Адаптированная программа по математике для детей с ОВЗ 4 класс


Управление по делам образования и здравоохранения
Администрации Курского района Курской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бесединская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Принята на заседании
Родитель:__________ педагогического совета
Протокол №_____ от ________2016г
«__»_______2016г.
Утверждена приказом №____
от «____»___________2016 г.
Директор школы________
Рабочая учебная программа
по математике
на уровне адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающегося с интеллектуальными нарушениями

Программа составлена
учителем начальных классов
I квалификационной категории
Гефнер Т.Г.
с. Беседино
2016 год
Пояснительная записка
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.
Данные рабочие программы разработаны  на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочие программы обеспечены учебными пособиями, рекомендованными (допущенными) приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы».
Программы составлены с учетом уровня обученности ребенка, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 4 класс под ред. М.Н. Перова.– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Место курса в учебном плане
В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе В.В Воронковой из расчета  6  часа в неделю, 204 часа в  год, 34 учебные недели. Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Цель программы обучения:
расширение у обучающихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи преподавания математики:
дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь обучающихся, обогащать её математической терминологией;
воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
коррекция нарушений психофизического развития детей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
Результаты изучения предмета (УУД):
-личностные: самоуважение, позитивная оценка себя; способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, управление своим поведением, представление о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, принятие и освоение социальной роли обучающегося, социально значимая мотивация к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей;
-предметные :элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления, начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений, навыки измерения, пересчета, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач, оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи, элементарные умения пользования компьютером.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Общая характеристика курса Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач. Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим. В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
1.Повторение. Нумерацию. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Разряд единиц, десятков, сотен. Разрядная таблица. Сложение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы.
2. Умножение и деление (повторение).
3. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.
4. Единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения.
5. Умножение и деление.
6. Все действия в пределах 100.
7. Геометрический материал.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам
Структура курса
Рабочая программа по математике рассчитана на 205 часа, 6 часов в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№ Тема раздела четверти Итого:
1 2 3 4 1 Повторение Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд 13 ч. 3ч. 2ч. 18ч.
2 Умножение и деление (повторение) 6ч. 11ч. 6ч. 32ч.
3 Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. 22ч. 22ч.
4 Единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения. 12ч. 10ч. 6ч. 28ч.
5 Умножение и деление. 20ч. 22ч. 16ч. 58ч.
6 Все действия в пределах 100. 13ч. 17ч.
7 Геометрический материал. 4ч. 4ч. 9ч. 3ч. 19ч.
8 Контрольные работы 3ч. 2ч. 3ч. 2ч. 10ч.
Итого: 51ч. 48ч. 58ч. 48ч. 204ч.
№п/п Тема урока Кол-во ча
сов стр. номера Дата
план Дата
Факт
1 четверть Нумерация. Повторение. 1 Нумерация чисел от 1 до 100.
1 3-4 1-10 2 Сложение и вычитание в пределах 20.
1 4-5 11-13 3 Таблица разрядов- сотни, десятки, единицы.
6-7 14-19 4 Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (на 1, 10). 1 8 20-26 5 Сложение и вычитание с переходом через разряд. 1 8-9 27,32-36 6 Четные и нечетные числа.
1 9 28-34 7 Сравнение чисел. Однозначные и двузначные числа. 1 10-11 35-40 8 Меры стоимости: рубль, копейка. Закрепление. 1 11-12 41-50 9 Входная контрольная работа 1 12-13 51-56 10 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 11 Меры длины: см, м, дм. Построение отрезков. 1 13-15 1-20 12 Решение примеров с именованными числами. 1 16 21-31 13 Проверка сложения вычитанием.
1 17 28-30 14 Решение составных задач. 1 18 33-42
15 Решение примеров и задач с мерами длины.
1 19 32-35 16 Порядок действий со скобками и без скобок.
1 20 1-11 17 Проверка сложения и вычитания.
