Решение конкурсных задач по физике
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 Управление образования, молодёжной политики и спорта
администрации Шелеховского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шелеховский лицей»
13 EMBED Equation.3 1415
Авторская педагогическая разработка
Программа спецкурса
«Решение конкурсных задач по физике»
для обучающихся 11 класса
физико-математического профиля
Автор разработки:
Демидова Людмила Ивановна,
учитель физики
МБОУ ШР «Шелеховский лицей»
2013 год
г. Шелехов
Пояснительная записка
Спецкурс «Решение конкурсных задач по физике» входит в образовательную область «Естествознание», сопровождает учебный предмет «Физика» в общем образовании школьников и направлен на углубление знаний обучающихся в связи с профильным обучением. Спецкурс предназначен для обучающихся 11 класса, желающих развить свои способности, участвовать в исследовательских проектах и олимпиадах различного уровня.
Данная программа представляет собой новую редакцию программы спецкурса «Решение конкурсных задач по физике», утверждённой в 2008 году на заседании районного экспертного совета по инновационной деятельности, протокол № 18 от 15.10. 2008 года. Он подтвердил свою востребованность у обучающихся 11 классов в период с 2008 по 2012 год. Программа спецкурса рассчитана на 34 часа. Она дополнена лабораторными работами – изменения составляют 20 % по сравнению с предыдущей редакцией. В связи с введением ФГОС, который предполагает решение новых задач образования, были изменены и задачи данного элективного курса.
Концептуальную основу данного курса составляет общий взгляд на значение и роль интеллектуальной деятельности в формировании гармонического развития личности и определении профессиональных ориентиров.
Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена возросшими требованиями к выпускникам школы по самостоятельному приобретению новых знаний, анализу и оценке новой информации на основе собственного опыта для развития интеллектуальных и творческих способностей, сознательному самоопределению в выборе профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
Содержание данной программы решает проблему социальной адаптации школьников посредством включения их в активную социально значимую исследовательскую деятельность, способствует накоплению опыта самостоятельного принятия решения, позволяет обрести школьникам уверенность в собственных личностных и профессиональных возможностях.
Новизна программы
В период ускорения научно – технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Данная программа позволяет сформировать универсальные учебные действия по выполнению лабораторных работ и решению задач самого высокого уровня сложности.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Эти компетенции связаны с жизнью, они будут востребованы в будущем ученика и позволят ему определиться в обществе.
Спецкурс «Решение конкурсных задач по физике» основан на практико-ориентированном подходе, связанном с получением обучающимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида. На занятиях курса обучающиеся занимаются решением аналитических задач и выполняют исследовательские лабораторные работы. На лабораторных работах у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических законов и формулировать цель исследования, владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата. Эти практические занятия необходимы для подтверждения успешности обучающихся в профильном обучении. В целях развития таких компетенций, как способность обучающихся к самоорганизации, целеустремленность, настойчивость и внимательность, в программе элективного курса доля самостоятельной работы предполагается не менее 50%.
При работе с обучающимися по данной программе соблюдаются следующие методические принципы: принцип регулярности, принцип успешности, принцип самоконтроля.
Основная цель курса:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических экспериментальных и аналитических задач.
Задачи курса:
формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике;
создание условий для развития самостоятельности мышления, способности к самореализации;
развитие физического мышления, научного мировоззрения школьников в процессе решения экспериментальных и аналитических задач.
Прогнозируемый результат обучения:
уверенное пользование физической терминологией и символикой;
сформированность умения решать экспериментальные и аналитические физические задачи;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Методологической основой данного спецкурса является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся,
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и здоровья обучающихся.
В данном спецкурсе предлагаются задачи по следующим темам: "Кинематика", «Динамика», «Законы сохранения», «Законы постоянного тока», «Геометрическая оптика».
