Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «По дороге к азбуке»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Г. Моршанска Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №_____ МБОУ «СОШ №3»
от «__» ______2015г. №_____
«____»_____2015г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №_____
от «____»_______2015г.
Рабочая программа
дополнительного образования
для детей
старшего дошкольного возраста
«По дороге к азбуке»
Подготовила:
учитель начальных классов
Рахманова Наталья Александровна
Моршанск 2015 г.
ПРОГРАММА КУРСА
«По дороге к азбуке»
Пояснительная записка
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы. На занятиях используются специальные задания на:
выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
выделение одинаковых предметов из группы предметов;
выделение лишнего предмета;
объединение различных предметов в группы;
выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе,
умение различать похожие буквы и не смешивать их,
развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения,
развитие внимания, памяти и воображения ребёнка,
обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
Основные направления программы
-Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
-Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
-Формирование буквенного гнозиса;
-Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
-Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
-Формирование интереса к чтению.
-Развитие психических процессов.
-Взаимодействие с семьёй и со школой.
Цель: Оказание практической помощи родителям при подготовки к школе. Профилактика устной и письменной речи.
Задачи:
1.Объяснить минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению.
2.Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой.
3.Развивать различные стороны психической деятельности- внимание, мышление, память, речь.
4.Закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной системе слова, степени подготовленности руки к выполнению графических навыков.
5.Сформировать у детей систему чётко различаемых противопоставляемых друг другу фонем.
6.Научить произносить слова различной слоговой сложности.
7.Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её самостоятельно.
8.Формировать навык самоконтроля и самооценки.
9.Модифицировать и экспериментально апробировать совокупность игровых методов по обучению детей грамоте, стимулирующих их речевое развитие и создающих возможность творческой реализации.
Общая характеристика учебного курса.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Место в базисном учебном плане.
В кружке принимают участие дошкольники 6-7 лет. Количество обучающихся – 10.
Кружок работает первый год.
Занятия проходят 1 раз в неделю, всего 35 часов в год.
Занятия проводятся, используя групповые формы работы.
Внедрение программы направлено на:
-Повышения уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;
-Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;
-Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.
Принципы построения программы
Системность развития ребёнка процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
Комплексность .
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие
одной познавательной функции (например, речи) определяет и
дополняет развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям .
Программа подготовки к школе строится в соответствии с
Психофизическими закономерностями возрастного развития.
Постепенность
(пошаговость) и систематичность в освоении и формировании
школьно значимых функций, следование от простых и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность
требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе
занятий способствует оптимизации занятий, повышению
эффективности.
Индивидуализация темпа работы
переход к новому этапу обучения только полного освоения
материала предыдущего этапа.
Повторяемость
(цикличность повторения) материала, позволяющая
формировать и закреплять механизмы и стратегию
реализации функции.
Взаимодействия
совместное взаимодействие школы и семьи,
направленное на созданий условий для более успешной
реализации способностей ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы.
Необходимо добиться:
-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);
-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;
-отслеживания динамики положительных изменений. Своевременного закрепления достигнутых результатов;
Ребёнок должен:
Знать: термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные –твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
Уметь выполнять:
-звукобуквенный анализ слогов, слов
-определять место заданных звуков в словах
-делить слова на слоги
-составлять схемы предложений
-определять количество звуков/ букв в словах
-печатать и читать буквы, слоги, слова, предложения
Уметь пользоваться: магнитной доской, разрезной азбукой, наборным полотном.
Не смешивать понятия звук и буква.
Звук – слышим, произносим
Букву – видим, читаем, печатаем
Сколько в слове гласных букв (звуков),
столько и слогов (частей).
Гласные буквы А О У Ы Э – всегда
обозначают твёрдость согласных
Гласные буквы Я Ё Ю И Е – всегда
обозначают мягкость согласных
Признаки гласных звуков:
Произносятся голосом, напевно
При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта не встречает преград.
Гласные образуют слог
Е Ё Ю Я –гласные буквы. Называем букву и слышим два звука
Признаки согласных:
Произносятся с шумом, отрывисто
При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов, губ
Согласные звуки не образуют слог
Согласный звук может быть твёрдым и мягким, звонким и глухим
Звуки (буквы) Ш Ж Ц –всегда твёрдые, а звуки (буквы) Ч Й Щ –
всегда мягкие.
ЖИ, ШИ - пиши через И
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
ЧА, ЩА пиши через А
ЧУ. ЩУ пиши через У
Имена и фамилии людей, клички животных. Названия городов, населённых пунктов, рек. Улиц пишутся с большой (заглавной) буквы
В основе обучения чтения – не буква, а звук. Послоговое чтение.
Требования к учащимся
Посещать курс систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.
Для реализации программы необходимо:
- учебный кабинет;
- компьютер;
- принтер;
- методическая и художественная литература.
Литература.
А.В.Кочергин, Л.И.Гайдина Учим азбуку, играя. Москва 2007
Ресурсы сети Internet.
Занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте.
Тематическое планирование кружка «По дороге к азбуке»
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата проведения по плану
Дата проведения фактически
1
«Наша речь»
«Слово, предложение, рассказ»
1
2
« Знакомство со звуком (а), буквами А, а. Ягоды (лесные, садовые).»
1
3
« Звук (у), буквы У ,у. грибы (съедобные и несъедобные)».
1
4
« Звук (о), буквы О,о. Осень.»
1
5
« Звук (и), буквы И,и.
Овощи и фрукты».
1
6
« Звуки (м), (м), буквы М,м. Труд крестьян осенью.»
1
7
«Звуки (п), (п), буквы П,п. Деревья (лиственные и хвойные)».
1
8
«Звуки (т), (т), буквы Т,т. Сезонная одежда, обувь.
1
9
« Звуки (к), (к), буквы К,к. Перелетные птицы.»
1
10
« Звуки (х), (х), буквы Х,х. Дикие звери.»
1
11
« Звуки (с), (с), буквы С,с. Домашние животные.»
1
12
« Звуки (з), (з), буквы З,з. Зима.»
1
13
« Звуки (н), (н), буквы Н,н. Зимующие птицы.»
1
14
«Звук (ы), буква ы. Домашние птицы.»
1
15.
« Звуки (б), (б), буквы Б,б. Зимние забавы.»
1
16
« Звуки (л), (Л), буквы Л,л. Новогодний праздник».
1
17
« Звук (ш), буквы Ш,ш. Животные Севера.»
1
18
« Звук (ж), буквы Ж,ж. Дом, в котором ты живешь».
1
19
« Звуки (в), (в), буквы В,в. Мебель.»
1
20
« Звуки (ф), (Ф), буквы Ф,ф. Электроприборы ( правила безопасности)».
1
21
« Звуки (д), (д), буквы Д,д. Посуда».
1
22
« Звуки (г), (г), буквы Г,г. Магазин.»
1
23
«Звуки (р), (р), буквы Р,р. Продукты.»
1
24
« Звук (й), буквы Й,й. Транспорт.»
1
25
«Звук (э), буквы Э,э. 8 Марта».
1
26
« Буквы Е, е. Твоя улица. Город в котором ты живешь.»
1
27
«Буква Ь. Весна.»
1
28
« Буквы Я,я. Семья.»
1
29
«Буквы Ё,ё. Профессии.»
1
30
«Буквы Ю,ю. Животные жарких стран.»
1
31
«Звук (ц), буквы Ц,ц. Цветы.»
1
32
« Звук (щ), буквы Щ,щ. Рыбы.»
1
33
« Звук (ч), буквы Ч,ч. Школа.»
1
34
«Буква Ъ .Насекомые».
1
35
« Звуки и буквы»
1
15