1 21 12-18 18 Миллиметр. Вычерчивание отрезков заданной длины. 1 22 19-24 19 Углы. Виды углов. 1 23
25-30 20 Виды углов. Построение углов 1
23 31-34 21 Контрольная работа по теме: «Меры длины». 1 22 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 1 23 Таблица умножения и деления на 2.
Компоненты при умножении и делении. 1 24 1-7 24 Умножение и деление на 3. 1
25 8-12 25 Взаимосвязь деления и умножения. 1
26 13-15 26 Умножение и деление на 4 1
27 16-18 27 Решение примеров. 1
28 Умножение и деление на 5. 1
27 19-27 29 Решение задач 1
30 Порядок действий без скобок. 1
27 28-33 31 Порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах. 1 28 25-26 32 Решение задач на умножение и деление. 1 29 29-30 33 Решение задач. Табличные случаи умножения и деления на 2,3,4,5 1 34 Меры массы: кг,ц. 1 29-30 1-10 35 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы. 1 36 Решение задач на нахождение массы. 1 31
11-18 37 Решение задач. 1
38 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100. 1 32 19-33 39 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100. 1 33-34 40 Самостоятельная работа по теме: «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100». 1 41 Решение примеров вида: 24+6 1 34-35 34-38 42 Решение примеров вида: 24+16 1 35-36 39-44 43 Решение примеров со скобками и без скобок. Геометрические фигуры. 1 36 45-48 44 Решение примеров вида: 40-2, 30-12. 1 38 53-59 45 Решение примеров вида: 100-4. 100-28. С.р. 1 39 60-69 46 Решение составных задач. 1 40-41 70-79 47 Нахождение неизвестных компонентов. 1
41 80-87 48 Контрольная работа по теме: «Решение примеров разных видов". 1 49 Работа над ошибками. Связь действий сложения и вычитания. 1 50 Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 1 42 51 Решение задач и примеров изученного вида. Геометрический материал. 1 43-44 2 четверть 52 Сложение с переходом через разряд. Решение примеров вида: 59+4 1 45 1-6 53 Сложение с переходом через разряд. 1
4-7 54 Перестановка мест слагаемых. Счет по 5 до 50. 1 45 7-10 55 Составление задач по краткой записи. 1
46 11-16 56 Решение задач на нахождение цены, стоимости. Счет по 6 до 60. 1 47 19-25,14 57 Уменьшение числа на несколько единиц. Присчитывание и отсчитывание по 6. 1 47 58 Решение примеров с именованными числами. 1 48 59 Виды углов. 1
49 60 Письменное сложение. Счет по 7 до 70. 1
49 31-37 61 Письменное сложение. Счет от 8 до 80. Решение составных задач. Самостоятельная работа. 1 50 38-44 62 Вычитание с переходом через разряд. 1
51 1-7 63 Проверка вычитания сложением. 1
52 8-14 64 Вычитание с переходом через разряд. Счет от 9 до 90, от 90 до 9. 1 52 15-19 65 Письменное вычитание. 1
53 20-25 66 Решение составных задач. 1
54 26-29 67 Составление задач по краткой записи. 1
54 28-31 68 Письменное вычитание. Решение задач на нахождение остатка. 1
55 32-37 69 Решение примеров без скобок. 1
56 38-42 70 Решение примеров со скобками. 1
56 43-46 71 Построение прямоугольника. 1
57-58 47-58 72 Закрепление пройденного материала. 1 59-60 60-68 73 Контрольная работа. 1 74 Работа над ошибками Решение примеров со скобками 1 75 Умножение и деление числа 2. Решение задач. 1 61-62 1-14 76 Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2. 1 62-63 77 Умножение числа 3. Компоненты при умножении. 1 63-67 1-31 78 Умножение числа 3. Решение примеров и задач. 1 68 79 Деление на 3 равные части. 1 69 1-11 80 Взаимосвязь таблицы умножения числа 3 и таблицы деления на 3. 1 81 Решение задач на деление по 3. Компоненты при делении. 1 70-71 12-26 82 Решение задач деления на 3 равные части и по 3. 1 72 26-33 83 Умножение числа 4. Самостоятельная работа 1 73- 1-6 84 Переместительное свойство умножения. 1
74 7-11 85 Решение составных задач. 1 75-76 12-18 86 Закрепление решения примеров и задач. 1
77 19-35 87 Контрольная работа по теме « Умножение и деление». 1
88 Работа над ошибками.
