Инновационный проект «Реализация принципов общественного договора через программно-целевое управление развитием образовательной организации»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 1 Реализация принципов общественного договора через программно - целевое управление развитием образовательной организации Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка региональной инновационной площадки Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 имени С.В. Добрина города Липецка Липецк – 20 14 г. Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 2 Инновационный проект «Реализация принципов общественного договора через программно - целевое управление развитием образовательной организации» Цель проекта: распространение и внедрение в массовую практику инновационного опыта программно - целевого управления развитием образовательной организации на основе принципов общественного договора в региональной системе образования. Задачи проекта:  выявление потребности в освоении и внедрении опыта программно - целевого управления развитием образовательной организации на основе п ринципов общественного договора в региональной системе образования;  организация профессиональных и общественных сетевых сообществ в региональной системе образования с целью освоения опыта программно - целевого управления развитием образовательной организации на основе принципов общественного договора;  обеспечение научно - методической, информационной поддержки сетевых партнеров в региональной системе образования при внедрении опыта программно - целевого управления развитием образовательной организации на основе п ринципов общественного договора;  разработка и внедрение концепции, модели и организационной структуры программно - целевого управления развитием образовательной организации на основе принципов общественного договора в образовательных организациях Липецкой об ласти, п ринимающих концепцию соискателя. Основная идея проекта Данный инновационный проект является логическим продолжением успешно реализованных ранее инновационных проектов в рамках сетевого взаимодействия в региональной и муниципальной системах образования в статусе:  региональной стажировочной площадки по теме «Программно - целевое управление созданием здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС общего образования»;  опорной площадки системы образования города Липецка по теме «Программно - целевое управление созданием здоровьесберегающей среды образо вательного учреждения»;  базовых площадок в системе образования г.Липецка по темам «Управление процессом разработки и реализации комплексных и тематических программ по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни», «Учет федеральных требов аний к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников в процессе разработки и реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»; Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 3  организационной площа д ки проведения дистанционного модуля городск ого конкурса «Школа – территория здоровья» в 2013 году через собственные информационные ресурсы. Проект направлен на решение важнейшей стратегической задачи развития образовательной организации , переходящей в инновационный режим жизнедеятельности и приняв шей за основу программно - целевую идеологию развития на основе принципов общественного договора (региональная идентичность, единоначалие, коллегиальность, солидарность, ответственность, принцип доброй воли). Реализация проекта также будет способствовать раз витию форм государственно - общественного управления и информационной открытости образовательных организаций региона, созданию условий для трансформации школы в реальный институт гражданского общества, усилению тенденции перехода к широкой институализации об щественного участия в управлении образованием на всех уровнях. Обоснование значимости инновационного проекта для развития системы образования В последнее десятилетие в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения качества жизни граждан и роста экономического потенциала государства. При этом проведенная в стране модернизация системы образования (прежде всего внедрение новой экономической модели функционирования системы образования – фор мирование рыночных отношений, предполагающих конкуренцию образовательных учреждений за потребителя, расширение сферы дополнительных образовательных услуг) вызвала трансформацию отношений государства и общества в сфере образования. В обществе усилилась тенд енция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, в поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы. В свою очередь образовательные организации стремятся преодолеть традиционную ведомственную за крытость системы образования, создать условия для построения отношений диалога и партнерства с обществом в вопросах функционирования и развития образования. Согласно Федеральном у закону от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Р оссийской Федерации» принцип государственно - общественного управления из сферы деклараций переходит в сферу практических принципов организации управления всей системой образования (ст. 89), закреплено право родителей (законных представителей) принимать участие в