 7, 9
18
Воспроизведение графического знака по опорным точкам.
Развитие речи: Словесное описание знаков древних людей-шумеров. Чем знаки шумеров похожи на слова?
Стр.6-7 (Пропись №1)
19
Слова, называющие предметы, и слова, называющие действия. Введение моделей для слов этих типов. Постановка вопросов к словам, называющим действия.
Развитие речи: Расширение представления о словах-действиях.
Совместное чтение: И.Токмакова. Сентябрь.
Заучивание стихотворения наизусть.
Стр.10–11
20
Расстановка точек в заданном месте.
Стр.8-9 (Пропись №1)
21
Слова, называющие признаки, и постановка вопросов к ним.
Совместное чтение: В.Берестов. Портфель. Учитель в портфеле.
Развитие речи: Различение вопросительной и восклицательной интонации при восприятии текста.
Стр.12, 15
22
Связь слов в высказывании.
Линии: прямые и ломаные. Воспроизведение линий по точкам. Проведение линий в заданном направлении.
Стр.13(Букварь)
Стр.10-11 (Пропись №1)
23
Способ определения количества слов в высказывании.
Совместное чтение: В.Берестов. Тетради. Циркуль.
Стр.14, 17
Стр.15-16
24
Расстановка точек для построения знака. Возможные направления движения руки при соединении этих точек. Узнавание букв русского алфавита.
Стр.12-13 (Пропись №1)
25
Служебные слова как помощники для связи слов в высказывании. Значение слов-помощников.
Совместное чтение: В.Берестов. Пенал. Резинка.
Стр18-19, 16
26
Соединение точек в ломаные линии. Узнавание букв русского алфавита. Выделение опорных точек для воспроизведения знаков.
Развитие речи: Составление высказываний к рисунку по предложенным схемам.
Стр.14-15 (Пропись №1)
Стр.19 (Букварь)
27
Урок обобщения. Моделирование высказываний.
Совместное чтение: Русская народная сказка «Колобок».
Развитие речи: Составление рассказа по сюжетной картинке. Моделирование составленного рассказа схемами высказываний.
Стр.10 – 21
28
Диагностическая работа (моделирование отдельных слов, называющих предметы, признаки, действия; моделирование высказываний).
Постановка опорных точек и соединение их линиями по заданному образцу.
Стр.15-16 (Пропись №1)
29
Звуковой анализ слова (24 час.)
Звуки речи как строительный материал языка.
Совместное чтение: В.Голявкин. Кто вы такие?
Стр. 25 – 47
Стр.25 – 26,
22-23
30
Соединение точек в указанном направлении. Формирование у детей контрольно-оценочного действия.
Стр.17-18 (Пропись №1)
31
Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели).
Совместное чтение: Д.Хармс. Весёлый старичок.
Стр.27 – 28
32
Воспроизведение рисунка по опорным точкам. Опорные точки начала, поворотов, конца движения.
Стр.19-20 (Пропись №1)
33
Выделение звуков в слове на основе заданной модели.
Совместное чтение: Загадки.
Стр. 29
Стр. 24
34
Развитие речи: Составление рассказа по сюжетной картинке. Моделирование 1-2 высказываний. Расстановка на рисунке опорных точек для воспроизведения образца.
Стр.29 (Букварь)
Стр.20-21 (Пропись №1)
35
Слог как минимальная произносительная единица.
Совместное чтение: И.Токмакова. Невпопад.
Стр.30, 36
36
Подбор слов к заданным слоговым моделям.
Соединение точек заданных контуров. Формирование у детей контрольно-оценочного действия при выполнении задания.
Стр.21-22 (Пропись №1)
37
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Смыслоразличительная функция звука.
Совместное чтение: В.Драгунский. Заколдованная буква.
Стр.31 – 32, 37
38
Составление слоговых моделей слов. Корректура неправильных звуковых моделей.
Соединение заданных опорных точек. Соединение двух точек дугами.
Стр.32 (Букварь)
Стр.23-24 (Пропись №1)
39
Деление слов на слоги. Работа с неозвученными моделями. Составление и сравнение звуковых моделей.
Совместное чтение: Сказки о звуках и буквах Г.Юдина.
Стр.33
В.Волина Занимательное азбуковедение.
40
Обведение заданных контуров. Упражнения на развитие глазомера при дорисовке узоров. Соединение точек овалом.
Игры со звуковыми моделями «Превращения слов».
Стр.25-27 (Пропись №1)
Стр.34-35 (Букварь)
41
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.
Совместное чтение: Считалки. Ритмическое проговаривание считалки.
Стр.38 – 39
42
Соединение опорных точек полуовалом. Сравнение с образцом. Называние и письмо букв русского алфавита.
Составление звуковых моделей слов.