Решение задач на умножение и деление. 1 89 Сравнение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз с простыми задачами на увеличение и уменьшение на несколько единиц. 1 78 90 Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. 1
79 1-10 91 Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. 1 80 92 Деление на 4 равные части. 1
81 1-11 93 Деление на 4 равные части. Решение примеров и задач. 1 81-82 94 Порядок действий со скобками и без скобок. 1
82 12-19 95 Сравнение выражений.
1
83 96 Решение задач на деление по 4. 1 83-84 21-26 97-98 Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга. 2 84-85 33-42 99 Решение примеров и задач. 1
86 100 Умножение числа 5. 1 86-87 1-9 101 Решение составных задач. 1 88-89 10-31 102 Деление на 5 равных частей. 1 90-92 1-20 103 Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 1 92-94 21-34 104 Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. 1 95-96 1-8 105 Проверочная работа по теме: « Увеличение и уменьшение числа в несколько раз». 1 97 106 Умножение числа 6. 1 97-99 1-16 107 Сравнение произведений. Решение задач. 1
100 17-25 108 Деление на 6 равных частей. 1 101-103 1- 109 Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6. 1 104-105 110 Связь деления с умножением. Решение задач.
1 106 1-6 111 Порядок действий в сложных примерах. 1
107 112 Длина ломаной линии. 1
107-108 113 Контрольная работа по теме: «Порядок действий в сложных примерах». 1
114 Работа над ошибками 1
115 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены Ц = С : К 1 108-109 1-7 116 Решение задач Вычисление цены Ц = С : К 1
117 Умножение числа 7. 1 109-113 1-36 118 .Деление на 7 равных частей. 1 113-114 1-33 119 Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. 1 115-116 120 Прямая линия. Отрезок. 1
117- 1-8 121 Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм. 1 118 122 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. 1 119- 1-9 123 Решение составных задач, решаемых двумя арифметическими действиями. 1 120 124 Самостоятельная работа. 1
125 Умножение числа 8. 1 120-123 1-28 126 Деление на 8 равных частей. 1 123-126 1-23 127 Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8. 1 127 128 Умножение числа 9. 1 128-129 1-20 129 Сравнение выражений. Решение составных задач. 1 129-130 130 Деление на 9 равных частей. 1 131-133 1-18 131 Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9. 1 132 Взаимное положение прямых и отрезков 1 133-134 1-8 133 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление числа на 5,6,7,8,9. 1 134 134 Работа над ошибками. Увеличение и уменьшение длины заданных отрезков на несколько ед-ц. 1 135 Умножение 1 и на единицу. 1
135 1-10 136 Деление на единицу. 1
136 137 Взаимное положение окружности, прямой, отрезка. 1 137-138 1-10 138 Умножение нуля и на нуль. 1
139 1-8 139 Решение примеров на умножение нуля и на нуль 1 140 140 Деление нуля. 1 140-142 1-30 141 Умножение и деление нуля и единицы
1 143 142 Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. 1 143 1-8 143 Составление и решение задач на нахождение цены, количества, стоимости. 1 144 144 Умножение числа 10 и на 10.
