Урок информатики в 11 классе — Оператор ветвления в Turbo Pascal

Урок информатики в 11 классе на тему: «Оператор ветвления в Turbo Pascal»
Класс: 11
Тема урока: «Оператор ветвления в Turbo Pascal».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить с новым типом оператора языка Turbo Pascal – условным оператором и его особенностями исполнения.
Обеспечить усвоение учащимися реализации алгоритмов ветвления при решении конкретных задач.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся ответственное отношение и интерес к предмету, информационную культуру.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, интерес к программированию, внимание, самостоятельность.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический (разработка индивидуальных проектов решения задач).
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
ТСО: интерактивная доска, ЭВМ, мультимедиа проектор.
Программное обеспечение:
Операционная система Microsoft Windows XP Professional.
Пакет офисных приложений Microsoft Office.
Turbo Pascal 7.0.
Структура урока:
Постановка темы и целей урока (1 минута).
Проверка домашнего задания и актуализация пройденного материала (6 минут).
Изучение нового материала (10 минут).
Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний (10 минут).
Контроль и проверка знаний (14 минут).
Домашнее задание (2 минуты).
Подведение итогов урока (2 минуты).
I. Постановка темы и целей урока (1 минута)
Ребята, мы продолжаем с Вами изучать язык программирования Turbo Pascal. Сегодня на уроке мы вспомним, какие операторы 1 группы – линейные операторы мы изучили и познакомимся со второй группой операторов языка программирования Turbo Pascal – операторами ветвления и для закрепления решим задачи.
II. Проверка домашнего задания и актуализация пройденного материала (6 минут)
На дом Вам было задано повторить основные понятия Turbo Pascal, стандартные функции, типы данных и линейные операторы, давайте вместе проверим как вы усвоили пройденный материал. Домашнюю работу проверим с помощью теста.
Учитель демонстрирует на интерактивной доске тестовые вопросы, ребята на них отвечают (фронтальный опрос).
ВОПРОСЫ:
1. Что можно назвать алгоритмом?
а) схему движения автобусов
b) правила использования микроволновой печи
c) расписание уроков

Ответ: с (расписание уроков)
2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?
а) овал
b) прямоугольник
c) параллелограмм

Ответ: b (прямоугольник)
3. Какой оператор описывает в программе ввод данных?
а) read
b) write
c) begin
Ответ: а (read)
4. Какой из перечисленных типов данных является целочисленным?
а) real
b) integer
c) boolean
Ответ: b (integer)
5. Определите результат выполнения программы:
begin
x:=4;
y:=5;
a:= x-y;
a:= a-1;
writeln (a);
end.

а) 0
b) 2
c) -2




Ответ: с (-2)
6. Запиши на языке программирования следующее математическое выражение:
а) sqr(x) - 2*x*y + sqrt(y)
b) sqr(x) + 2*x*y - sqrt(y)
c) sqrt(x) + 2*x*y - sqr(y)
Ответ: b (sqr(x) + 2*x*y - sqrt(y))
7. Исправьте ошибки в программе:
program pr 2; Ответ:
var a,b,s: real;
begin ;
writeln ( Введите числа b и с );
readln(b,c);
a=b+c
writeln (’a=’,a);
end