управлении организацие й, осуществляющ ей образовательную деятельность (п.3 ст.44), право учащихся на участие в управлении образовательной организацией (п.17 ст. 34). Развитие государственно - общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качес тве приоритетов в Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 г., в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной страт егии действий в Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 4 интересах детей на 2012 - 2017 годы», в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 г. Основная идея проекта состоит в том, чтобы объединить усилия образовательной организации и обществ а в решении проблем образования, представить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса. Достижение поставленных целей предусматривает разработку и реализацию целого комплекса програ мм на основе общественного договора. Рисунок 1 . Программно - целевой подход в управлении Система образования Липецкой области, динамично развиваясь, имеет возможность получить в результате реализации предполагаемого проекта не только типовую модель концепции и организационной структуры программно - целевого управления развитием образовательной организации на основе принципов общественного управления, но и практику подготовки команд сетевых партнеров, общественных управляющих по р азработке и реализации целого комплекса программ, подкрепленного пакетом нормативных документов и методических рекомендаций. Соискатель с 8 - летним опытом становления, функционирования и развития программно - целевого управления развитием образовательной орга низации на основе внедрения модели построения договорных отношений (общественного договора) имеет возможность решить актуальную задачу развития образования на уровне региона. Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 5 Рисунок 2 . Этапы построения договорных отношений Программа реализации проекта Исходные теоретические положения Современная образовательная организация - это открытая государственно - общественная, социально ориентированная система и основное средство достижения целей обучения и воспитания учащихся. Образовательная организация должна быть чувствительной к изменениям, быстро и точно реагировать на условия сосуществования. Одним из главных условий ее успешного внутриорганизационного развития является управление - постоянный поиск и использование наиболе е эффективных способов и форм воздействия на составляющие образовательной организации. Эффективное у правление образовательной организацией – одно из приоритетных направлений модернизации российской системы образования. Позитивной тенденцией в этом направле нии за последние годы стало формирование оптимальной отраслевой модели управления с четким распределением и согласованием компетенций и полномочий, функций и ответственности субъектов Российской Федерации в сфере образовательной политики. Выделяются и согл асовываются государственная и общественная составляющие в деятельности управленческих структур разных уровней, определяются их компетенции, обеспечиваются гласность и открытость в обсуждении и принятии управленческих решений. На разных уровнях вырабатыва ю т ся новые системы управленческого мышления и деятельности - системы сотрудничества и координации. Продолжается постепенный переход от административных рычагов к правовым, нормативным, социально - психологическим и экономическим методам при одновременном укреплении Изучение запроса социума на образовательные услуг Согласование ресурсных возможностей всех социальных партнеров Разработка новых востребованных программ и проектов Органиация переговорного процесса с социальными партнерами по вопросам подготовки мероприятий Разработка плана деятельности Оказание образовательных услуг Изучение уровня удовлетворенности образовательными услугами Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 6 вертикальной составляющей управления . Усиливается интерес к стратегическому, синергетическому, рефлексивному, полисубъектному, государственно - общественному, командно - коллегиальному управлению образовательной организацией. Несмотря на осуществляемые мероприятия, в управлении образовательной о рганизацией все еще слабо используются эффективные модели, ключевой проблемой остается потребность в разработке и реализации проектов и программ развития. На современном этапе развития образовательных организаций, характеризующихся масштабностью, комплекс ностью потребностей и интересов их внешней и внутренней среды, наличием проблем с программными признаками, необходимостью концентрации ресурсов и интеграции различных видов деятельности для достижения желаемых результатов, особую актуальность приобретает в недрение инновационного проекта по программно - целевому управлению развитием образовательной организации на основе принципов общественного договора. Имеющиеся противоречия, потребности в разработке эффективных концептуальных моделей управления и определили выбор темы инновационного проекта – «Реализация принципов общественного договора через программно - целевое управление развитием образовательной организации». Проект предполагает, что целенаправленное и последовательное развитие образовательной