1 145-146 1-8 145 Повторение Самостоятельная работа. 1
146 146 Деление числа на 10. 1
147 9-18 147 Обобщение и закрепление знаний и умений по теме ««Умножение чисел 0, 1, 10 и деление на 1, 10.» 1 148 148 Меры времени. 1
149 1-14 149 Определение времени по часам. 1
150 150 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление числа 10 и на 10». Работа над ошибками 1 151 Работа над ошибками. Порядок действий в примерах без скобок. 1 152 Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. 1 151-153 1-46 153 Копейка, рубль – меры стоимости. 1 154-155 154 Повторение изученного материала. 1
156 155 Решение задач с мерами длины.
Построение отрезков заданной длины. 1 157 156 Секунда – мера времени. 1 158-160 47-58 157 Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени. 1 160-161 1-7 158 Взаимное расположение геометрических фигур. 1 4 четверть 159 Решение задач по таблице, краткой записи. 1 161-162 8-14 160 Составление и решение составных задач по краткой записи. 1 161 Решение примеров на порядок действий. 1 162 15-21,27 162 Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. 1 163 163 Решение задач по краткой записи. 1 163-164 22-30 164 Решение составных задач по краткой записи. 1 164-165 31-40 165 Проверочная работа по теме: «Решение составных задач по краткой записи» 1 165 166 Решение составных задач 1
166 4-15 167 Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. 1 168 Сравнение выражений с именованными числами. 1 167 16-21 169 Решение примеров с именованными числами. 1
167 22-24 170 Нахождение неизвестных компонентов. 1 169 39 171 Решение задач по краткой записи 1
170 29,42 172 Контрольная работа по теме: «Решение примеров с именованными числами». 1 170 173 Работа над ошибками.
Составные задачи, решаемые двумя арифмет. действиями. 1 174 Проверка сложения. Компоненты при сложении. 1 171-172 1-8 175 Проверка вычитания. Компоненты при вычитании. 1 172 9-17 176 Решение составных задач. 1
173 18-27 177 Решение примеров на все действия. 1 174-177 28-51 178 Деление с остатком. 1
179 Проверка деления с остатком умножением и сложением. 1 177-180 1-33 180 Решение примеров и задач, содержащих действия деления с остатком. 1 181 1-4 181 Треугольники. 1
182 5-9 182 Деление с остатком. 1 183
10-23 183 Решение примеров на порядок действий. 1 184
184 Определение времени по часам. 1 184-185 1-9 185 Решение составных задач. 1
186- 10-20 186 Решение примеров на порядок действий. 1
187 21-23 187 Контрольная работа по теме: «Все действия в пределах 100». 1 188 Работа над ошибками. Равенство боковых сторон, верхних и нижних оснований прямоугольника (квадрата). 1 189 Четырехугольники. 1 188-190 1-40 190 Сравнение выражений 1 191-192 11-17 191 Решение составных задач. 1 192-193 18-30 192 Деление по содержанию. 1
194 31-45 193 Построение прямоугольника и квадрата. 1
195 46-54 194 Именованные числа. Меры при изменении величин. 1 198 1-9 195 Порядок действий без скобок. 1 199 10-15 196 Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 1 199 16-24 197 Решение 1 200-201 198 Решение примеров 1 202-204 199 Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). 1 205-207 200 Составление и решение примеров на увеличение, уменьшение на несколько единиц и увеличение, уменьшение в несколько раз. 1 208-209 201 Составление и решение задач на деление на равные части по содержанию. 1 210-213 202 Решение задач. 1 214-215 203 Все действия в пределах 100.
Решение примеров. 1 216-218 204 Повторение изученного материала 1 219-221 Приложение
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а)дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
б)умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в)умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г)правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
Оценка «4» ставится ученику, если:
а)при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б)при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в)при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г)с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д)выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а)при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
б)производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в)понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г)узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью вопросов учителя;
д)правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихсяУчитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин)
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
3. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 не грубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.
4. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержаниемОценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки при решении задач
на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
5. Итоговая оценка знаний и умений учащихсяЗа учебную четверть (кроме первой четверти I класса) и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Математический диктант.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общегочисла.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общего числа.