Статья Компетентностный подход в обучении на уроках истории и обществознания

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
ЧИСТОПОЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МБОУ «Староромашкинская СОШ»










«Компетентностный подход в обучении на уроках истории и обществознания»

(Учитель истории Р.Г.Нурдтинов)


















Содержание
Введение 3
Основная часть 4-16
Заключение 17-18
Список литературы 19
















Компетентностный подход в обучении на уроках истории и обществознания
Введение.
«Мы одержимы страстью учить тому, чему наши ученики гораздо лучше научились бы сами, и забываем о том, в чем мы одни могли бы их наставить» Ж.Ж.Руссо
Каждый учитель мечтает о том, чтобы любили именно его предмет, чтобы он был самым востребованным и самым интересным. Приступая к работе, я мыслил именно так. Однако, со временем понял, что как ни старайся, если сам ученик не видит надобности запоминать данные истины, если он не видит применения им в жизни, пользы увы, не будет. Возможно, он вспомнит что-либо, возможно, когда-то чем-то воспользуется. Именно поэтому, целью моей работы стало в первую очередь, не передача истины, она не зависит от субъекта, а попытка заинтересовать фактом, показать связь истины с жизнью.
В последние годы немало говорилось и писалось о целях и задачах преподавания истории. При этом речь обычно шла о проблемах деидеологизации, о необходимости отвергнуть приевшиеся стереотипы, о том, как избежать схематизации в изучении исторического материала.
В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного образования, осуществляется переход к новым стандартам, программам, учебникам. И самое главное происходит переход к новым формам аттестации учащихся выпускных классов, к ЕГЭ.
Учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.
В своей работе для форсированного изучения большого объема исторического и общественного материала, для подготовки к ЕГЭ, я использую компетентностный подход.


Основная часть.
Модернизация Российского образования предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения. Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход.
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные имениями, происходящими в обществе .
Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда в той или иной мере. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает.
Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они и хранятся в энциклопедиях, Интернет -сайте и т. д. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Если сравнить Зуновский и компетентностный подход, то они очень близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных знаний и навыков, то второй делает акцент не применения знаний и умений во внеурочных, жизненных ситуациях.
Обратимся к примеру разработки программ по истории для школ. Одна из целей школьного исторического образования определяется так: у школьников необходимо выработать понимание разных типов исторических фактов и их относительного значения. Выделяется шесть уровней достижения этого образовательного результата:
1.Рассказывать о фактах из собственного прошлого и объяснять, почему они важны; понимать, что старые фотографии и фильмы говорят о людях или разных местах в прошлом.
2.Уметь приводить простые факты, свидетельствующие о развитии данного человека или события в прошлом.
3.Уметь описать, как люди запоминают и сохраняют прошлое, например, военные мемориалы, и объяснять, зачем они это делают.
4.Называть разные источники информации о прошлом и объяснять, как их может использовать человек, изучающий конкретную тему; уметь объяснить значение слова «наследие» и приводить конкретные примеры.
5.Уметь показывать, как чувствительность общества к собственному прошлому может повлиять на его развитие в настоящем и будущем.
6. Уметь показывать, как наследие и исторические факты могут использоваться и положительно, и отрицательно.
Понятно, что приведённые примеры не исчерпывают всех целей исторического образования. Возможны иные подходы к определению уровней исторического образования. Суть дела в том, что этот подход ведёт к построению учебной программы как программы развития познавательной самостоятельности школьников. При этом такой подход предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные ученики могут выйти на разные уровни усвоения материала, причём любой из этих уровней имеет практическое значение.
Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что даст введение компетентностного подхода в российскую систему образования, в чем состоят «плюсы» и «минусы» его внедрения? Несомненным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать лично ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентации, будут востребованы в жизни самого ученика. В этом случае внедрение компетентностного подхода можно рассматривать и как важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.
Весьма негативной в рамках обозначенной проблемы может оказаться попытка представления содержания общего образования в виде системы компетенций, определяемых образовательными стандартами. Подмена сложившейся системы образования «системой компетенций» означает, по сути, ликвидацию формировавшейся в течение длительного времени и положительно зарекомендовавшей себя отечественной системы предметного содержания образования.
«Компетентностный подход в преподавании истории и и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения.
Совет Европы выделил две главные компетенции, которыми должен обладать любой человек: умение писать и умение читать. А также еще 7 основных компетенций:
- Умение учиться
- Умение исследовать
- Умение думать
- Умение общения
- Умение кооперации
- Умение доводить дело до конца
- Умение адаптироваться
В связи с этим Совет Европы призывает РАЗВИВАТЬ:
- овладение устной, письменной компетенциями;
- политические и социальные компетенции связанные с жизнью в многокультурном обществе;
Давайте заглянем в Стандарт образования. Именно этими компетенциями должен овладеть выпускник школы.
Работа по методике формирования общеучебных умений и навыков была начата в, когда был начат пропедевтический курс по истории в 4 классе.
Основной признак владения тем или иным умением это способность ученика применять как материализованные, так и умственные действия, составляющие прием, в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач. В современных условиях, чтобы осуществить решение данной проблемы, учителю необходимо построить свою деятельность (и деятельность обучающихся) технологично.
При всем многообразии форм и методов организации работы на уроке и выполнения домашнего задания учитывается, что все они направлены, прежде всего, на формирование умений учащихся.
Методика формирования умений при обучении включает в себя четыре этапа.



ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ПО ФОРМУЛЕ:
«УЗНАЛ – ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ – ОСМЫСЛИЛ»
1 этап усвоение
конкретного
приема, узнав о
последовательности действий,
составляющих
этот прием,
ученики начинают
работу по образцу
под руководством
учителя.
В контексте урока постоянно присутствуют различные элементы отработки тех или иных умений: работа с текстом учебника («Прочитав документ – выделите главную мысль», «Прочитав пункт параграфа, составьте схему, систематизируйте материал при помощи таблицы»); алгоритм решения проблемной задачи и совместные пути ее решения.
Постепенно самостоятельность увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях при работе на уроке, дома.


« УЗНАЛ – ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ – ОСМЫСЛИЛ»
2 этап знакомый
прием ученики
начинают
применять в
новых условиях,
выполняя
упражнения,
решая задачи.
Работе с книгой, как дома, так и на уроке отводится довольно значимое место. Ведь выполнение многих познавательных задач невозможно без привлечения дополнительной литературы. Обобщая и подводя итог своей работе по данному направлению, предлагается вариант этапов работы по формированию умения учащихся работать с текстом из опыта работы учителя Гончар Э.В. (Приложение 1.) При работе с обучающимися на уроке и дома используется Система познавательных задач и заданий. Образные задания помогают учащимся воссоздать прошлое в образах и оперировать ими. Идет отработка умений: выделение главного, анализ, синтез и др..
Для более успешного продвижения моих учеников, разработаны памятки «Как написать сочинение-путешествие», «Алгоритм решения проблемной задачи», «Алгоритм написания эссе по обществознанию» и др... Это позволяет решать задачу успешно не только в классе, но и дома.


«ЧИТАЙ – ДУМАЙ – РАБОТАЙ!»
3 этап в
результате
многократного
повторения они усваивают все действия, составляющие прием
Использование на уроках работы в группах - одна из основных форм организации работы в классе. 1-й тип групповой работы – работа в малых группах. Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить сове задание, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом.
2-й тип работы в группе – обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению. Чтение вслух всем классом по одному - двум предложениям по цепочке. Чтение вслух развивает коммуникативные навыки, подтягивает «слабых» - нужно следить за текстом, прочесть его без ошибок. Работая парами, ребята составляют план параграфа, заносят материал в сравнительную таблицу, работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. Активной формой отработки умений и навыков является лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.
4-й тип работы в группе «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение всего материала.
В работе на уроке используются различные формы групповой работы по нарастающей сложности: при погружении в новый материал 2-й тип, для отработки основных понятий, выделении главных аспектов темы 1-й тип, для применения полученных знаний в различных ситуация лабораторные занятия, для проверки полученных знаний 4-й тип.
Использование
различных форм организации работы обучающихся на уроке, позволяет стимулировать формирование познавательной и коммуникативной компетенции, а также служит отработкой умений и навыков у обучающихся в различных ситуациях.