Стр.28-30 (Пропись №1)
43
Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.
Совместное чтение: Н.Матвеева. Путаница.
Стр.40, 47
44
Называние и печатание букв русского алфавита по опорным точкам. Развитие глазомера при дорисовке узоров.
Стр.31-32 (Пропись №1)
45
Звонкие и глухие согласные звуки. Составление звуковых моделей слов. Пары согласных звуков по звонкости-глухости.
Развитие речи: Составление моделей высказываний с использованием слов из задания на странице 41.
Стр.41
46
Обведение заданных контуров, дорисовка деталей.
Сравнение контуров букв русского алфавита. Называние букв.
Стр.33, 36 (Пропись №1)
47
Согласные твёрдые и мягкие, их смыслоразличительная роль.
Совместное чтение: Б.Заходер. «Приятная» встреча.
Стр.42-43, 46
48
Называние букв русского алфавита. Печатание их по самостоятельно расставленным опорным точкам.
Развитие речи: Китайское письмо. Что такое иероглифы.
Стр.37, 34-35 (Пропись №1)
49
Отработка составления звуковых моделей.
Развитие речи: Любимые сказки Небойсика. Устный пересказ известной сказки.
Стр.44 – 45
50
Диагностическая работа (составление звуковых схем).
Развитие речи: Египетское письмо.
Стр.38-39 (Пропись №1)
51
Урок обобщения.
Совместное чтение: Моя любимая сказка.
52
Русский алфавит (азбука).
Развитие речи: Буквы древних славян.
Стр.42-43 (Пропись №1)
53
Формирование действий письма и чтения (42 час.)
Буква как знак звука.
Совместное чтение: М.Пришвин. Клён.
Стр.48 – 211
Стр.48 – 49,66
54
Упражнение на развитие
·мелкой моторики руки. Письмо прописных букв О, А.
Стр.3-5 (Пропись №2)
55
Введение букв А и О как знаков для гласных звуков [а], [о]. Составление неполных буквенных моделей слов.
Стр.50
56
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо букв О и А.
Стр.4-5 (Пропись №2)
57
Буквы У,Ы как знаки для гласных звуков [у], [ы]. Составление неполных буквенных моделей слов.
Совместное чтение: М.Пришвин. Именины осинки.
Стр.51,67
58
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо букв У и Ы.
Стр.6-7 (Пропись №2)
59
Буква Э как знак для гласного звука [э]. Составление неполных буквенных моделей слов.
Совместное чтение: В.Орлов. Встреча.
Стр.52,67
60
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Э. Соединение буквы Э с другими буквами.
Стр.8
(Пропись №2)
61
Урок постановки задачи на изучение букв для согласных звуков. Составление неполных буквенных моделей слов.
Стр.53
62
Буквы согласных Л,М. Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Л.
Стр.8-9 (Пропись №2)
63
Буквы согласных Л,М. Способ послогового чтения. Введение алгоритма чтения.
Стр.54 – 55
64
Письмо буквы М.Способ послогового письма. Введение алгоритма записи слова по слуху. Запись слова по слуху по алгоритму.
Стр.54(Букварь)
Стр.10-11 (Пропись №2)
65
Буквы согласных Н, Р. Чтение слогов по «слоговым линеечкам».Чтение слов по алгоритму. Чтение мини-текста по алгоритму.
Стр.56
66
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Н. Письмо слов по слуху по алгоритму.
Стр.11-12 (Пропись №2)
67
Буквы согласных Н, Р. Чтение слов и высказываний по алгоритму.
Развитие речи: Составление текста по его началу.
Стр.57
68
Письмо букв Н и Р. Письмо слов по алгоритму. Представление об орфограмме. Отражение орфограммы в модели слова.
Стр.12-14 (Пропись №2)
69
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв А - Я. Две работы букв гласных А и Я.
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Я.
Стр.58 (Букварь) Стр.14-15 (Пропись №2)
70
Употребление букв Н, Р, Л для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Конкретизация алгоритма чтения (учитывать место (или позицию) буквы в слове).
Стр. 59-60
71
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв О – Ё. Чтение слов и мини-текста по алгоритму.
Стр.61
72
Письмо слов по слуху. Конкретизация алгоритма письма (учитывать место (или позицию) звука в слове).
Письмо буквы Ё.
Стр.60(Букварь)
Стр. 15-16 (Пропись №2)
73
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв Э – Е. Письмо буквы Е. Письмо слов по слуху с учётом позиционного принципа письма.
Стр.62(Букварь) Стр.16-17 (Пропись №2)
74
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв Ы – И. Чтение слов по алгоритму.
Развитие речи: Скороговорки. Правила заучивания скороговорок.
Стр.63
75
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы И. Преобразование слов с учётом изменения звука в слове.