Все молодцы, с тестом успешно справились, а теперь переходим к изучению нового материала.
III. Изучение нового материала (10 минут)
Открыли тетради, на полях записали число (09.11.2009 г.) и тему сегодняшнего урока: «Оператор ветвления в Turbo Pascal».
В жизни нам часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации:
Если на улице идёт дождь, мы наденем сапоги и возьмем зонт, если солнечно и жарко, пойдём в легкой одежде.
При переходе проезжей части по пешеходному переходу мы смотрим на сигнал светофора: если горит зелёный свет – мы идём, если красный – стоим и ждём.
Каждый из Вас для себя решает вести здоровый образ жизни, т.е. правильно питаться, соблюдать режим дня, заниматься спортом или нездоровый образ жизни.
После окончании школы Вы должны будете решить: продолжить ли Вам обучение или пойти работать.
Таким образом в каждом из этих примеров мы сталкиваемся с каким-то условием и в зависимости от ложности или истинности этого условия выполняется то или иное действие. Такая форма организации действий называется ВЕТВЛЕНИЕМ.
Давайте теперь попытаемся сформулировать определение Ветвления. Ученики записывают определение в тетрадь:
Ветвление - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность (серия) команд.
Оператор в Тurbo Pascal, который предназначен для выбора к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия, называется УСЛОВНЫМ ОПЕРАТОРОМ IF или ОПЕРАТОРОМ ВЕТВЛЕНИЯ. Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет.
Оператор ветвления в зависимости от выполняемого условия имеет полную форму и неполную (сокращенную) форму. Ученики записывают обе формы оператора ветвления в тетрадь:
1. 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Обратите внимания, что перед ELSE запятая не ставится. При необходимости поместить группу операторов, нужно образовать из них составной оператор, начинающийся begin и заканчивающийся end.
if условие then
begin
команды составного оператора;
end;
IV. Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний (10 минут).
А теперь закрепим новый материал на задачах. Запустите Тurbo Pascal.
Задача №1: Дано целое число n. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.
Для наглядности решения задачи оставим к ней блок-схему.

V. Контроль и проверка знаний (14 минут)
Теперь Вы самостоятельно решаете Задачу №2, но предварительно мы составим блок-схему к ней. Для решения этой задачи к доске вызывается один учащийся.
Задача №2: Даны два целых числа. Вывести максимальное из них.

Сохраните эту задачу. А теперь давайте решим задания из ЕГЭ части А.
1. Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:
a:=3; b:=2; if a>b then d:=a else d:=b;
Ответ: d=3
2. Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:
a:=2; b:=3;
d:=4; if a>b then d:=d+a else
begin
d:=d-b;
d:=d*2;
end;
Ответ: d=2
VI. Домашнее задание (2 минуты)
На дом вам будут заданы 3 задачи разного уровня сложности на оценку «3», «4», «5». Дома вы продумываете решение, составляете при необходимости блок-схему для одной, выбранной вами, задачи и в начале следующего урока решаете её.

Задача на «3»
Написать программу определения каким является число: «Положительное» или «Отрицательное».

Задача на «4»
Написать программу, которая вычисляет значение функции:

Задача на «5»:
Написать программу нахождения наибольшего из трех чисел.
VII. Подведение итогов урока (2 минуты)
Наш урок подошел к концу. Ребята, а теперь я прошу каждого из вас оценить свою работу на уроке с помощью соответствующего смайлика (на сколько вы были активны, как точны были ваши ответы, на сколько вы постарались, всё ли вам удалось на уроке).

– радость (те, кто оценивают свою работу на уроке на «5»),

– улыбка (те, кто оценивают свою работу на уроке на «4» – были неточности при выполнении заданий),

– грусть (те, кто оценивают свою работу на уроке на «3» – недостаточно поняли тему и следует ещё раз над ней поработать).
Выставляются оценки учащимся за работу на уроке и за решение задач.
Урок окончен, спасибо, вам, за урок, ребята .
Литература
Turbo Pascal 7.0 на примерах. / Под ред. Ю.С.Ковтанюка - К.: Юниор, 2003. - 496 с.
Лабораторный практикум по программированию на языке Паскаль: Учебное пособие. / Под ред. Л.В.Найхановой и Н.Ц. Бильгаевой. - 3-е изд. доп. и перераб., - Улан-Удэ, 2004. - 176 с.
Практикум по основам программирования в среде Turbo Pascal 7.0: Методические указания. / Под ред. Н.Ю.Ястремской, А.В.Солдатова - г. Ростов-на-Дону, 2000. – 25 с.











13PAGE 15


13PAGE 14115



13 EMBED Equation.3 1415





13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED Equation.3 1415

program zadacha2;
uses crt;
var
a,b:integer;
begin
clrscr;
writeln('Введите число а: ');
read(a);
writeln('Введите число b: ');
read(b);
if a > b then
writeln(Максимальное число = ',a)
else
writeln(Максимальное число = ',b)
end.

program zadacha1;
uses crt;
var
n:integer;
begin
clrscr;
writeln('Введите число n: ');
read(n);
if n>0 then n:=n+1;
writeln(Полученное число ',n);
end.



Root Entry