Программа спецкурса «Решение конкурсных задач по физике» содержит исследовательские лабораторные работы повышенного уровня. Это связано с тем, что экспериментальные задачи содержат как олимпиадные задания регионального уровня, так и экзаменационные работы по физике. В данной программе большое внимание уделяется границам применимости той или иной теории и вычислению погрешностей при проведении эксперимента.
Содержание спецкурса «Решение конкурсных задач по физике»
для обучающихся 11 класса
34 часа (1 час в неделю)
Описание разделов программы
Кинематика
Основные цели и задачи:
В процессе решения аналитических и экспериментальных задач углубить знания обучающихся о движении тел, рассмотреть разные виды движений.
Сформировать умения обучающихся исследовать и анализировать механические явления с использованием уравнений кинематики.
Обязательные результаты обучения.
Обучающиеся должны знать:
Законы и формулы: способы описания движения материальной точки, геометрический смысл пути, скорости и ускорения.
Обучающиеся должны уметь:
Записать уравнение движения для тел, движущихся равномерно, равноускоренно.
Строить графики зависимости кинематических величин от времени.
Самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты по кинематике, описывать и анализировать полученные результаты, определять достоверность полученного результата.
Динамика
Основные цели и задачи:
В процессе решения аналитических и экспериментальных задач углубить знания обучающихся о взаимодействии тел, движении тел под действием одной или нескольких сил.
Обязательные результаты обучения.
Обучающиеся должны знать:
Законы и формулы: законы Ньютона, закон Гука, закон Всемирного тяготения. Обучащиеся должны уметь:
Применять законы Ньютона для тел, движущихся под действием нескольких сил, по горизонтальной поверхности, по окружности, по наклонной плоскости.
Определять ускорение свободного падения, решать задачи на определение ускорения тел известной массы и силы натяжения нити для системы с подвижным и неподвижным блоками.
Решать задачи с применением правила моментов.
Самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты по динамике, описывать и анализировать полученные результаты, определять достоверность полученного результата.
Законы сохранения
Основные цели и задачи:
В процессе решения аналитических и экспериментальных задач углубить знания обучающихся, связанные с энергией и работой, показать фундаментальность закона сохранения энергии.
Сформировать умения обучающихся исследовать и анализировать физические явления, опираясь на законы сохранения.
Обязательные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
Законы и формулы: закон сохранения импульса замкнутой системы тел, теорема о кинетической энергии, закон сохранения механической энергии.
Геометрический смысл работы.
Обучающиеся должны уметь:
Записать закон сохранения импульса в векторном виде и в проекциях на координатные оси.
Рассчитать работу сил тяжести, трения и упругости; графически определять работу переменной силы.
Решать задачи на упругие и неупругие столкновения тел путём совместного применения законов сохранения импульса и энергии
Самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты по кинематике, описывать и анализировать полученные результаты, определять достоверность полученного результата.
Электродинамика
Основные цели и задачи:
В процессе решения аналитических и экспериментальных задач углубить знания обучающихся об электрическом и магнитном полях.
Сформировать умения обучающихся исследовать и анализировать электрические явления.
Обязательные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
Законы Кулона, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи и полной цепи.
Обучающиеся должны уметь:
Решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом и магнитном полях, на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, на применение законов отражения и преломления, на явление полного отражения, на формулу периода дифракционной решетки.
Производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи, закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников и конденсаторов.
Пользоваться миллиамперметром, авометром, выпрямителем электрического тока.
Собирать электрические цепи, измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, получать вольтамперную характеристику диода.
Самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты по электродинамике, описывать и анализировать полученные результаты, определять достоверность полученного результата.
Волновая и геометрическая оптика
Основные цели и задачи:
Сформировать умения обучающихся исследовать и анализировать оптические явления.
Обязательные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Законы отражения и преломления света.
Практическое применение: полное отражение, применение волн разных диапазонов частот.
Учащиеся должны уметь:
Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, на применение законов отражения и преломления, на явление полного отражения, на формулу периода дифракционной решетки.
Самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты по оптике, описывать и анализировать полученные результаты, определять достоверность полученного результата.
