Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

Один из вариантов реализации образовательных потребностей школьников в процессе обучения индивидуальный образовательный маршрут учащегося.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.
Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений:
неумение учиться;
отсутствие интереса к учёбе;
неуверенность в своих силах.
Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребёнку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий: - осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника; - осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося; - организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ. Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах : - индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя; - программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей; - качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
Использование индивидуального образовательного маршрута не только позволяет создавать условие для каждого конкретного ученика, но и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика. Анализ движения ученика по ИОМ позволяет учителю выяснить причины его слабой учебной мотивации или, наоборот, увидеть причины устойчивой положительной мотивации, что позволит впоследствии корректировать маршрут в соответствии с целью деятельности ученика.

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации
При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
В течении учебного года следует вести планомерную систематическую работу по реализации ИОМ, периодически проводить мониторинг динамики процесса, корректируя ИОМ, а в конце учебного периода подвести итоги совместно с участниками: родителями, обучающимися, педагогами.


1. Обоснование необходимости применения ИОМ.



2. ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Предметы
Оценки


1чет.
2 чет.
3 чет.
4 чет.
год

Русский язык







Литературное чтение






Иностранный язык (немецкий)






Математика







Окружающий мир






Музыка







Изобразитель-ное искусство






Физическая культура






Технология
( труд)










3.ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Всего
пропусков
за год
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть


по болезни
без причины
по болезни
без причины
по болезни
без
причины
по
болезни
без причины


-
-
-
-
-
-















































































































4.ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ


п\п
Мероприятие
Информационно-наглядное сопровождение
Сроки выполнения
Где используется

1.
Корректировка поурочного планирования на учебный год ( по четвертям ).
Поурочное планирование
По четвертям
Папка ИОМ

2.
Согласование ИОМ.
Папка ИОМ
Декабрь
Сообщение на педсовете

3.
Согласование плана работы с родителями.
Папка ИОМ
Ноябрь, апрель
Рейды на дом, индивидуальные беседы на родительском собрании.

4.
Создание презентаций
Презентации
По мере необходимости к урокам
На уроках

5.
Отбор методов и формы работы с учащимся на уроках.
Наглядности, дидактический материал
В течение года
На уроках, во время выполнения д\з

6.
Подбор занимательных материалов и игровых приёмов работы.
Наглядности, дидактический материал, схемы, кроссворды, ребусы
В течение года
На уроках, во время выполнения д\з

7.
Разработка карточек – заданий, тестов для контроля.
Дидактический материал, тесты
В течение года
На уроках, во время выполнения д\з

8.
Вовлечение во внеурочную деятельность по предметам, кружковой работе, участие в конкурсах.
Предметные олимпиады школьного и районного, всероссийского уровней
В течение года
Во внеурочное время, кружки

9.
Анализ реализации ИОМ.
Папка ИОМ

Апрель
Сообщение на педсовете




5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ИОМ. ( по четвертям )
1 четверть 2012 -2013 года.

п\п
Мероприятие
Результативность участия
Сроки выполнения
Примечания, выводы

1.





2.





3.



.

4.





5.





6.
















15