Конспект внеклассного занятия С хлебом всегда счастье
Общероссийский конкурс «Здоровьесберегающие образовательные технологии»
Разработка внеклассного мероприятия
Артемьева Н.И., Кожевникова О.А. – учителя начальных классов ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова
с. Старопохвистнево м.р. Похвистневский Самарской области
КЛАССНЫЙ ЧАС "С ХЛЕБОМ ВСЕГДА СЧАСТЬЕ!"
Цель: принятие обучающимися уважительного отношения к хлебу и людям, производящим хлеб, правил здорового образа жизни;
Задачи:
Способствовать овладению обучающимися начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
Совершенствовать умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;
Совершенствовать умения контролировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников
Оборудование: медиапроектор, подборка песен о хлебе, выставка хлеба разных сортов, заготовки для бутербродов: филе сёмги, сливочное масло,....
Звучит песня о хлебе. Выходят 3 ученика в центр класса:
Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция, жива
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого и настоящего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
4 ученик у выставки с хлебными изделиями:
Вот, он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведущий 1. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.
Ведущий 2. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.
Ведущий 1. - А как хлеб на стол пришел?
Ведущий 2. Вот об этом-то как раз начинаем свой рассказ.
(Ученики поочерёдно озвучивают слайдовую презентацию).
(слайд 1.) - Что стучите, мастера - золотые руки?
- Чиним, чиним трактора, точим, точим плуги.
(слайд 2.) Агроном в халате белом, чем он занят?
- Важным делом! Проверяет семена.
(слайд 3.) На дворе весна у нас, агроном сказал:
- Пора! Заводите трактора!
Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
Гребнем частым, борона, расчеши земельку!
Приготовим для зерна мягкую постельку.
(слайд 4.) Сеял сеятель старинный, из лукошка – решета.
(слайд 5.) Нынче сеялка – машина этим делом занята.
Роет борозды проворно, в них закладывает зерна,
(слайд 6.) Самолет над полем кружит.
Летчик сверху сыплет всюду
Удобрений порошок -
Урожаю – хорошо!
(слайд 7.) Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, и силища какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Как срезают все колосья очень острые ножи.
(слайд 8.) Вот шофер услышал, мчится,
Он гудит: “Иду-у! Иду-у!”
Лейся, теплая пшеница прямо в кузов, на ходу.
(С. Погореловский “Урожай”)
(слайд 9.) И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там, где зерно перетирают, мелят машины. Получается мука.
(слайд 10.) На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют в огромных грузовиках – муковозах. На баках написано “Мука”. (слайд 11.) А подадут свежий воздух, мука вместе с воздухом потечет по трубам на склад. А мы муку домой приносим в пакетах из магазина.
(слайд 12.) На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает.
(слайд 13.) Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста.
(слайд 14.) Дальше – печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.
(слайд 15.) Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб, с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Ведущий 1. Хлеб это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей речи очень мало: Мать, Родина, Хлеб Дума народная о хлебе, о чудесном даре Божьем выразилась и сохранилась в народной мудрости: в пословицах, поговорках, загадках.
Ведущий 2. Мы объявляем конкурс знатоков пословиц о хлебе. Каждой группе из слов в конвертах предлагается собрать пословицы и склеить их вместе. Выигрывает группа, собравшая раньше все представленные пословицы.
Хлеб - всему голова.
Бог на стене, хлеб на столе.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Худ обед, коли хлеба нет.
Дай хлеба край – так и под елью будет рай.
Хлеб - дар божий.
Каков у хлеба, таков и у дела.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Собранные пословицы прочитываются, объясняется смысл некоторых пословиц. После каждого конкурса проводится подведения итогов.
Ведущий 1. Я объявляю следующий конкурс «Отгадай загадку». У каждой группы есть листы с загадками. У вас всего 4 минуты, чтобы отгадать как можно больше загадок.
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато,
И кисло, и пресно,
И вкусно, и всем людям мило (тесто).
В долг зерно возьмет -
Каравай вернет (поле).
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят (колос).
Сто один брат все в один ряд,
Вместе связаны, стоят (снопы).
Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый (Хлеб).
Не море, а волнуется (поле).
Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило (Хлеб).
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят (Хлеб).
Круглобок и маслян он,В меру крут, посолен, -Пахнет солнечным теплом,Пахнет знойным полем (Хлеб).
Он идет волну сечет,
Из трубы зерно течет (комбайн).
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (Колос).
Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденьеНу и объеденье!
(Баранка или бублик.)Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят (Пирог) .Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.В нем тогда, таких как я,
Будет целая семья (Зерно).
На просторе в море хлеба
Замок с башнями до неба,
Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба (элеватор).
Овсом не кормят
Кнутом не гонят
А как пашет пять, плугов тащит (трактор).
Мнут и катают, в печи закаляют,Потом за столом режут ножом (Хлеб).
Ведущий 2. Русский человек всегда верил в святость хлеба, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением.
Ведущий 1. - Вспомните, что делают с хлебом, который мы не съедаем в школе?
Ведущий 2. - Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30*200= 6000 г=6 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 12 булок хлеба.
Ведущий 1. Наши предки говорили, что выброшенный человеком кусок хлеба поднимает черт. И после смерти человека, если выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то тот черт заберет его душу. Еще, по старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если его нечаянно уронишь, то подняв его надо не только бережно обтереть, но и поцеловать его и попросить прощения. Немалым грехом считалось растоптать хлеб.
Ведущий 2. Когда ты берешь в руки кусочек хлеба, помни, что совершается что-то великое: ты прикасаешься не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Все они создали это чудо своими руками. Их труд нелегок, его нужно уважать и беречь.Хлеб - это бесценное богатство.
1 ученик читает стихотворение.
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал”.
Ведущий 1. Сегодня точную дату появления хлеба в рационе человека не может назвать никто, однако большинство учёных считают, что первый хлеб получился у людей случайно, более 15 000 лет назад.
Ведущий 2. Однажды в поисках пропитания люди обратили внимание на зёрна злаков. Сначала они собирали их и ели, потом заметили, что зерно, случайно упавшее в землю, прорастает, и зёрен получается гораздо больше. Так люди начали выращивать злаковые культуры и употреблять их в пищу.
Ведущий 1. Постепенно люди научились измельчать зерно, готовить каши, зерновые болтушки и похлёбки, а потом лепёшки и хлеб. По мнению археологов, печёный хлеб появился около 7000 лет назад, когда часть злаковой болтушки случайно вылилась на камни очага и испеклась.
Ведущий 2. С тех пор прошли ещё тысячи лет, и сегодня выпечка хлеба – это настоящее искусство. Об истории хлеба можно написать не одну книгу, а сортов хлеба в мире стало столько, что легко заблудиться в их изобилии. Ведь только в России их несколько сотен, и всё время появляются новые: русские всегда считали хлеб своей главной пищей, и не просто пищей, а символом достатка и благополучия.
Выступают ученики, готовившие исследовательский проект про хлеб.
Ученик 1. С хлебом – всегда счастье. Но в последние годы стали много писать и говорить о том, что хлеб не так уж полезен, и даже советовать исключить хлеб из своего питания.
Ученик 2. Давайте попробуем разобраться, на чём основано это мнение? Зерно пшеницы – уникальный по своему составу продукт, собравший в себе почти всю таблицу Менделеева. В нём множество витаминов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], F, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие; большое количество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], хлор, натрий, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – перечислять пришлось бы долго.
Ученик 3. Однако все эти полезные и необходимые человеку вещества содержатся только в оболочке зерна и его зародыше. К сожалению, в процессе современной обработки зерна именно эта, самая ценная его часть попадает в отходы, а остаётся в основном крахмал и калории, из которых и состоит белая мука высшего сорта, считающаяся элитной.
Ученик 4. Из этой муки выпекают мягкий и пышный белый хлеб, а также булки и другие вкусные изделия. От всех содержащихся в необработанном зерне витаминов и минералов в такой муке остаётся едва ли 30%, да и они становятся практически неактивными через две недели. В результате в нашем рационе начинают преобладать пустые калории и крахмал, не обладающие никакой жизненной силой, однако способствующие накоплению в организме лишних жиров.