организации может быть обеспечено, если в управл енческом процессе разработать и в недрить концептуальную модель и организационную структуру программно - целевого управления: а) обоснованных на системном и программно - целевом подходах, опирающихся на при нципы общественного договора ; б) реализуемых через различные звенья управления, обогащающие внешние и внутренние координационные связи и отношения, функции и методы управления, мотивирующие и мобилизующие ресурсы на составление и реализацию программ развития; в) предусматривающих проблемно - целевое повышение квалификации участников образовательного процесса. Методологической основой реализации проекта является программно - целевой подход к управлению, принципы государственной политики в области образования; требов ания новой парадигмы управления; принципы, определяющие направления развития системы управления организации; принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации. Реализацию инновационного проекта планируется провод ить с 2014 по 2016 годы, включая анализ и синтез управленческого опыта, разработку и реализацию концепции, модели и организационной структуры программно - целевого управления развитием образовательной организации, целостного комплекса программ. Теоретическая значимость исследования состоит: - в уточнении мотивов развития современных образовательных организаций (далее - ОО); Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 7 - в обобщении предпосылок модернизации и индивидуализации систем управления ОО как основных механизмов его развития; - в презентации программно - целевого подхода как продуктивной познавательной технологии исследования, моделирования ОО нового позитивного качественного уровня; - в раскрытии программно - целевого управления как органического единства программного и целевого подходов, интегра ция которых усиливает обоснование программной проблемы, разработку программных действий для достижения целей, концентрацию ресурсов на ожидаемых результатах, согласование сроков, исполнителей, ресурсов, функций и методов управленческих действий, а также в ускор ении научно - экспериментальны х процесс ов и в целом сниж ении неопределенност и будущего; - в разработке концепции, модели и организационной структуры программно - целевого управления на основе программно - целевого подхода, с учетом идей новой парадигмы упра вления и в обосновании их эффективности; - в обосновании форм презентации инновационного опыта (проблемно - целевые , очно - заочные семинары - практикумы, консультирование участников инновационного сообщества, организация и проведение круглы х столов, общественны х слушаний ), обеспечивающего условия профессионального, личностного и общественного развития всех участников образовательного процесса без выведения их из управленческого и педагогического процессов. Практическая значимость про екта определяется: - разработ кой методических рекомендаций по развитию программно - целевого управления развитием ОО в региональной системе образования; - результативностью внедрения модели и организационной структуры программно - целевого управления развитием ОО на основе общественного д оговора; - разработкой пакета локальных нормативно - правовых документов ОО (разработка концепции ОО, концепции развития ОО, концепции развития договорных отношений, положений об общественном управляющем, о заместителе директора по инновационной работе, об учителе - новаторе, о кафедре управления развитием ОО, о программах развития, о проведении дистанционного регионального конкурса «Школа – территория инноваций»); - подготовкой пакета программных, учебно - методических и проектных материалов для сетевых партне ров и школ региональной системы образования (программы развития; рабочие программы спецкурсов повышения квалификации участников образовательного процесса «Программно - целевое управление развитием образовательного учреждения», «Программно - целевое управление инновационной деятельностью в ОО»; учебно - методическое пособие «Программно - целевое управление ОО: методология и технология»). Этапы исследования Первый этап – проблемно - аналитический На первом этапе (сентябрь 2014 - январь 2015 г.г.) на основе анализа н ормативно - правовой и социологической литературы, исследований по тео рии организации и управления , по психологии управления, по управлению Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 8 нововведениями, по программно - целевому управлению планируется обосновать эффективность программно - целевого подхода к управлению развитием образовательной организации для формирования договорных отношений. В рамках данного этапа предполагается осуществить организационно - методическую деятельность, направленную на подготовку к реализации инновационного проекта пилотной груп пы педагогов, общественных управляющих. В связи с этим предстоит: - выявить потребности в освоении и внедрении опыта программно - целевого управления развитием ОО на основе общественного договора в региональной системе образования; - разработать и реализоват ь Программу «Школа общественных управляющих»; - провести полный цикл подготовки пакета нормативной документации, обеспечивающей образовательную и практико - ориентированную сессию в «Школе общественных управляющих»; - в рамках рефлексивной деятельности админ истративных команд школ - партнеров и группы общественных управляющих откорректировать программу «Школы общественных управляющих». Второй этап - моделирующий На втором этапе (январь 2015 - апрель 2015 г.