Календарно-тематическое планирование курса География. Россия: природа, население, хозяйство
Календарно-тематическое планирование курса "География. Россия: природа, население, хозяйство"
9 класс ( 68 часов; 2 часа в неделю)
Социальная и экономическая географии России.
Программа: Примерная программа основного общего образования по географии России.
Составитель: Соболева Е.Б.
Учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство» (УМК «Сферы», В.П.Дронов, Л.Е. Савельева) 2010 г.Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы и хозяйства самой большой страны материка Евразии России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География. Земля и люди» (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная часть данного курса комплексная географическая характеристика России. На основе формирования представлений у учащихся о каждом компоненте природы страны, их взаимосвязей рассматриваются комплексы «природа население хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон.
Главная цель курса сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения главной цели курса изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;
сформировать представления о территориальной организации России в целом и отдельных ее составляющих; географических аспектах современных социально-экономических проблем страны;
продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих социально-ответственному поведению в российском пространстве;
продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Календарно-тематическое планирование курса «География. Россия: природа, население, хозяйство».
№п/п
Дата
Название
темы урока
Элементы обязательного минимума образования
Планируемые результаты подготовки учащихся
Домашнее задание
Раздел 1. Хозяйство России - 29 часов
Тема 1. Общая характеристика хозяйства – 7 часов.
1-2.
Особенности хозяйства России.
Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны. Секторы хозяйства. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Практическая работа №1 «Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства».
Новые понятия и представления: структура хозяйства, отрасли хозяйства, легкая и тяжелая промышленность, межотраслевые комплексы. Учащиеся должны уметь:- называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;- объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.
§1
3.
Географическое положение России как фактор развития хозяйства.
Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения РФ.
Новые понятия и представления: геополитическое и геоэкономическое положение страны.
Учащиеся должны уметь:- определять ГП РФ и его влияние на развитие хозяйства.
§2, к/к 4-5
4.
Человеческий потенциал России.
Человеческий капитал. Оценка и географические различия качества населения.
Новые понятия и представления: человеческий капитал, ИЧР.
Учащиеся должны уметь:- выявлять различия районов РФ по ИЧР.
§3
5.
Трудовые ресурсы и экономически активное население.
Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». География трудоспособного населения, территориальные различия в уровне его занятости.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять термины: трудовые ресурсы, экономически активное население,
- выявлять причины безработицы.
§4
6.
Природно-ресурсный потенциал России.
Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов РФ».
Новые понятия и представления: природно-ресурсный потенциал.
Учащиеся должны уметь:
- называть виды природных ресурсов,
- определять районы наиболее богатые природными ресурсами.
§5
7.
Производственный потенциал.
Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Новые понятия и представления: состав производственного капитала.
Учащиеся должны уметь:
- определять районы с различной долей производственного капитала.
§6
Тема 2. Промышленность – 11 часов.
8.
ТЭК. Топливная промышленностьУгольная промышленность.
Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность - "старейшая" отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы. Практическая работа №3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов».
Новые понятия и представления: ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район.Учащиеся должны уметь:- называть отрасли, входящие в состав ТЭК;- объяснять изменения структуры потребляемого топлива;- называть и показывать главные районы добычи угля.
Стр.22, §9
9-10.
Нефтяная и газовая промышленность
Нефтяная и газовая промышленность – основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.
Учащиеся должны уметь:- называть и показывать главные районы добычи нефти и газа;б) районов производства поступающей продукции;- объяснять значение нефти и газа для российской экономики.
Стр.23-29,
к/к 6-7/1
11-12.
Электроэнергетика.
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды.
Новые понятия и представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций.Учащиеся должны уметь:- называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций;- объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.
§10, к/к 6-7/2
13-14
Машиностроительный комплекс.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Практическая работа №4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».
Новые понятия и представления: специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение.Учащиеся должны уметь:- называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры;- объяснять новые термины, особенности размещения машиностроения, значение отрасли в хозяйстве страны.
§11, к/к 6-7/4
15.
Черная металлургия.
Состав, место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Новые понятия и представления: концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.Учащиеся должны уметь:- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;- объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.
§12, к/к 6-7/3
16.
Цветная металлургия.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:- приводить примеры и показывать на карте главные районы цветной металлургии;- объяснять влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.
