Доклад на заседание педагогического совета МБОУ «Пушкинская СШ» Реализация ФГОС. Стандарты нового поколения.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Педагогический совет
:
Реализация ФГОС. Стандарты
второго
поколения.
«Наша школа должна быть открыта для всего нового,
должна идти в ногу со временем и при этом сохранять
свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые
веками закладывались в обществе, должна не только
учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В. Путин
оценить работу
школы
по ФГОС НОО
и составить план действий
администрации и
педагогического
коллектива, который необходимо
выполнить
до начала введения ФГОС ООО.
Задачи педагогического совета:
3
–едеральные
государственные
образовательные стандарты
ЕГБС
Цель оШразования
–
оШщекультурное,
личностное и
познавательное развитие
учащихся, оШеспечивающее
такую ключевую
компетенцию, как умение
учиться.
Впервые стандарты
–
это целостная система
требований
ко всей системе образования
страны
, а не только требования к предметному
содержанию образования
Впервые стандарты рассматриваются как
конституция школьной жизни
Впервые основой внедрения стандартов в
реальную жизнь является
новая
организационно
-
экономическая модель
образования
Инновационность
стандартов
второго поколения
Основные этапы
2001 год
Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года.
Распоряжение правительства №1756
-
р от
29.12
2001г.
2004 год
Федеральный
компонент государственных
образовательных стандартов начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования.
Приказ
Минобр
России № 1019 от 5 марта
2004г.
2006год
Социологические исследования образовательных
потребностей Концепция
ФГОС
2007 год
Изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7)
Разработка документов и материалов обеспечивающих
ФГОС
2008 год
Апробация ФГОС начального общего образования
2009 год
Постановление правительства о порядке разработки и
утверждения ФГОС
Утверждение ФГОС начального общего образования
2010 год
Национальная инициатива «Наша новая школа»
Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном
порядке)
Создание координационного совета
Примерная основная образовательная программа
начального общего образования
Распоряжение правительства о плане действий по
модернизации общего образования на 2011
-
2015 годы.
(№1507
-
Р от 07.09.2010 г.)
Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ
№1897 17.12.2010 г.)
1. ФГОС
начального общего образования
утвержден
приказом от 6 октября 2009 года №373
(зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009
года №15785
)
2. ФГОС
основного общего образования
–
утвержден
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
3. ФГОС
среднего (полного)
общего образования
–
утвержден приказом от 17 мая 2012 г. № 413
(зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. №
24480)
Преемственность
•
Опора
на
опыт
советской
и
российской
школы,
лучший
мировой
опыт
•
Результаты
предшествующих
реформ
и
проектов
(модернизации
образования,
Приоритетного
национального
проекта
«Образование»,
различных
проектов
ФЦПРО
и
пр
.
)
•
Развитие
отечественных
научных
теорий
и
концепций
(развивающего
обучения,
«ядра
и
оболочки»
и
пр
.
)
Инновационность
ФГОС
Идеология
Структура
Содержание
Требования к структуре основной
образовательной программы
•
к
количеству
и
наименованию
разделов
(НОО
-
3
,
ООО
-
3
,
С(П)О
–
3
),
в
том
числе
к
учебному
плану
общеобразовательного
учреждения
;
•
к
минимальному
и
максимальному
количеству
учебных
часов(
НОО_от
2904
до
3375
за
4
года,
ООО
от
5267
до
6020
за
5
лет,
С(П)О
-
от
2170
часов
до
2590
часов
(не
более
37
часов
в
неделю
)
за
2
года)
;
•
к
содержанию
каждого
из
разделов
;
•
к
соотношению
частей
основной
общеобразовательной
программы
(
80
/
20
%
для
НОО,
70
/
30
%
ООО,
С(П)О)
;
•
к
организации
внеурочной
деятельности,
к
объему
часов
(НОО
–
до
1450
часов
за
4
года,
ООО
-
до
1350
часов
за
5
лет
,
С(П)О
-
до
700
часов
за
два
года
обучения
Требования к структуре ООП
Должна
содержать
Целевой
раздел
Содержательный
раздел
Организационный
раздел
14
Федеральные государственные образовательные стандарты
•
Требования к
•
результатам
•
зафиксированы
личностные,
метапредметные, предметные
результаты
•
преемственность результатов для разных
ступеней
•
зафиксирован
системно
-
деятельностный
подход
•
структуре
•
зафиксировано наличие частей,
обязательной
и
формируемой
участниками
