Методическая разработка Воспитать человека
Методическая разработка
классного руководителя Липской Ирины Лазаревны,
преподавателя специальных дисциплин ГБПОУ Колледж связи № 54
Воспитать человека
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – воспитать человека. Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы от рождения уже люди.
Слово “воспитать” издревле имело значение “питати”, т. е. вскормить. Позднее это понятие стали трактовать так: воспитать – “вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие”.
Древний философ Демокрит писал: ”Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим”.
Воспитание человека начинается с семьи. Л. Н. Толстой говорил, что пятьдесят процентов знаний о жизни человека он впитал в себя до пяти лет, остальные пятьдесят процентов собирал по крупицам всю жизнь.
Очень много зависит от родителей учеников, так как они играют огромную роль в системе отношений родители – учитель – ученик. Здесь отношение и к учителю, и к одноклассникам, и к оценкам, и к знаниям.
Если ученик не дополучил воспитание в семье, то учителю приходится вложить много труда в его воспитание, устранить недочёты в воспитании. Ян Амос Коменский неоднократно повторял: “Нет ничего труднее, как перевоспитывать человека, плохо воспитанного”.
Воспитанность – качество, необходимое сегодня нашему обществу. Люди соприкасаются друг с другом в самых разных ситуациях, и вот тогда внутренняя культура человека, его моральные качества видны невооружённым взглядом. По общению людей можно судить о гармоничности внутреннего и внешнего облика человека. А. П. Чехов говорил: “Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой”.
Часто считают, что в учебном заведении должны давать только знания, но это не так. Необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы обучение и воспитание было единым. Образованность не всегда есть воспитанность. Можно быть образованным, закончить несколько ВУЗов, но остаться невоспитанным человеком.
В учебном заведении особую роль в воспитании учащихся играет классный руководитель, от личных качеств которого зависят и эффективность работы в группе, и микроклимат внутри группы, и адаптация группы к общему уже сложившемуся коллективу учебного заведения. Чтобы добиться успеха в своей работе, классный руководитель должен обладать педагогическим тактом, умением подойти к детям, установить с ними контакт, быть самому воспитанным.
Классный руководитель должен стремиться к тому, чтобы ученик открылся и доверил ему самое сокровенное, чтобы он мог задать любой вопрос и знать, что над ним не посмеются, поймут его, серьёзно отнесутся к нему, ответят на его вопрос, посоветуют как поступить. При правильных взаимоотношениях каждое слово классного руководителя западает в душу подростка, как зерно в хорошо обработанную почву. Чуткий воспитатель должен уметь не только говорить, но и слушать. Внимательно выслушать учащегося иногда значит больше для его воспитания, чем читать нотацию. Слова Карла Маркса: “Воспитатель сам должен быть воспитан”, - особенно важны в работе с учениками.
Классный руководитель должен незаметно и ненавязчиво воспитывать своих учеников, никогда не сдерживать развитие инициативы и самостоятельности учащихся группы. Из практики видно: каков классный руководитель, такова его и группа.