Тематическое планирование спецкурса
№
п/п
Тема.
Кол-во
часов
1
Решение задач по темам "Кинематика", «Динамика».
Вычисление погрешностей.
2
2
Исследовательская лабораторная работа №1 «Скатывание теннисного шарика».
2
3
Решение задач по теме "Законы сохранения".
2
4
Исследовательская лабораторная работа №2 «Столкновение монет».
2
5
Исследовательская лабораторная работа №3 «Картофелина».
2
6
Исследовательская лабораторная работа №4 «Брусочки».
2
7
Исследовательская лабораторная работа №5 «Плотность подсолнечного масла».
2
8
Решение задач по теме: «Законы постоянного тока».
2
9
Исследовательская лабораторная работа №6 «Определение внутреннего сопротивления источника тока и сопротивлений резисторов».
.
2
10
Исследовательская лабораторная работа №7 «Сопротивление графита».
2
11
Исследовательская лабораторная работа №8 «Определение схемы электрической цепи в чёрном ящике».
2
12
Исследовательская лабораторная работа №9
«Удельное сопротивление раствора питьевой соды».
2
13
Решение задач по теме «Геометрическая оптика».
2
14
Исследовательская лабораторная работа №10 «Линза».
2
15
Исследовательская лабораторная работа №11 «Неизвестная жидкость».
2
16
Исследовательская лабораторная работа №12
«Избыточное давление».
2
17
Резерв.
2
Физический практикум
Исследовательская лабораторная работа №1 «Скатывание теннисного шарика».
Исследовательская лабораторная работа №2 «Столкновение монет».
Исследовательская лабораторная работа №3 «Картофелина».
Исследовательская лабораторная работа №4 «Брусочки».
Исследовательская лабораторная работа №5 « Плотность подсолнечного масла».
Исследовательская лабораторная работа №6 «Определение внутреннего сопротивления источника тока и сопротивлений резисторов».
Исследовательская лабораторная работа №7 «Сопротивление графита».
Исследовательская лабораторная работа №8
·«Определение схемы электрической цепи в чёрном ящике».
Исследовательская лабораторная работа №9 «Удельное сопротивление раствора питьевой соды».
Исследовательская лабораторная работа №10 «Линза».
Исследовательская лабораторная работа №11 «Неизвестная жидкость».
Исследовательская лабораторная работа №12 «Избыточное давление».
Исследовательская лабораторная работа №13 «Шарики в глицерине».
Исследовательская лабораторная работа №14 «Плотность масла».
Исследовательская лабораторная работа №15 «Обыкновенный вольтметр».
Литература для обучающихся:
Е.А. Вишнякова, В.А. Макаров, М.В. Семёнов и др. Физика. Решение сложных задач. Издательство «Интеллект-центр», Москва, 2012.
Л.А. Щербаченко, В.А. Карнаков, А.Д.Афанасьев, Я.В. Ежова, В.В.Чумак. Электростатика. Постоянный электрический ток. Сборник задач. Иркутск, ИГУ, 2002 .
Г.А. Бендриков, Б.Б. Буховцев, В.В. Керженцев, Г.Я. Мякишев. Задачи по физике для поступающих в вузы. Издательство «Специальная литература», Санкт-Петербург, 1995.
Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. – М.: «Школьная пресса», 2003.
Литература для учителя:
И.А.Карасова, Р.А.Симонян, Моделирование элективного компонента предпрофильного и профильного обучения по физике в основной и средней школе. Газета «Первое сентября. Физика», №2, 2007.
Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А. Исаев. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Газета «Первое сентября. Физика», №11, 2005.
Т.И. Радченко. Прикладная физика для начинающих. Газета «Первое сентября. Физика», №13, 2005.
В.А. Орлов. Физика в профильной школе. Газета «Первое сентября. Физика», №15, 2006.
Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике - М.: «Просвещение», 2000.
Практикум по физике в средней школе. Пособие для учителя под редакцией В.А.Бурого, Ю.И.Дика - М.: «Просвещение», 1987.