образовательного процесса и их
соотношение
•
определены
разделы
ООП (содержательно и количественно)
•
интеграция
учебной и внеучебной деятельности
•
включена «
неаудиторная
занятость»
•
условиям
•
кадровым
•
финансовым
•
материально
-
техническим
•
иным
(информационно
-
образовательная среда, учебно
-
методическое обеспечение)
15
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Личностным
готовность и способность к саморазвитию
мотивация к обучению и познанию
ценностно
-
смысловые установки
социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной
области
система основополагающих элементов научного знания
16
Требования к условиям реализации
основной образовательной программы
•
кадровые условия
•
возможность требовать наличие квалификационной категории
в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях
•
повышение квалификации один раз в пять лет
•
финансовые условия
•
норматив финансирования не зависит от количества учебных
дней в неделю
•
материально
-
технические условия
•
функциональный подход к определению условий
(возможность получения информации различными способами,
проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
•
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с
ОВЗ к объектам инфраструктуры
•
информационная среда образовательного
учреждения
Отличительные особенности
–ГОС
1. Системно
-
деятельностный
подход
–
это
подход
к
организации процесса
оШучения,
в
котором на
первый
план
выходит
проШлема
самоопределения
ученика
в
учеШном
процессе.
В
рамках
деятельностного
подхода
ученик
овладевает
универсальными действиями
,
чтоШы
уметь решать
люШые
задачи.
Только
с помощью
действия
Каким
образом
включить
ученика
в
образовательный
процесс?
Как
помочь
его
самоопределению
?
Отличия
от
традиционной
концепции
Больше
разнообразных
видов
деятельно
сти, включающих
все
предметы
в
широкий
общеучебный
и
жизненный
контекст
(
компетентностный
подход)
Меньше
готовых
знаний
(выучивание
пр
авил, формул
и
таблиц
наизусть),
тренировки
навыков(доведение
навыко
в
до автоматизма
)
Усвоение
детьми
понятий
на
другом
качественном
уровне:
было
:
я
выучил
и
поэтому
знаю͖
стало
:
я
знаю
не
все,
но
я
знаю,
как это
можно
вычислить
или
где
это можно
узнать.
Отличительные особенности
–ГОС
2.
Основная цель
–
развитие
личности на основе
УУД, освоение и познание мира
3.
Инновационный характер в
струкруре
стандартов
–
это
требование к условиям
осуществления образования
Отличительные особенности
–ГОС
4. Изменения в учебных планах:
-
Изменения в образовательных областях
(
–илология,
Математика и информатика, Общественно
-
научные
предметы, Основы духовно
-
нравственной культуры
народов России, Естественно
-
научные предметы,
Искусство, Технология, –изическая культура и Основы
безопасности жизнедеятельности)
-
появление части, формируемой участниками
образовательного процесса
(обязательная внеурочная
деятельность)
-
разработка индивидуальных учебных планов
Отличительные
особенности –ГОС
5. Изменение в требованиях к результатам
Стандарт 2004г. Стандарт
II
поколения
знать личностные
уметь
ЗУН
метапредметные
УУД
использовать предметные
Отличительные особенности
–ГОС
7. Изменения в образовательных технологиях
Компетентностный
подход к образованию ориентируется
на самостоятельное участие личности в учебно
-
познавательном процессе. К числу инновационных
технологий обучения можно отнести компьютерные,
информационно
-
коммуникационные и
телекоммуникационные технологии. Формированию
информационных компетенций способствует применение
интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
26
СЕМЬЯ
•
Личностная успешность
•
Социальная успешность
•
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
•
Безопасность и здоровье
•
Свобода и ответственность
•
Социальная справедливость
•
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
•
Национальное единство
•
Безопасность
•
Развитие человеческого потенциала
•
Конкурентоспособность
Стандарты
-
социальная норма, общественный договор
между семьей, обществом и государством
Особенности УМК
1) Большинство заданий построены с
акцентом на практическую и
самостоятельную деятельность учащихся;
огромное разнообразие творческих заданий ,
которые помогают овладевать основами
логического и алгоритмического мышления;
во всех учебниках включены странички для
любознательных, на которых дети узнают
много нового дополнительного материала по
теме.
2) Широко применяется проектный метод.