.

«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»
4 этап обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия
Умения нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность ученика самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.
Удачной формой отработки полученных умений и навыков, а также активизации знаний является урок в форме «мастерской», на котором обучающиеся развивают ассоциативное мышление, умение выделять главное, применять на практике полученные знания и умения.
Одной из наиболее активных форм обучения является учебный проект. Использование проектной деятельности при обучении на уроках позволяют развивать творческие способности обучающихся, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Подготовка и реализация учебного проекта позволяет обучающимся полнее отрабатывать умения, сформированные на уроках: осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; подготавливать устное выступление, презентацию своей творческой работы. Активно используется проектная деятельность и на элективных курсах. Ролевые, информационные, практико-ориентированные проекты неотъемлемая часть занятий элективных курсов помогающая совершенствовать умения и навыки и накапливать положительный социальный опыт учащихся. Презентация методической разработки проекта «Взгляд из кресла мэра» (элективный курс «Политология») представлена в образовательном портале школы.
Еще одной формой проведения учебных занятий, которая формирует умения обучающихся, инициирует их творческую активность, является уроки в форме интерактивной игры. Применение знания в процессе решения познавательных задач – основное умение, которое отрабатывается при использовании данной формы организации учебной деятельности обучающихся.


Начиная с 7 класса в рамках предмета «Обществознания» учащиеся составляют индивидуальные мини-проекты и защищают их на уроке. Это мини-проекты «Моя семья», «Школьная жизнь моих родителей», «Молодежь и мода», «Комсомольская юность моих родителей» и т.д. Чтобы выполнить задание по созданию мини-проекта учащиеся направляют свои усилия на то, чтобы сложить имеющиеся у них информацию в единое целое.
В письменной речи о сформированности коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию.
На старшей ступени условия заданий по обществознанию усложняются. Теперь ученик умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать сведения, которые интересны, необходимы его собеседнику. К примеру, ученики 10-11 классов овладевают очень полезной компетенцией – умением написать резюме. Они знакомятся с условиями задания.
- Ты собираешься устроиться на работу. Как ты думаешь, что твоему работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаешься.
Учащиеся осваивают форму составления резюме, анализируют неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных деловых писем. Такая практика дает шанс старшеклассникам обдумать профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.
В практике своей работы я выделяю несколько форм оценочной деятельности учащихся:
I. Публичное выступление.
II. Самостоятельная практическая работа.
III. Защита проекта.
IV. Решение задач с использованием информации
V. Участие в дискуссии.



























Заключение
В таких условиях меняется характер взаимоотношений «учитель-ученик». Здесь речь идет не о каком-то «событии», которое мы вместе переживаем как итог, которого долго ждали. Постепенное, поэтапное продвижение к цели превращает взаимоотношения в «событие». РАЗРЯДКА во взаимоотношениях позволяет:
- осуществлять свободу выбора школьником деятельности, позволяющей ему достичь наибольшего успеха;
- осуществлять свободу выбора различных коллективов, общностей, их интенсивной смены;
- возможность построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
- возможность более интенсивного проживания различных ролей;
- возможность освоения различных подпространств: культурного, природного, информационного.
Происходит этап «Я-строительства» - будучи включенным в разные типы ведущей деятельности ученик имеет возможность осознать себя и свои предпочтения.
На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность.
Пожелание учителям, которые должны взять на вооружение компетентностный подход в обучении:
I. Учитывайте возможности своих учеников.
II. Составляя план урока, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий.
III. Объединяйте учащихся, сплачивайте коллектив.
IV. Доверяй, но проверяйте.
V. Итоговый анализ итог успешной работы в дальнейшем.
И в заключении, я ни в коей мере не отрицаю традиционный урок, который имел и имеет место быть в школе, но сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных. И сама жизнь подсказывает новые формы и методы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить.
Компетентностный подход в обучении - это естественный и реальный этап в создании нового человека, человека XXI века.
Конец формы














































































15