Семке А.И. Практические работы по физике с экологическим содержанием - М.: «Чистые пруды», 2008.
Приложение 1
Исследовательские лабораторные работы
Задания лабораторных работ могут быть краткими и содержать только цель работы и необходимое оборудование. Исходя из цели и предложенных приборов, обучающийся сам должен придумать способ решения задачи, последовательность выполнения действий и анализ полученных результатов. Ниже приведены примеры таких заданий.
Исследовательская лабораторная работа №2
«Столкновение монет»
Задание. Рассмотрите центральный удар пятикопеечной монеты массой М=2,56 г об однокопеечную монету массой m = 1,46 г. Необходимо установить, какая доля кинетической энергии налетающей монеты выделяется в виде теплоты при столкновении.
Оборудование: две монеты известной массы, лист бумаги, ластик, карандаш, линейка, скотч, ножницы.
Исследовательская лабораторная работа №3
«Картофелина»
Задание. Определить среднюю плотность картофелины.
Оборудование: картофелина, банка с водой, цилиндр измерительный, навески поваренной соли по 5 г, палочка.
Исследовательская лабораторная работа №4
«Брусочки»
Задание. Определите вес брусочков.
Оборудование: три одинаковых брусочка, кнопка неизвестной массы, нитка, набор грузов и чашечка известной массы.
Исследовательская лабораторная работа №6
«Определение внутреннего сопротивления источника тока и сопротивлений резисторов»
Задание. Определить внутреннее сопротивления источника тока и сопротивления двух резисторов.
Оборудование: вольтметр,амперметр, два резистора с неизвестным сопротивлением и неизвестный источник напряжения.
Исследовательская лабораторная работа №8
«Определение схемы электрической цепи в чёрном ящике».
Задание. Определить схему электрической цепи в чёрном ящике.
Оборудование: чёрный ящик, вольтметр, амперметр, источник напряжения.
Исследовательская лабораторная работа №10
«Линза»
Задание. Определить фокус линзы.
Оборудование: линза, свечка, лист бумаги.
Исследовательская лабораторная работа №11
«Неизвестная жидкость»
Задание. Определить показатель преломления неизвестной жидкости.
Оборудование: колба сферической формы с неизвестной жидкостью, миллиметровая бумага, два листа чистой бумаги.
Приложение 2
Исследовательские лабораторные работы
Возможно другое более подробное описание лабораторной работы, в котором указано задание, по пунктам расписан ход работы, поставлено несколько целей, которые должны быть достигнуты на разных этапах решения задачи, и даже есть некоторые подсказки по её решению. Такая задача представляется обучающемуся не менее сложной и трудоёмкой, хотя и в этом случае он может выстраивать свой собственный ход решения и даже, если позволяет время, предложить несколько способов её решения. Ниже приводится несколько примеров таких заданий и их возможные решения.
Исследовательская лабораторная работа №1
Скатывание теннисного шарика
В данной задаче вам предстоит изучить скатывание теннисного шарика с наклонного уголка. Известно, что время скатывания теннисного шарика с вершины наклонного уголка (рис. 1) определяется формулой:
t = А ( (sin()n/2,
где А постоянная установки, а п 13 EMBED Equation.3 1415 {- 2, - 1, 0, 1, 2}.
Определите значения величин А и п. Для этого соберите установку из бруска, положенного на стол, и опирающегося на него уголка.
1. Измерьте время скатывания шарика с вершины жёлоба для каждого значения sina несколько раз (не меньше 7). Данные занесите в таблицу 1. Рис. 1
Таблица 1
sin(
t1,c
t2, c
t3, c
t4, c
t5, c
t6, c
t7, c
tсредн, с
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
Усредните результат. Данные занесите в таблицу 1.
Подберите такое п, чтобы зависимость tсредн от (sin()n/2 была наиболее близка к линейной.
Постройте график этой зависимости на миллиметровой бумаге.
Определите из графика значение постоянной А.
Для каждой серии опытов с соответствующим sin( вычислите ускорение а шарика.