§13
17.
Химическая промышленность.
Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.
Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи.Учащиеся должны уметь:- называть и показывать главные районы химической промышленности;- объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.
§14, к/к 6-7/5
18.
Лесная промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи.Учащиеся должны уметь:- показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы;- объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения;
§15
Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс – 4 часа.
19.
Сельское хозяйство. Растениеводство.
Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. География основных отраслей. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.
Новые понятия и представления: с/х угодья, земледелие, технические культуры.Учащиеся должны уметь:- называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/х угодий;- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.
§16-17,
к/к 10-11/1,2
20.
Животноводство.
Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства.
Новые понятия и представления: товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства.Учащиеся должны уметь:- выделять и называть подотрасли животноводства;- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства.
§18, к/к 10-11/3
21-22.
Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность
Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. Особенности их развития. География пищевой и легкой промышленности. Практическая работа №5 « Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».
Новые понятия и представления: АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения.Учащиеся должны уметь:- называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;- объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности.
§19,
к/к 10-11/4,5*
Тема 4. Сфера услуг – 6 часов.
23-24.
Транспорт.
Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны.
Новые понятия и представления: транспортная инфраструктура.Учащиеся должны уметь:- приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения;- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.
§20,
к/к 8-9/1-3, 4-5*
25.
Связь
Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов связи: основные линии связи.
Новые понятия и представления: информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь. Учащиеся должны уметь:- приводить примеры современных видов связи;- сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.
§21, проект
«Наукоград Дубна»
26-27.
Наука и образование
Состав, место и значение в хозяйстве. География науки: основные районы, центры, города науки и технополисы.
Новые понятия и представления: критерии развития науки, технополис, наукоград.
Учащиеся должны уметь:- объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы.
§22
28.
Социальная сфера.
Состав, место и значение в хозяйстве. Географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Новые понятия и представления: социальная сфера.
Учащиеся должны уметь:- выявлять основные проблемы социальной сферы.
§7-23, стр.86.
Обобщение и контроль знаний – 1 час.
29.
Обобщение и контроль знаний по разделу "Хозяйство России".
Особенности географии различных отраслей хозяйства.
Основные умения: чтение и анализ графических и статистических материалов, тематических (отраслевых) карт; объяснение межотраслевых и внутриотраслевых связей, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, тесных взаимосвязей природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.
Раздел II. Районы России - 34 часа
Тема 5. Европейская часть России - 23 часа
30.
Европейская и Азиатская части России
Особенности географического положения, природы, хозяйства и жизни населения. Место региона в социально-экономическом развитии страны. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- объяснить причины различия климатических условий макрорегионов,
- определить особенности развития хозяйства макрорегионов.
§24
31.
Географическое положение и природаЕвропейского Севера
Состав и особенности ГП. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района.
Учащиеся должны уметь:- объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;- показывать на карте моря, давать их географические описания по картам;- показывать на картах природные объекты, определяющие своеобразие района;- давать оценку ЭГП района.
§25-26,
к/к 14-15/1-4,5*
32.
Население Европейского Севера.
Численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Культурное наследие Севера. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура. Практическая работа №6 «Описание одного из природных или культурных памятников Севера».
Учащиеся должны уметь:- объяснять особенности размещения городов ЕС,
- определять демографические проблемы ЕС,
- называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера;- объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
§27, п/р №6.
33.
Хозяйство ЕС.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны.
Учащиеся должны уметь:- объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.
§28,
к/к 16-17/1-4,5*
34.
Северо-Западная Россия
ГП и природа. Характер поверхности. Климат. Озерный край Северо-Запада. Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь:- показывать состав и границы территории, основные природные объекты;- называть факторы, определяющие ЭГП.
§29-30, проект Санкт-Петербург - "вторая столица" России
35.
Население.
Численность, естественный прирост, традиции и культура. Качество жизни населения. "Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России.
Учащиеся должны уметь:
- перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы,- называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города.
§31
36.
Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.
Влияние ГП на статус "морской столицы". Изменение Петербургом своего ЭГП. Санкт-Петербург - центр хозяйственной жизни Северо-Запада.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации;- называть отрасли специализации.
