Статья Компетентностный подход в обучении на уроках истории и обществознания
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
ЧИСТОПОЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МБОУ «Староромашкинская СОШ»
«Компетентностный подход в обучении на уроках истории и обществознания»
(Учитель истории Р.Г.Нурдтинов)
Содержание
Введение 3
Основная часть 4-16
Заключение 17-18
Список литературы 19
Компетентностный подход в обучении на уроках истории и обществознания
Введение.
«Мы одержимы страстью учить тому, чему наши ученики гораздо лучше научились бы сами, и забываем о том, в чем мы одни могли бы их наставить»Ж.Ж.Руссо
Каждый учитель мечтает о том, чтобы любили именно его предмет, чтобы он был самым востребованным и самым интересным. Приступая к работе, я мыслил именно так. Однако, со временем понял, что как ни старайся, если сам ученик не видит надобности запоминать данные истины, если он не видит применения им в жизни, пользы увы, не будет. Возможно, он вспомнит что-либо, возможно, когда-то чем-то воспользуется. Именно поэтому, целью моей работы стало в первую очередь, не передача истины, она не зависит от субъекта, а попытка заинтересовать фактом, показать связь истины с жизнью.
В последние годы немало говорилось и писалось о целях и задачах преподавания истории. При этом речь обычно шла о проблемах деидеологизации, о необходимости отвергнуть приевшиеся стереотипы, о том, как избежать схематизации в изучении исторического материала.
В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного образования, осуществляется переход к новым стандартам, программам, учебникам. И самое главное происходит переход к новым формам аттестации учащихся выпускных классов, к ЕГЭ.
Учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.
В своей работе для форсированного изучения большого объема исторического и общественного материала, для подготовки к ЕГЭ, я использую компетентностный подход.
Основная часть.
Модернизация Российского образования предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения. Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход.
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные имениями, происходящими в обществе .
Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда в той или иной мере. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает.
Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они и хранятся в энциклопедиях, Интернет -сайте и т. д. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Если сравнить Зуновский и компетентностный подход, то они очень близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных знаний и навыков, то второй делает акцент не применения знаний и умений во внеурочных, жизненных ситуациях.
Обратимся к примеру разработки программ по истории для школ. Одна из целей школьного исторического образования определяется так: у школьников необходимо выработать понимание разных типов исторических фактов и их относительного значения. Выделяется шесть уровней достижения этого образовательного результата:
1.Рассказывать о фактах из собственного прошлого и объяснять, почему они важны; понимать, что старые фотографии и фильмы говорят о людях или разных местах в прошлом.
2.Уметь приводить простые факты, свидетельствующие о развитии данного человека или события в прошлом.
3.Уметь описать, как люди запоминают и сохраняют прошлое, например, военные мемориалы, и объяснять, зачем они это делают.
4.Называть разные источники информации о прошлом и объяснять, как их может использовать человек, изучающий конкретную тему; уметь объяснить значение слова «наследие» и приводить конкретные примеры.
5.Уметь показывать, как чувствительность общества к собственному прошлому может повлиять на его развитие в настоящем и будущем.
6. Уметь показывать, как наследие и исторические факты могут использоваться и положительно, и отрицательно.
Понятно, что приведённые примеры не исчерпывают всех целей исторического образования. Возможны иные подходы к определению уровней исторического образования. Суть дела в том, что этот подход ведёт к построению учебной программы как программы развития познавательной самостоятельности школьников. При этом такой подход предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные ученики могут выйти на разные уровни усвоения материала, причём любой из этих уровней имеет практическое значение.
Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что даст введение компетентностного подхода в российскую систему образования, в чем состоят «плюсы» и «минусы» его внедрения? Несомненным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать лично ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентации, будут востребованы в жизни самого ученика. В этом случае внедрение компетентностного подхода можно рассматривать и как важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.
Весьма негативной в рамках обозначенной проблемы может оказаться попытка представления содержания общего образования в виде системы компетенций, определяемых образовательными стандартами. Подмена сложившейся системы образования «системой компетенций» означает, по сути, ликвидацию формировавшейся в течение длительного времени и положительно зарекомендовавшей себя отечественной системы предметного содержания образования.