г.) планируется: - разработка концепций, моделей и орга низационных структур программно - целевого управления, программы развития ОО; - осуществление анализа, синтеза, интерпретации основных теоретических положений; - оформление методических рекомендаций по обеспечению процесса формирования договорных отношений со всеми участниками образовательного процесса. Третий этап - проектировочный На третьем этапе (май 2015 - октябрь 2015 г.г.) планируется: - осуществлять консультирование по разработке и реализации программ развития ОО с модификациями программно - целевого управления; - организовывать обучающие семинары для всех участников образовательного процесса, рабочих групп по разработк е программ развития; - о рганизовать консультации руководителей и педагогов по программно - целе вому управлению ОО ; - подгот авливать анал итические материалы об эффективности функционирования инновационной площадки . Четвертый этап - деятельностный На четвертом этапе (октябрь 2015 - декабрь 2015 г.г.) планируется: - на основе накопленного положительного опыта уточнить и сформулировать сущностные характеристики концепции, модели и организационной структуры программно - целевого управления, выявить возможности их экстраполяции на ОО Липецкой области - регулярная демонстрация инновационной практики посредством проведения серии семинаров, кру глых столов . Пятый этап – рефлексивный Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 9 На пятом этапе (декабрь 2015 - август 2016 г.г.) планируется: - обобщить итоги реализации инновационного проекта; - подготовить пакет программных, учебно - методических и проектных материалов для сетевых партнеров и школ региональной системы образования (программы развития; рабочие программы спецкурсов повышения квалификации участников образовательного процесса «Программно - целевое управление развитием образовательного учреждения», «Программно - целевое управление инновацион ной деятельностью в ОО»; учебно - методическое пособие «Программно - целевое управление ОО: методология и технология»); - подготовить аналитические материалы об эффективности функционирования инновационной площадки . Календарный план реализации инновационного проекта № п/п Задача Событие Срок реализации Конечный продукт деятельности субъектов проекта Этап 1 - проблемно - аналитический (сентябрь 2014 - январь 2015 г.г.) 1. Провести маркетинговые исследования Исследование образовательных запросов Сентябрь 2014 Выявление потребности в освоении и внедрении опыта программно - целевого управления развитием ОО на основе общественного договора в региональной системе образования 2. Изучить законодательные акты, регулирующие отношения субъектов общественного договора Осуществление организационно - методической деятельности Октябрь 2014 Пакет нормативной документации, обеспечивающей образовательную и практико - ориентированную сессию в «Школе общественных управляющих» 3. Разработать систему контроля за ходом Заседание школьного Координационного Октябрь 2014 Критерии, позволяющие оценить ход Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 10 реализации проекта совета реализации проекта и его эффективность 4. Подготовить пилотную группу общественных управляющих Образовательная сессия по программе «Школа общественных упра вляющих» Декабрь 2014 Методические рекомендации по организации курсов повышения компетентностей общественных управляющих в вопросах управления ОО ( в финансово - экономическом и правовом аспектах ) Практико - ориентированная сессия по программе «Школа общественных управляющих» Январь 2015 Разработка методических рекомендаций по организации курсов повышения компетентностей общественных управляющих ( в вопросах управления ОО в финансово - экономическом и правовом аспектах ) Январь 2015 Этап 2 - моделирующий (январь 2015 - апрель 2015 г.г.) 1. Разработать пакет нормативных документов по проведению дистанционного модуля регионального конкурса «Школа – территория инноваций» через собственные информационные ресурсы Формирование и деятельность творческой группы по разработке нормативных документов Январь - апрель 2015 Пакет нормативных документов ОО: - концепция ОО; - концепция развития ОО; - концепция развития договорных отношений; - положени я об общественном управляющем, о заместителе директора по Обсуждение и утверждение пакета нормативных документов Апрель 2015 Разработка концепций, моделей и структур В течении всего периода Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 11 программно - целевого управления ОО, программы развития ОО инновационной работе, об учителе - новаторе, о кафедре управления развитием ОО, о программах развития Этап 3 - проектировочный (май 2015 - октябрь 2015 г.