§32,
к/к 16-17/1-4,5*
37.
Калининградская область
Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области. Практическая работа №7
« Выявление и анализ условий для развития хозяйства области»
Новые понятия и представления: анклав, портовое хозяйство. Учащиеся должны уметь:- показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск;- оценивать ЭГП Калининградской области.
Конспект
38.
Центральная Россия: состав, географическое положение. Особенности природы.
Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико -, экономико - и политико-географическое) положение. Природные ландшафты.
Новые понятия и представления: физико-, экономико- и политико-географическое положение.Учащиеся должны уметь:- называть и показывать на карте: границы района, древние города, основные природные объекты;- объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России.
§33-34,
к/к 18-19/1,3
39.
Центральный район: особенности населения.
Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения.Народные промыслы ЦР.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте состав и границы Центрального района;- перечислять факторы, определяющие ЭГП района;- перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района.
§35, к/к 18-19/5*
40.
Хозяйство Центрального района
Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства.Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг.
Новые понятия и представления: база индустриализации.Учащиеся должны уметь:- называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств;- объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района.
§36,
к/к 18-19/2,3,4*
41.
Москва - столица России
Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация.
Новые понятия и представления: инновационный центр.Учащиеся должны уметь:- называть главные направления хозяйственного развития города;- объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;- выделять на карте Московскую агломерацию.
Конспект
42.
Московская область.
ГП области и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь:- называть главные направления хозяйственного развития области;- определять экологические проблемы.
Анализ карт атласа
43.
ГП и природные условия Северного Кавказа
Состав района, границы, ФГП и ЭГП. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Природные ресурсы. Значение южных морей России.
Учащиеся должны уметь:- называть и показывать субъекты РФ в составе района;- показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района;- определять ГП и ЭГП района;- объяснять особенности ГП района и природные различия его западной и восточной частей.
§37-38, к/к 22/1,2
44.
Народы Северного Кавказа
Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте субъекты РФ в составе Северного Кавказа и их столицы;- объяснять различия национального состава населения равнинных, предгорных и горных территорий
§39, к/к 22/5*
45.
Хозяйство Северного Кавказа
АПК, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону - самый крупный город Северного Кавказа.
Учащиеся должны уметь:- называть и показывать по карте крупные города Северного Кавказа;- определять показатель специализации по статистическим данным;- объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.
§40, к/к 22/3,4*
46.
Географическое положение и природа Поволжья
ГП и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы. Практическая работа №8 «Сравнение ГП Поволжья и ЕС и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство».
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте субъекты РФ в составе Поволжья, природные объекты, определяющие своеобразие района;- объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;- определять ЭГП района.
§41-42
47.
Население Поволжья.
Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте города Поволжья, объяснять причины их возникновения,
- показывать на карте субъекты РФ в составе района.
§43
48.
Хозяйство Поволжья.
Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте города Поволжья, объяснять причины их возникновения,
- называть отрасли специализации района;
- показывать на карте субъекты РФ в составе района.
§44,
к/к 20-21/1-4,5*
49
Географическое положение и природаУрала.
Состав района. Специфика ГП. Урал как природный и экономический район. Предуралье и Зауралье.Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств.
Учащиеся должны уметь:- показывать и называть субъекты РФ в составе района;- показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;- объяснять особенности природы Урала;
- давать оценку ЭГП района.
§45-46,
к/к 24-25/1-4
50
Население. Города Урала.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Рисунок размещения городов Урала. Крупнейшие города Урала, их особенности.
Новые понятия и представления: старопромышленный район.Учащиеся должны уметь:- определять национальный состав населения Урала,
- объяснять особенности географии городов Урала
§47, к/к 25/1
51
Этапы развития и современное хозяйство
Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.
Учащиеся должны уметь:- определять показатель специализации по статистическим данным;- объяснять сложившуюся структуру хозяйства,
- сравнивать районы Урала по природным условиям и хозяйственному развитию;- называть и объяснять экологические проблемы Урала;- оценивать перспективы развития Урала.
§48, к/к 25/5,
Вопросы в тетради
52
Обобщение знаний по теме "Европейская часть России"
Общие черты географических районов Европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь.
