УМК открытого урока по дисциплине ОДБ.07 Биология
Дата: 01 февраля 2007 г.
Учебно – методическая карта урока № 19.
Дисциплина: «Биология»
Тема раздела: «Основы генетики и селекции»
Тема урока: «Закон наследования Грегора Менделя»
Тип урока: комбинированный
Вид занятия: урок с элементами лекции, проблемного обучения, педагогического менеджмента с использованием технологий мультимедиа
Цели занятия:
образовательные:
сформировать знания о законах Г. Менделя;
раскрыть цитологические основы расщепления признаков, показать статистический характер явления расщепления;
продолжить формирование умения и навыков по использованию генетической терминологии и символики;
воспитательные:
способствовать формированию научного мировоззрения;
воспитывать уважение к труду;
развивающие:
формирование умений сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
способствовать развитию познавательных интересов;
развитие внимания, речи;
Межпредметные и внутрипредметные связи:
обеспечивающие:
дисциплина «биология» темы «Органоиды эукариотической клетки. Ядро», «Мейоз»;
дисциплина «математика» тема «Решение задач методом пропорции», формулы сокращенного умножения;
2. обеспечиваемые:
дисциплина «биология» практическое занятие № 2 «Решение генетических задач», урок № 24 «Селекция растений, животных и микроорганизмов»;
Обеспечение занятия:
Оборудование:
Проектор мультимедиа;
Семена гороха;
Таблицы «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание»;
Литература:
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. «Общая биология», М., изд. «Высшая школа», 1986;
Сивоглазов В. И., Сухова Т. В., Козлова Т. А., «Биология. Общие закономерности», М., изд. «Школа-Пресс», 1996;
Ход урока:
Структурные элементы урока, методы обучения
Подструктурные элементы
Дополнения
Организационный момент
Метод: собеседование
Проверка готовности группы и аудитории к уроку.
2 мин.
2. Ознакомление с планом проведения занятия, постановка целей и задач урока.
Метод: рассказ
Преподаватель знакомит студентов с ходом проведения урока .
План урока:
Проверка усвоения материала предыдущей темы;
Изучение новой темы «Законы наследования Грегора Менделя»;
Выполнение упражнений на закрепление;
Деятельностные цели для студентов:
Знать закономерности наследования при моно- и дигибридном скрещивании;
Уметь пользоваться генетической символикой и терминологией;
3 мин.
3. Проверка знаний.
Метод: индивидуальная самостоятельная работа студентов с последующей взаимопроверкой.
Терминологический диктант
Вариант I.
Участок молекулы ДНК, обуславливающий развитие одного признака это .
Признак, который проявляется у гибридов 1-го поколения это .
Система взаимодействующих генов называется ..
Способность организма приобретать новые признаки и свойства ..
Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена это .
Вариант II
Гены, ответственные за проявление одного признака называются.
Признак, который отсутствует у гибридов 1-го поколения это ..
Совокупность всех внешних признаков организма называется.
Способность организма сохранять видовые особенности и признаки ..
Организм, содержащий два разных аллельных гена это ..
7 мин.
4. Актуализация знаний.
Метод: фронтальный опрос.
Почему Г. Мендель выбрал для изучения закономерностей наследования горох?;
Что означает термин «чистая линия»;
Какие виды доминирования Вам известны, приведите примеры;
5 мин.
5.Изложение нового материала.
5.1 Сообщение студента
Метод: педагогический менеджмент.
5.2 Изложение нового материала
Метод: лекция сэлементами собеседования с использованием технологии мультимедиа.
5.3 Опорные точки урока.
6. Закрепление изученного материала.
Метод: индивидуально – фронтальный.
7. Выдача домашнего задания.
Метод: объяснительный.
8. Подведение итогов.
Метод: рассказ-анализ.
Грегор Мендель – основоположник генетики;
План лекции:
Моногибридное скрещивание и его закономерности;
Дигибридное скрещивание;
Анализирующее скрещивание;
Моногибридное скрещивание.
Распределение организмов с рецессив ными и доминантными признаками во втором поколении в определенном числовом соотношении;
Закон расщепления - второй гакон Г. Менделя;
Гипотеза чистоты гамет Г. Менделя, разработанная им для объяснения законов наследования;
Дигибридное скрещивание.
Единообразие гибридов первого поколения;
Расщепление признаков во втором поколении при дигибридном скрещивании, численное соотношение особей по фенотипу, разнообразие генотипов во втором поколении. Закон независимого наследования признаков, его цитологические основы;
Статистическая природа закона расщепления признаков;
Анализирующее скрещивание как способ выявления неизвестных генотипов животных и растений и его практическое значение;
Решение задач.
Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбузы, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки плодов. Какая окраска плодов арбуза может быть во втором поколении.
При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью и черных кроликов с мохнатой шерстью получено потомство: 25% черных мохнатых, 25% черных гладких, 25% белых мохнатых, 25% белых гладких. Определите генотипы родителей, потомства, тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки.
Стр. 113-120 (л. №1) или стр. 210-213 (л. №2);
Составить возможные типы комбинаций гамет тригетерозиготной особи
АаВвСс;
Задача №9 стр 294 (л. №1)
Подведение итогов работы студентов, выставление оценок с комментированием.
3 мин.
40 мин.
8 мин.
5 мин.
3 мин.
.
Заголовок 1Заголовок 215