г.) 1. Разработать программы развития ОО Консультирование В течени е всего периода Разработка и реализация программ развития ОО с модификациями программно - целевого управления Д еятельностная игра «Программно - целевое управление» По согласованию 2. Подготовить аналитические материалы об эффективности функционирования инновационной площадки Анализ деятельности Р ИП По плану УОиН Отчет о ходе реализации проекта на Координационном совете Этап 4 - деятельностный (октябрь 2015 – декабрь 2015 г.г.) 1. Спроектировать и подготовить условия для внедрения инновационных продуктов, подготов ить субъект - пользователей Семинары, конференции, заседания круглых столов, демонстрирующие инновационную практику В течени е всего период а Методические рекомендации по развитию программно - целевого управления развитием ОО на основе обществ енного договора Этап 5 – рефлексивный (декабрь 2015 - октябрь 2016 г.г.) 1. Подготовить пакет программных, учебно - методических и проектных материалов для сетевых партнеров и школ региональной системы Наращивание практики инновационной деятельности группой сетевых партнеров в процессе реализации единичных проектов По плану УОиН Методические сборники (программы развития; рабочие программы спецкурсов повышения квалификации участников образовательного Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 12 образования пр оцесса «Программно - целевое управление развитием образовательного учреждения», «Программно - целевое управление инновационной деятельностью в ОО»; учебно - методическое пособие «Программно - целевое управление ОО: методология и технология») 2. Организовать оценк у эффективности проекта Анализ эффективности функционирования инновационной площадки По плану УОиН Отчет о ходе реализации проекта на региональной конференции Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании Для реализации проекта в настоящее время созданы необходимые предпосылки:  8 - летний опыт становления, функционирования и развития программно - целевого управления развитием ОО на основе внедрения модели пос троения договорных отношений (общественного договор а) ;  5 - летний опыт трансляции успешно реализованных ранее инновационных проектов в рамках сетевого взаимодействия в региональной и муниципальной системах образования ( в различных статусах ) ;  наличие возможности тиражирования и распространения методических ма териалов, в том числе через официальный сайт ОО ;  п о итогам 2013 года МАОУ СОШ №23 г. Липецка вошла в число общеобразовательных учреждений, достигших наилучших значений показателей качества образования;  проведение семинара для руководителей образовательных учреждений - слушателей курсов по Федеральной программе «Современный менеджмент в образовании» (2010 год); Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 13  проведение совместно со специалистами Института возрастной физиологии РАО, представителями компании «Нестле Россия» и департаментом образования админ истрации города Липецка Всероссийского пресс - брифинга, посвященного реализации социальной программы «Разговор о правильном питании» (2014 год);  возможность применения инновации в массовой практике ОО Липецкой области;  наличие необходимого ресурсного обеспе чения (кадрового, методического, материально - технического, временного, информационного, финансового). Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику Предложения по распространению и внедрению результатов реализации пр оекта заложены в календарный план и носят по этапный комплексный характер. Пакет предложений включает в себя:  методические рекомендации по организации образовательной и практико - ориентированной сессии «Школа общественных управляющих» с целью повышения компетентностей общественных управляющих в вопросах управления ОО ( в финансово - экономическом и правовом аспектах ) ;  методические рекомендации по апробации программ общественной экспертизы отдельных направлений деятельности ОО;  разработк у пакета локальных нормативно - правовых документов ОО (разработка концепции ОО, концепции развития ОО, концепции развития договорных отн ошений, положений об общественном управляющем, о заместителе директора по инновационной работе, об учителе - новаторе, о кафедре управления разви тием ОО, о программах развития );  пакет программных, учебно - методических и проектных материалов для сетевых партн еров и школ региональной системы образования (типовая модель программы развития; рабочие программы спецкурсов повышения квалификации участников образовательного процесса «Программно - целевое управление развитием образовательного учреждения», «Программно - цел евое управление инновационной деятельностью в ОО»; учебно - методическое пособие «Программно - целевое управление ОО: методология и технология»). Обоснование устойчивости результатов проекта после его реализации Устойчивость результатов предл агаемого проекта обусловлена прежде всего тем, что инновационные предложения представляют собой приращение традиций в развитии государственно - общественного управления в системе образования Липецкой области. Важнейшим фактором устойчивости реализации проекта считаем его не сомненную актуальность, теоретическую и практическую значимость в рамках реализации Государственной программы Российской федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Инновационный проект МАОУ СОШ №23 г.Липецка Заявка МАОУ СОШ №23 г. Липецка на статус региональной инновационной площадки 14