Новые понятия и представления: качество окружающей среды.Учащиеся должны уметь:- называть общие черты и проблемы развития географических районов;- сопоставлять показатели специализации географических районов;- объяснять природные и социально-экономические особенности районов Европейской части России;- называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов.
Вопр.4 стр.203
Тема 7. Азиатская часть России - 10 часов.
53
ГП, природные условия и ресурсы Западной Сибири
Состав территории, ГП. Западносибирская равнина, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района;- давать оценку ЭГП района;- называть и объяснять природные особенности Западной Сибири, их отличия от природы Европейской части.
§49-50, к/к 26/1-3
54
Население Западной Сибири
Формирование этнической карты Западной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими.Характер заселения территории.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте географические районы на территории Сибири;- называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций.
§51, к/к 26/1
55
Хозяйство Западной Сибири
Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы;- объяснять развитие черной металлургии;- называть и объяснять отрасли специализации Западной Сибири.
§52, к/к 27/4,5
56
ГП, природные условия и ресурсы Восточной Сибири.
Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте состав территории;- называть природные ресурсы и показывать районы их распространения;- определять и оценивать ЭГП района;- объяснять сложные природные условия;- показывать объекты, определяющие природную специфику района.
§53-54,
к/к 28-29/1-3
57
Население Восточной Сибири
Формирование этнической карты Восточной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими.Характер заселения территории. Практическая работа №9 « Анализ взаимодействия природы и человека на примере Восточной Сибири»
(к/к 28-29/4).
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте географические районы на территории Сибири;- называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций, религий.
§55, к/к 26/5
58
Хозяйство Восточной Сибири
Внутренние различия в хозяйственном развитии района.Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь:- называть отрасли специализации, определять их показатели по статистическим данным;- объяснять внутренние различия в хозяйственном развитии района;- показывать на карте промышленные центры;- объяснять возникновение экологических проблем региона;- сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, выявлять черты сходства и различия.
§56
59
ГП Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы.
Состав территории. ДВ, его границы как природного и экономического района. Особенности ПГП и ЭГП, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Современные границы района. ДВ - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы.Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте состав территории Дальнего Востока, его границы;- объяснять своеобразие ГП ДВ;- называть и показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района;- объяснять специфику природных условий;- называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых.
§57-58,
к/к 28-29/1-3,
сообщения на тему «Быт и традиции народов Дальнего Востока».
60
Население Дальнего Востока
Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока.Отличительные особенности современного населения.
Учащиеся должны уметь:- показывать субъекты Федерации на карте;- объяснять характер расселения коренных народов и всего населения Дальнего Востока, используя карты народов и плотности населения;- приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока.
§59 к/к 30/1
61
Хозяйство района
Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности.Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.Практическая работа №10 Сравнение географического положения ДВ и Восточной Сибири и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Учащиеся должны уметь:- показывать на карте крупные города Дальнего Востока;- определять показатель специализации района по статистическим данным;- объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока.
вопросы в тетради
62
Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"
Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические).Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны.Сравнение западных и восточных районов России.
Учащиеся должны уметь:- находить необходимые источники географической информации для работы;- объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны;- объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;- оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития восточных районов.
Вопросы стр.200
Обобщение знаний по разделу "Районы России" – 1 час.
63
Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России"
Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские и т. д. "Лицо" района, его роль в стране. Уровень развития районов, методы его измерения. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности.Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика.
Новые понятия и представления: уровень развития района, региональная политика.Требования к подготовке учащихсяУчащиеся должны уметь:- приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;- объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.
Вопрос 6 стр.268
Раздел 3. Россия в мире – 2 часа.
64
Россия и мировое хозяйство.
Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике. Практическая работа №11 «Анализ показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным».
Новые понятия и представления: внешние экономические связи, экспорт, импорт.Учащиеся должны уметь:- объяснять структуру экспорта и импорта России;- объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;- оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.
§61
65
Россия в системе мировых транспортных коридоров.
Основная цель создания транспортных коридоров. Перспективы формирования транспортных коридоров для повышения мировой значимости России.
Новые понятия и представления: транспортный коридор, международный транзит, трансконтинентальная транспортная системаУчащиеся должны уметь:- оценивать современное состояние и перспективы России в системе мировых транспортных коридоров.
66-68
Резерв
Заголовок 115