Ученик 5. У людей, постоянно употребляющих в пищу белый хлеб и изделия из муки высшего сорта, гораздо чаще развиваются и обостряются сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, эндокринные и онкологические заболевания.
Ведущий 1. Что же делать? Отказаться от хлеба?
Ученик 1. Не стоит этого делать. Главное – научиться выбирать хлеб правильно. Хлеб с добавлением ржаной муки – серый хлеб, усваивается медленнее, и содержит больше полезных веществ, чем белый хлеб. Поэтому он и не оказывает такого вредного влияния на наше здоровье.
Ученик 2. А ещё выбирайте цельнозерновой хлеб, выпекаемый по традиционным технологиям или бездрожжевой хлеб, хлебцы и хлеб из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Белый хлеб заменяйте хлебом из муки грубого помола, с добавлением различных зёрнышек и отрубей. Цельнозерновую муку можно покупать в магазинах "здорового питания" и выпекать не только хлеб, но и пироги.
Ученик 3. Самый полезный хлеб – это хлеб с отрубями. Отруби обладают свойством поглощать токсины и аллергены, способствуют укреплению иммунитета, снабжают наш организм клетчаткой, ценными белками и витаминами. Люди, предпочитающие хлеб с отрубями, гораздо реже страдают желудочно-кишечными заболеваниями, лишним весом и атеросклерозом, так как в этом хлебе содержится много никотиновой кислоты, необходимой организму для профилактики данных заболеваний.
Ученик 4. А вы знаете о том, что хлеб может заболеть? Из-за чего это происходит?
Ученик 5. Хлеб болеет - плесневеет чаще всего не из-за плохого хранения, а из-за использования зараженной муки. Пораженный плесенью хлеб употреблять не стоит, даже если вы срежете плесневелые участки, хлеб всё равно останется поражён плесенью. Такого рода микроорганизмы имеют структуру нитей и способны проникать глубоко в продукт.
Ученик 1. Картофельная болезнь хлеба - это когда внутри булки на второй день хранения образуется белая липкая масса с неприятным запахом. Хлеб в таком случае становится опасным для здоровья и совершенно непригодным для пищи. Заразиться, конечно, от такого хлеба практически невозможно: картофельная палочка не является патогенной для человека. Да и любой здравомыслящий человек такой хлеб есть не станет.
Ученик 2. Чтобы хлеб не испортился, его нужно правильно хранить. Не стоит хранить хлеб в полиэтиленовых пакетах (за счет испарения воды из хлеба, создаются условия повышенной влажности, что и является причиной появления плесени). Лучше всего храните буханки хлеба в чистой деревянной или эмалированной посуде, летом - в холодильнике.
Ведущий 2. А сейчас подошло время для самого интересного. Открывается наша «Классная кулинария». Для каждой группы, на которые поделён наш класс одно задание: приготовить бутерброды с хлебом. Всё, что вам для этого нужно есть на ваших столах.
Демонстрация приготовленных бутербродов. Исполняются «Весёлые частушки:»
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.
Меня дома берегут,
Блины овсяные пекут,
Рыбу жарят – окуньки,
Чтоб любили пареньки.
Мальчик знает хорошо,
Жить без хлеба нелегко.
На него он налегает,
И здоровье укрепляет.
Наши руки крендельки,
Щёки – словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Вы не пейте газировки,
Не балуйте с чипсами.
Соки, фрукты, каша, хлеб –
Вот хороший вам обед.
Мимо нашего буфета
Я спокойно не хожу.
Как услышу запах хлеба,
Сразу руки мыть бегу.
Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра.
Очень весело проходят
С вкусным хлебом вечера.
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Много раз уже звучала
Для ребят такая речь:
Хлеб у нас – всему начало,
Мы должны его беречь!
Все: Уважение по праву
Заслужил он на земле.
Наша гордость, наша слава –
Хлеб румяный на столе.
ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА!
Ученики угощают друг друга и гостей хлебными изделиями, бутербродами и ватрушками.
ЛђЗаголовок 1|ђЗаголовок 2АђЗаголовок 315