Элективный курс подготовка к ГИА 2012
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Составитель курса: Лавров П.Н., учитель информатики МБ ОУ Газопроводская СОШ
Починки, 2012Пояснительная записка
Начиная с 2008-2009 учебного года выпускники 9-х классов некоторых регионов России в качестве одного из экзаменов по выбору могут сдавать экзамен по предмету "Информатика и ИКТ" в формате ГИА. Подготовка ГИА является актуальной как для учащихся, так и для учителей
Элективный курс: Подготовка к ГИА по информатике 2013
Классы: 9
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течении года, всего 34 учебных часа.
Цель курса: Систематизация знаний и умений по курсу Информатика и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования.
Задачи курса: Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать: положительное отношение к процедуре контроля в формате ГИА; представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения: работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом и практикой работе на компьютере.
Формы контроля: Тренинги по тематическим блокам.
Общая характеристика курса:
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 и 1.4 кодификатора), «Основные устройства ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов» (разделы 2.2 и 2.3 кодификатора), «Проектирование и моделирование» (раздел 2.5 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).
В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
Часть 3 работы является практическим заданием, проверяющим наиболее важные практические навыки курса информатики и ИКТ: умение обработать большой информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.
Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с такими категориями программного обеспечения, как электронная (динамическая) таблица и среда формального исполнителя, а не знание особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико – и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить свои способности.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем.
Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажным также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.
Половина учебного времени курса выделяется на конкретный тренинг учащихся по открытым материалам ГИА. Предлагаются аналогичные тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на экзамене тематических блоков.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса «Основные вопросы информатики» ученик должен приобрести следующие знания/умения:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/понимать/уметь
Уметь оценивать количественные параметры информационных объектов;
Уметь определять значение логического выражения;
Уметь анализировать формальные описания реальных объектов и процессов;
Знать структуру файловой системы и организацию данных;
Уметь представлять формульную зависимость в графическом виде;
Уметь исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
Уметь кодировать и декодировать информацию;
Уметь исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке;
Уметь исполнять простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке;
Уметь исполнять циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке;
Уметь анализировать информацию, представленную в виде схем;
Уметь осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию;
Иметь представление о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации;
Уметь записывать простой линейный алгоритм для формального исполнителя;
Уметь определять скорость передачи информации;
Уметь исполнять алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки;
Уметь использовать информационно-коммуникационные технологии;
Уметь осуществлять поиск информации в Интернете;
Уметь проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
Уметь написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке программирования;
Соответствие заданий ГИА (КИМ 2013)
Таблица 1
№ задания в ГИА
Тема
1
Информационный объем сообщений
2
Логические выражения
3
Анализ информационных моделей
4
Файловая система
5
Анализ диаграмм в электронных таблицах
6
Исполнители Чертежник, Черепашка
7
Шифровка и дешифровка сообщений
8
Оператор присваивания
9
Оператор цикла
10
Оператор ветвления
11
Анализ информационных моделей
12
Сортировка и поиск в базах данных
13
Перевод между двоичной идесятичной системами счисления
14
Исполнитель Вычислитель
15
Скорость передачи информации
16
Алгоритм кодирования цепочки символов
17
Адресация в Интернете
18
Поиск информации в Интернете
19
Расчет по формулам в электронной таблице
20-1
Исполнитель Робот
20-2
Программирование
Тематическое планирование (34 ч)
Раздел I: Лекционный материал. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА по информатике (1) ч)
1. Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике
Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета «Информатика и ИКТ» в контрольных измерительных материалах.
Комплект контрольных измерительных материалов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом).
2. Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса
Раздел II. Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам (33 ч)
1. Тематический блок «Информация и ее кодирование» (4ч)Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа,используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.
2. Тематические блоки «Алгоритмизация и программирование» и «Технология программирования», «Моделирование и компьютерный эксперимент» (11ч)
Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с развернутой формой ответа, используемых в части С.
5. Тематический блок «Основы логики» (4ч)
Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.
6. Тематические блоки «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии» (11ч)
Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.
7. Тренинг по вариантам (3ч)
Календарно-тематическое планирование
Таблица 2
№
Дата
Тема
Тип занятия
Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА по информатике (1 ч)
Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике
Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета «Информатика и ИКТ» в контрольных измерительных материалах.
Комплект контрольных измерительных материалов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом).
Лекция
Тематический блок «Информация и ее кодирование» (4ч)
Содержательное обобщение изученного материала.
Лекция
Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Решение задач
Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части 1.
Тестирование
Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части 2.
Тестирование
«Телекоммуникационные технологии» (3ч)
Содержательное обобщение изученного материала.
Лекция
Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Решение задач
Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части 2.
Тестирование
Тематические блоки «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», (8ч)
Содержательное обобщение изученного материала.
Лекция
Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Решение задач
Разбор заданий из демонстрационных тестов части 1,2.
Решение задач
Разбор заданий из демонстрационных тестов части 3
Компьютерный практикум
Разбор заданий из демонстрационных тестов части 3
Компьютерный практикум
Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части 1 и с краткой формой ответа, используемых в части 2.
Тестирование
Тренинг по части 3
Компьютерный практикум
Тренинг по части 3
Компьютерный практикум
Тематический блок «Основы логики» (4ч)
Содержательное обобщение изученного материала.
Лекция
Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Решение задач
Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Решение задач
Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части 1.
Тестирование
Тематические блоки «Алгоритмизация и программирование» и «Технология программирования», «Моделирование и компьютерный эксперимент» (11 ч)
Содержательное обобщение изученного материала.
Лекция
Содержательное обобщение изученного материала.
Лекция
Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов.
Решение задач
Разбор заданий из демонстрационных тестов части 1.
Решение задач
Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части 1.
Тестирование
Разбор заданий из демонстрационных тестов части 2.
Решение задач
Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части 2.
Тестирование
Разбор заданий из демонстрационных тестов части 3.
Решение задач
Компьютерный практикум
Разбор заданий из демонстрационных тестов части 3.
Решение задач
Компьютерный практикум
Разбор заданий из демонстрационных тестов части 3.
Решение задач
Компьютерный практикум
Тренинг по части 3
Компьютерный практикум
Тренинг по вариантам (3ч)
Тренинг по вариантам
Тестирование
Тренинг по вариантам
Тестирование
Анализ тренировочной работы
Список используемой литературы
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 298 с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. Задачник – практикум в 2 т. Том 1/ Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 309 с. : ил.
Информатика и ИКТ. Задачник – практикум в 2 т. Том 2/ Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 294 с. : ил.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 8 класс/Ю. Антонова – Вако, 2013. Серия КИМ
Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 9 класс/Ю. Антонова – Вако, 2012. Серия КИМ
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА 2011 г, 2012 г., 2013 г.
Спецификация экзаменационной работы по информатике единого государственного экзамена 2014 г
Приложение к спецификации: план экзаменационной работы 2014 года ГИА по информатике
Демонстрационный вариант 2012 г
Демонстрационный вариант 2013 г
Демонстрационный вариант 2014 г
15