Мастер-класс по Sandplay Песочные фантазии

КЛАСС ПО SANDPLAY «Песочные фантазии»

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! Когда то сказал великий педагог К.Д. Ушинский.
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. В подготовительной к школе группе, в которой я работаю, имеются дети, у которых есть трудности в общении со сверстниками и взрослыми, которые часто демонстрируют негативное поведение, такое как агрессия, чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. С целью педагогической коррекции негативного поведения возникла необходимость в создании коррекционно- развивающей программы эмоционального состояния детей «Песочные фантазий». Данная программа является авторской и рецензированной.
Песочная терапия показана для детей с психосоматическими заболеваниями; повышенной тревожностью, агрессивностью; замкнутостью ребенка; неврозом; стрессом как следствие сложных семейных или социальных конфликтов; для детей с особыми потребностями. Однако имеются и противопоказания по применению песочной терапии это:
эпилепсия; легочные и кожные заболевания; аллергическая реакция на пыль.
А теперь перейдем к практической части нашего мастер-класса. Итак, первый этап с которой начинается песочная терапия, называется мотивационной. Почему важные мотивационные игры, потому, что эти игры, во-первых, вызывают доверие к песку, во – вторых интерес к песку. Очень важно в процессе работы использовать музыкальное оформление.
А сейчас сделаем из нашего песка максимально высокую горку. Второй этап нашей работы, это создание песочного дождя. Возьмите в ладошки песок с сделайте дождик (показываю «низкий дождик», средний дождик и высокий дождик) и проследите, какой из дождиков для вас самый приятный. Приятно, вам нравиться? А теперь сделайте из песка ровный блинчик, в толщину с мизинчик. А теперь сделайте себе приятно и распишите свою тарелочку, используя два мизинчика одновременно, это необходимо для того, чтобы у нас работали оба полушария мозга.
Левое полушарие отвечает за способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной. Вы чувствуете, как меняется ваше настроение, у вас формируется доверие к песку, появляется мотивация. А сейчас из вашей тарелки сделайте квадрат. Вот кто в реальной жизни из тарелки может сделать квадрат, а в песочной терапии это возможно. А теперь в этом квадрате только отпечатками пальцев нарисуйте животное, которое больше всего похоже на вас. Получилось? Пусть ваш сосед отгадает, что вы нарисовали.
Только проведения мотивационных игр, можно переходить уже к коррекционным мероприятиям. Наиболее интересным, на мой взгляд, являются следующие коррекционные
·игры, это: пальчиковые походы, направленные на развитие мелкой моторики рук, игра «Разговор с руками”, целью которого является научить детей контролировать свои действия, игра «Злючка», направленная на коррекцию детских страхов.
Рассмотрим 1 игру «Пальчиковые походы. Нам необходимо разделиться на пары. Необходимо из песка сделать большой круг. Выбрать 2-3 игрушки и дать их потрогать партнеру. Необходимо ребенку объяснить, что сейчас он отправиться в пальчиковый поход и будет искать свою игрушку, но с закрытыми глазами. Игрушка будет находиться строго в песочном кругу. Итак один из партнеров отправляется в поход, очень мелкими шагами, и идет осторожно, прощупывая дорогу. При этом активируется огромный исследовательский интерес. Можно дать ребенку кисточку, палочки от мороженого, можно использовать ситечко, чтобы ребенок просеял игрушку.
Вторая игра, которая я думаю, будет интересной для воспитателей, это игра “Разговор с руками”.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Третья игра: « Злючка».
Взрослый предлагает ребенку на ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок песком до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.





Если успею, то техника «Учимся считать». 
Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету. 
Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза. 
Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. 
Постепенно увеличиваем количество кучек. 





Заголовок 115