Имеется цикл проектов, участвуя в которых,
дети знакомятся друг с
другом,
обмениваются информацией о
себе, о школе, о своих интересах и
увлечениях. Это
проекты "Я и мое имя",
"Моя семья", совместное издание
Азбуки и
многое другое. Очень важно, чтобы
родители всячески стимулировали детей к
этой
работе и сами принимали в ней
активное участие.
3) Внимание уделено самостоятельной оценочной
деятельности учащихся. На страницах учебника
введены смайлики, которые помогают ученику
оценить себя.
Современный учитель
•
Учитель
-
профессионал
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует пробные действия детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
•
Воспитатель
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта
общения
, выбора, ответственного поведения, саморегуляции,
самостоятельной выработки жизненных ценностей
“
соучастник
”
•
Педагогическая поддержка
оказывает адресную помощь
ребенку: не
избавляя от
проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Практическая
часть
1.
Расшифруйте
выражение
«
3
Т»
.
2.
Какой
методологический
подход
лежит
в
основе
ФГОС
ОО?
3.
Назовите
3
группы
требований
к
результатам
освоения
обучающимися
ООП
ООО
.
4.
Сколько
разделов
включает
ООП
ООО?
ООП
НОО?
5.
Определите,
какой
компонент
системы
условий
пропущен
:
психолого
-
педагогические,
финансовые,
материально
-
технические,
информационно
-
методические?
1.
«
3
Т»
-
стандарт
включает
в
себя
требования
к
результатам
освоения
ООП
ООО,
требования
к
структуре
ООП
ООО,
требования
к
реализации
ООП
ООО
.
2.
В
основе
ФГОС
ОО
лежит
системно
-
деятельностный
подход?
3.
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
.
4.
3
раздела
;
3
раздела
.
5.
Кадровые,
психолого
-
педагогические,
финансовые,
материально
-
технические,
информационно
-
методические?
ШКАЛА ПРОБЛЕМ
Цель:
выявление наиболее приоритетных
задач данного периода в жизни ОУ для
перехода на ФГОС ООО.
Из предложенных задач выбрать:
1. Самую сложно решаемую
2. Самую первоочередную
3. Самую важную
СИНКВЕЙН
Это интересное и увлекательное упражнение,
замаскированное под свободное творчество и
заставляющее размышлять на заданную тему.
Его строгие правила заставляют анализировать
и чётко формулировать свои мысли,
использовать ёмкие понятия, учат обобщать,
выделять главное.
Классический
синквейн
–
это
пятистрочная
форма, составленная по следующим
правилам:
•
первая строка содержит одно слово из любого
количество слогов
–
термин, фамилия,
понятие͖
•
вторая строка содержит два слова
–
определение предмета, темы стихотворения͖
•
третья строка содержит три глагола,
определяющие деятельность, функции
главного слова синквейна͖
•
четвёртая строка содержит предложение из
четырёх слов, раскрывающее смысл главного
слова синквейна͖
•
пятая строка
–
одно слово, определяющее
эмоцию автора по отношению к главному
слову синквейна.
Пример 1 Пример 2
•
УРОК
•
Современный,
технологичный
•
Развивает,
совершенствует,
организовывает
•
Залог успешного
развития ученика
•
Поиск
•
УРОК
•
Традиционный,
творческий
•
Мотивирует,
воспитывает, обучает
•
Позволяет применить
знания на практике
•
Мастерство
Проект решения педагогического совета:
1.
Принять к сведению информацию по ходу введения ФГОС второго поколения.
2.
Изучить материалы ФГОС второго поколения для основной школы.
3.
Методическим объединениям учителей
-
предметников способствовать изучению и
накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждение
заседаний МО, семинары, педагогические советы.
4.
Обеспечить условия для поэтапного перехода на новый Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования:
•
Своевременно направлять учителей на курсы повышения квалификации по
вопросам перехода на новый ФГОС ООО.
•
Обеспечивать материально
-
техническую поддержку и создавать информационно
-
развивающую среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличие
соответствующих учебно
-
методических комплектов, программ).
5. Организовывать методическую поддержку учителям:
•
Провести
расширенное
заседание
м
етодического
объединения
учителей
гуманитарного
и
естественно
-
математического
цикла
по
вопросам
перехода
на
ФГОС
ООО
.
По каким бы стандартам ни учился
ребенок,
наши любовь и внимание
необходимы ему, чтобы он был
счастлив, успешен в учебе.