Постройте график зависимости ускорения а от ( в таких координатах, в которых эта зависимость линейна.
Оборудование. Уголок длиной L = 50 см, теннисный шарик, секундомер, линейка, брусок 5 см х 10 см х 20 см, 2 листа миллиметровой бумаги.
Возможное решение
Скатывание теннисного шарика
Из уравнения моментов следует, что ускорение шарика равно:
а = В ( sin(,
где В постоянный коэффициент, зависящий от угла между плоскостями, образующими уголок.
Пусть длина уголка равна L. Тогда время скатывания найдём из уравнения:
13 EMBED Equation.3 1415
Из (1) и (2) получим:
13 EMBED Equation.3 1415
Таким образом, график tсреди = f (sin () следует строить в координатах tcредн от (sin ()-1/2.
Коэффициент п = - 1.
Значение постоянной А зависит от особенностей установки.
Исследовательская лабораторная работа №5
Плотность подсолнечного масла
В данном эксперименте вам предстоит измерить плотность (м подсолнечного масла. Для этого отметьте на пробирке уровень А, выше которого площадь поперечного сечения пробирки остается постоянной. Примем точку А за начало отсчёта.
Налейте в пробирку немного воды и поместите её в сосуд с водой (рис. 3). Воды в пробирке должно быть столько, чтобы она плавала вертикально.
Пусть уровень жидкости внутри пробирки, отсчитываемый от точки А вверх, равен l1, а уровень воды в сосуде, отсчитываемый от той же точки А – l2. рис. 3
Постепенно наливая в пробирку воду, снимите зависимость l2 от l1.
Постройте на миллиметровой бумаге график данной зависимости.
Вылейте из пробирки воду и проведите аналогичные действия для подсолнечного масла.
Выведите аналитически зависимость l2 от l1 для произвольной жидкости плотностью ( в пробирке.
Используя экспериментальные данные, вычислите плотность (м подсолнечного масла.
Оцените погрешность полученного вами результата.
Примечание. Плотность воды (0 = 1000 кг/м3. Плотность подсолнечного масла (м находится в пределах 850-980 кг/м3.
Оборудование. Пробирка с наклеенной на внешнюю поверхность миллиметровой бумагой, ёмкость для жидкости, вода, подсолнечное масло, миллиметровая бумага для построения графиков.
Возможное решение
Плотность подсолнечного масла
Рассмотрим пробирку с налитой в неё жидкостью плотности (, плавающую в сосуде с водой. Пусть внутренняя и внешняя площади поперечного сечения равны соответственно S1 и S2. Обозначим за V1 и V2 внутренний и внешний объёмы части пробирки, расположенной ниже точки А, выбранной в качестве начала отсчёта. Запишем условие равновесия пробирки:
13 EMBED Equation.3 1415
где M - масса пустой пробирки. Отсюда получим:
13 EMBED Equation.3 1415 (5)
где а и b некоторые константы, не зависящие от l1 и l2.
Нальём в пробирку воду и снимем зависимость l1 и l2. Построим на миллиметровой бумаге соответствующий график. Как видно из формулы (5), эта зависимость линейна. По угловому коэффициенту определяем отношение S1/ S2:
13 EMBED Equation.3 1415
·
Повторим эксперимент, заполняя пробирку подсолнечным маслом. Построим график полученной зависимости. По угловому коэффициенту графика вычислим плотность (м масла:
13 EMBED Equation.3 1415
Окончательно получаем:
13 EMBED Equation.3 1415
Оценим погрешность найденного значения:
13 EMBED Equation.3 1415
Погрешности (a1 (a2 оценим из графиков.
Исследовательская лабораторная работа №7
Сопротивление графита
Используя предложенное оборудование, определите удельное сопротивление ( графита (грифеля карандаша).
Оборудование. Грифель от карандаша, вольтметр, резистор с известным сопротивлением R ( 10 Ом, батарейка АА. соединительные провода, миллиметровая бумага, двусторонний скотч.