Стр.17-18 (Пропись №2)
76
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв У – Ю. Составление неполных буквенных моделей слов.
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Ю.
Стр.64(Букварь)
Стр.19 (Пропись №2)
77
Чтение текста по алгоритму. Интонация вопроса и ответа.
Развитие речи: Составление диалога по его началу.
Стр.65(Букварь)
78
Повторение написания известных букв и их соединений.
Зрительно-слуховой диктант слов из Букваря (стр.65). Корректировка написания слов Авосика. Причины ошибок.
Письмо слов по слуху. Распределение слогов в 2 группы: с твёрдым согласным и с мягким согласным.
Стр.20 (Пропись №2)
Стр.65(Букварь)
Стр.20 (Пропись №2)
79
Буква Г как знак для звуков [г] [г’]. Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов и текстов по алгоритму. Соблюдение нужной интонации при чтении.
Развитие речи: Составление вопросов о гноме и девочках. Определение по текстам характеров героев.
Стр.68-69
80
Письмо буквы Гг.Распределение слов в 2 группы: со звуком [г] и со звуком [г’]. Запись слов по слуху по алгоритму.
Стр.21-22 (Пропись №2)
81
Буква К, её работа. Место буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов и текста «Игра и гром». Соблюдение нужной интонации при чтении.
Развитие речи: Ответы на вопросы. Определение характера героев рассказа по сюжету.
Стр.70 – 71
82
Письмо буквы Кк.
Зрительно-слуховой диктант слов.
Проверка работы Тэффи.
Стр.23 (Пропись №2)
Стр.70(Букварь)
Стр.24 (Пропись №2)
83
Буква Д. Расположение буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов по алгоритму.
Совместное чтение: Н.Матвеева. Галчонок.
Стр.72
84
Письмо буквы Дд. Распределение слов в 2 группы по мягкости-твёрдости первого звука. Запись слов по алгоритму письма.
Стр.24-26 (Пропись №2)
85
Буква Т. Расположение буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов по алгоритму.
Развитие речи: Первоначальные наблюдения над интонацией разных высказываний. Использование вопросительных слов. Составление вопросительных высказываний по началу.
Стр.73
86
Письмо буквы Тт. Распределение слов в 2 группы по мягкости-твёрдости первого звука. Запись слов по алгоритму письма.
Стр.26-28 (Пропись №2)
87
Отработка действия чтения по алгоритму. Чтение текста «Как крокодил удил у реки».
Развитие речи: Устное описание внешнего вида крокодила. Определение характера крокодила по сюжету текста Букваря и сказок К.Чуковского «Краденое солнце», «Бармалей». .
Совместное чтение: Отрывки из сказок К.Чуковского «Краденое солнце», «Бармалей».
Стр.74-75
88
Контрольная работа за 1 семестр (составление звуковой и буквенной модели слов, зрительно-слуховой диктант слов).
Чтение текста «Как дети играли».
Совместное чтение: Ф.Кривин. Наш любимый воробей.
Стр.75
Стр.85
89
Буква В. Расположение буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов по алгоритму.
Чтение текста «Каравелла».
Развитие речи: Народные поговорки. Их значение и применение.
Стр.76
Стр.78
90
Письмо буквы Вв. Распределение слогов в 2 группы по мягкости-твёрдости первого звука.
Запись слов по слуху.
Стр.28-29 (Пропись №2)
Стр.76(Букварь)
91
Буква Ф. Расположение буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов по алгоритму. Чтение текста «Адмирал Федя».
Совместное чтение: Отрывки из сказки К.Чуковского «Федорино горе».
Стр.77
Стр.79
92
Письмо буквы Фф. Распределение слогов в 2 группы по мягкости-твёрдости первого звука.
Зрительно-слуховой диктант слов.
Стр.30-31 (Пропись №2)
Стр.77(Букварь)
93
Повторение написания изученных букв и соединений. Запись слов из Букваря по слуху (стр.80).
Общее правило переноса.
Стр.31-32 (Пропись №2) Стр.80
94
Чтение текста «Волк в клетке».
Совместное чтение: Народная сказка «Коза и семеро козлят».
Развитие речи: Сравнение характера волка в тексте Букваря и в сказке. Отличие сказки от рассказа.
Стр.80
95
Алгоритм записи высказывания. Проверка работы Тэффи.
Развитие речи: Работа со скороговоркой. Корректировка работы Авосика.
96
Отработка действий чтения. Чтение текста « Фотограф Вова». Имена и клички.
Развитие речи: Домашние животные – наши младшие братья. Устный рассказ о домашнем животном.
Совместное чтение: М. Пришвин « Глоток молока».
Заголовок 1Заголовок 215