«Компетентностный подход в преподавании истории и и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения.
Совет Европы выделил две главные компетенции, которыми должен обладать любой человек: умение писать и умение читать. А также еще 7 основных компетенций:
- Умение учиться
- Умение исследовать
- Умение думать
- Умение общения
- Умение кооперации
- Умение доводить дело до конца
- Умение адаптироваться
В связи с этим Совет Европы призывает РАЗВИВАТЬ:
- овладение устной, письменной компетенциями;
- политические и социальные компетенции связанные с жизнью в многокультурном обществе;
Давайте заглянем в Стандарт образования. Именно этими компетенциями должен овладеть выпускник школы.
Работа по методике формирования общеучебных умений и навыков была начата в, когда был начат пропедевтический курс по истории в 4 классе.
Основной признак владения тем или иным умением это способность ученика применять как материализованные, так и умственные действия, составляющие прием, в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач. В современных условиях, чтобы осуществить решение данной проблемы, учителю необходимо построить свою деятельность (и деятельность обучающихся) технологично.
При всем многообразии форм и методов организации работы на уроке и выполнения домашнего задания учитывается, что все они направлены, прежде всего, на формирование умений учащихся.
Методика формирования умений при обучении включает в себя четыре этапа.
ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ПО ФОРМУЛЕ:
«УЗНАЛ – ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ – ОСМЫСЛИЛ»
1 этап усвоение
конкретного
приема, узнав о
последовательности действий,
составляющих
этот прием,
ученики начинают
работу по образцу
под руководством
учителя.
В контексте урока постоянно присутствуют различные элементы отработки тех или иных умений: работа с текстом учебника («Прочитав документ – выделите главную мысль», «Прочитав пункт параграфа, составьте схему, систематизируйте материал при помощи таблицы»); алгоритм решения проблемной задачи и совместные пути ее решения.
Постепенно самостоятельность увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях при работе на уроке, дома.
« УЗНАЛ – ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ – ОСМЫСЛИЛ»
2 этап знакомый
прием ученики
начинают
применять в
новых условиях,
выполняя
упражнения,
решая задачи.
Работе с книгой, как дома, так и на уроке отводится довольно значимое место. Ведь выполнение многих познавательных задач невозможно без привлечения дополнительной литературы. Обобщая и подводя итог своей работе по данному направлению, предлагается вариант этапов работы по формированию умения учащихся работать с текстом из опыта работы учителя Гончар Э.В. (Приложение 1.) При работе с обучающимися на уроке и дома используется Система познавательных задач и заданий. Образные задания помогают учащимся воссоздать прошлое в образах и оперировать ими. Идет отработка умений: выделение главного, анализ, синтез и др..
Для более успешного продвижения моих учеников, разработаны памятки «Как написать сочинение-путешествие», «Алгоритм решения проблемной задачи», «Алгоритм написания эссе по обществознанию» и др... Это позволяет решать задачу успешно не только в классе, но и дома.
«ЧИТАЙ – ДУМАЙ – РАБОТАЙ!»
3 этап в
результате
многократного
повторения они усваивают все действия, составляющие прием
Использование на уроках работы в группах - одна из основных форм организации работы в классе. 1-й тип групповой работы – работа в малых группах. Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить сове задание, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом.
2-й тип работы в группе – обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению. Чтение вслух всем классом по одному - двум предложениям по цепочке. Чтение вслух развивает коммуникативные навыки, подтягивает «слабых» - нужно следить за текстом, прочесть его без ошибок. Работая парами, ребята составляют план параграфа, заносят материал в сравнительную таблицу, работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. Активной формой отработки умений и навыков является лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.
4-й тип работы в группе «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение всего материала.
В работе на уроке используются различные формы групповой работы по нарастающей сложности: при погружении в новый материал 2-й тип, для отработки основных понятий, выделении главных аспектов темы 1-й тип, для применения полученных знаний в различных ситуация лабораторные занятия, для проверки полученных знаний 4-й тип.