Возможное решение
Сопротивление графита
Соединим последовательно резистор R0, графитовый стержень и батарейку, как показано на рисунке 5. Для включения в цепь стержня намотаем оголённые части проводов на его концы. Пусть сопротивление графитового стержня равно R.
С помощью вольтметра определяем падение напряжения Uo на резисторе с известным сопротивлением и напряжение U на стержне. Сопротивление образца рассчитываем по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415
С помощью миллиметровой бумаги измеряем длину графитового образца l. Приклеив на стол двусторонний скотч, кладём на него образец и прокатываем его по липкой ленте. Скотч нужен для того, чтобы грифель не проскальзывал. Сосчитав количество полных оборотов N, сделанных образцом, и измерив пройденный им путь L, определяем диаметр стержня:
13 EMBED Equation.3 1415
Поскольку сопротивление графитового стержня связано с размерами стержня и с удельным сопротивлением графита формулой:
13 EMBED Equation.3 1415
удельное сопротивление графита рассчитываем по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415
Исследовательская лабораторная работа №9
Удельное сопротивление раствора питьевой соды
Чистая вода слабо проводит электрический ток. Однако вода хорошо растворяет многие вещества, поэтому в неочищенной воде практически всегда присутствуют примеси, которые распадаются на ионы и увеличивают удельную проводимость раствора. Вам необходимо изучить зависимость удельного сопротивления ( раствора от массы растворённой соды.
Придумайте схему установки, с помощью которой можно определять (.
Измерьте зависимость силы тока в цепи от массы растворённой соды. Результаты занесите в таблицу. Следует измерить не менее восьми точек.
Постройте график зависимости I (т).
Для каждого значения т определите удельное сопротивление ( раствора соды.
Постройте график зависимости ((т).
Вам дан образец смеси соды и неизвестного непроводящего вещества.С помощью полученных данных определите массу соды в данном образце и удельное сопротивление раствора для данной массы.
Оборудование. Посуда для приготовления раствора, 10 навесов соды известной массы, образец со смесью соды неизвестной массы и непроводящего вещества, трубочка для коктейля, 2 медных провода, батарейка, амперметр, линейка.
Возможное решение
Удельное сопротивление раствора питьевой соды
Измеряем геометрические размеры трубки: длину L и диаметр d. Заполняем сосуд водой и размешиваем первый образец соли известной массы. Измеряем показанияамперметра. Повторяем опыт, добавляя к раствору новые порции соли известной массы.
Зная напряжение U батарейки, мы можем рассчитать сопротивление раствора в трубке:
13 EMBED Equation.3 1415
Его значение определяется геометрическими размерами трубки, поэтому удельное сопротивление можно рассчитать по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415
Строим необходимые нам графики.
Для определения неизвестной массы т и ((т) растворяем образец со смесью в чистой воде и считываем показания тока. По графикам определяем искомые величины.
Приложение 3
Дополнительные исследовательские лабораторные работы
В приложении приведены лабораторные работы, которые не вошли в данный курс, но они также были бы интересны продвинутым учащимся и могут быть выполнены ими на уроке физического практикума при наличии резервного времени или в домашних условиях.
Исследовательская лабораторная работа №13
«Шарики в глицерине»
Цель: исследовать зависимость скорости падения дробинок в глицерине от их радиуса. Построить график этой зависимости.
Оборудование: глицерин, мензурка, набор дробинок с различными диаметрами, линейка, микрометр, секундомер, миллиметровая бумага.
Исследовательская лабораторная работа № 14
«Плотность масла»
Цель: определить плотность масла.
Оборудование: сосуд с водой, сосуд с маслом, две стеклянные трубки, резиновая трубка, линейка, воронка, штатив.
Исследовательская лабораторная работа № 15
«Обыкновенный вольтметр»
Задание. Определить сопротивление обыкновенного школьного вольтметра.
Оборудование: вольтметр, два резистора с известным сопротивлением и точностью, неизвестный источник напряжения.
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native