Использование
различных форм организации работы обучающихся на уроке, позволяет стимулировать формирование познавательной и коммуникативной компетенции, а также служит отработкой умений и навыков у обучающихся в различных ситуациях.
.
«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»
4 этап обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия
Умения нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность ученика самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.
Удачной формой отработки полученных умений и навыков, а также активизации знаний является урок в форме «мастерской», на котором обучающиеся развивают ассоциативное мышление, умение выделять главное, применять на практике полученные знания и умения.
Одной из наиболее активных форм обучения является учебный проект. Использование проектной деятельности при обучении на уроках позволяют развивать творческие способности обучающихся, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Подготовка и реализация учебного проекта позволяет обучающимся полнее отрабатывать умения, сформированные на уроках: осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; подготавливать устное выступление, презентацию своей творческой работы. Активно используется проектная деятельность и на элективных курсах. Ролевые, информационные, практико-ориентированные проекты неотъемлемая часть занятий элективных курсов помогающая совершенствовать умения и навыки и накапливать положительный социальный опыт учащихся. Презентация методической разработки проекта «Взгляд из кресла мэра» (элективный курс «Политология») представлена в образовательном портале школы.
Еще одной формой проведения учебных занятий, которая формирует умения обучающихся, инициирует их творческую активность, является уроки в форме интерактивной игры. Применение знания в процессе решения познавательных задач – основное умение, которое отрабатывается при использовании данной формы организации учебной деятельности обучающихся.
Начиная с 7 класса в рамках предмета «Обществознания» учащиеся составляют индивидуальные мини-проекты и защищают их на уроке. Это мини-проекты «Моя семья», «Школьная жизнь моих родителей», «Молодежь и мода», «Комсомольская юность моих родителей» и т.д. Чтобы выполнить задание по созданию мини-проекта учащиеся направляют свои усилия на то, чтобы сложить имеющиеся у них информацию в единое целое.
В письменной речи о сформированности коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию.
На старшей ступени условия заданий по обществознанию усложняются. Теперь ученик умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать сведения, которые интересны, необходимы его собеседнику. К примеру, ученики 10-11 классов овладевают очень полезной компетенцией – умением написать резюме. Они знакомятся с условиями задания.
- Ты собираешься устроиться на работу. Как ты думаешь, что твоему работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаешься.
Учащиеся осваивают форму составления резюме, анализируют неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных деловых писем. Такая практика дает шанс старшеклассникам обдумать профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.
В практике своей работы я выделяю несколько форм оценочной деятельности учащихся:
I. Публичное выступление.
II. Самостоятельная практическая работа.
III. Защита проекта.
IV. Решение задач с использованием информации
V. Участие в дискуссии.
Заключение
В таких условиях меняется характер взаимоотношений «учитель-ученик». Здесь речь идет не о каком-то «событии», которое мы вместе переживаем как итог, которого долго ждали. Постепенное, поэтапное продвижение к цели превращает взаимоотношения в «событие». РАЗРЯДКА во взаимоотношениях позволяет:
- осуществлять свободу выбора школьником деятельности, позволяющей ему достичь наибольшего успеха;
- осуществлять свободу выбора различных коллективов, общностей, их интенсивной смены;
- возможность построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
- возможность более интенсивного проживания различных ролей;
- возможность освоения различных подпространств: культурного, природного, информационного.
Происходит этап «Я-строительства» - будучи включенным в разные типы ведущей деятельности ученик имеет возможность осознать себя и свои предпочтения.
На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность.
Пожелание учителям, которые должны взять на вооружение компетентностный подход в обучении:
I. Учитывайте возможности своих учеников.
II. Составляя план урока, не стройте воздушных замков, исходите изреальных условий.
III. Объединяйте учащихся, сплачивайте коллектив.
IV. Доверяй, но проверяйте.
V. Итоговый анализ итог успешной работы в дальнейшем.
И в заключении, я ни в коей мере не отрицаю традиционный урок, который имел и имеет место быть в школе, но сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных. И сама жизнь подсказывает новые формы и методы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить.
Компетентностный подход в обучении - это естественный и реальный этап в создании нового человека, человека XXI века.
Конец формы
15