Технологическая карта урока по русскому языку на тему Значение и употребление имён прилагательных в речи
Чернова Ирина Юрьевна,учитель начальных классов
МОУ «Вёлсовской» ООШ
Технологическая карта урока русского языка
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Тема урока: Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: повторить изученное о роли имени прилагательного в речи.
Задачи урока:
Совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные.
Способствовать повторению изученного о роли имени прилагательного в речи, его грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли.
Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомятся с ролью имён прилагательных в речи; со способами образования имён прилагательных; их синтаксической ролью в тексте.
Научатся: образовывать однокоренные имена прилагательные от имён существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имён прилагательных в речи.
Получат возможность научиться: называть морфологические признаки имён прилагательных в тексте; указывать согласованность имени прилагательного с именем существительным (в роде, числе, падеже).
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе данной темы; определять круг своего незнания.
Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции и договариваться с людьми, придерживающихся другого мнения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражения уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы.
Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями, картонные заготовки для цветика-семицветика.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Организация начала урока
(1 мин.)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.
- Дети, вам тепло?
-В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?
-Уже закончился урок?
-Только начался урок?
-Хотите учиться?
-Значит, можете садиться!
- Друг другу улыбки подарите
И свою работу тихонько начните.
Дети, стоя, приветствуют гостей.
- Да!
-Да!
-Да!
-Нет!
-Да!
-Да!
Личностные: осознавать личностный смысл учения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
(5 мин.)
Минутка чистописания
(3-4 мин.)
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
- Прочитайте задание. Какие буквы вы вставили в слова?
- Какие имена прилагательные, подходящие по смыслу, вы подобрали к каждому имени существительному?
- Назовите окончания имён прилагательных.
Хорошо, молодцы! С домашним заданием справились.
А теперь давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число.
Читает отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:
«Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит»
- Какое время года описывает Ф.И.Тютчев в своём стихотворении?
- Посмотрите в окно. Наши деревья тоже стоят неподвижны.
- Скажите, а чем ещё нам запоминается зима?
- Всё правильно. В сильные морозы у нас появляются рисунки на окнах. Давайте тоже поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так:
(запись на доске):
зЗз зЗз
декабрь, январь, февраль
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают имена прилагательные, выделяют их окончания.
Сладкая малина, белое облако, интересная беседа, старый шофёр, тяжёлый багаж, свежая газета, деловой костюм, большой завод.
Записывают число в тетрадях.
Зиму.
Морозами, метелью, пургой, праздниками, рисунками на окнах и т.д.
Записывают соединения букв и слова в тетради.
Личностные: осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания.
Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку.
Регулятивные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности.
Мотивация учебной деятельности
(2 мин.)
- Ребята, а какое время года любите вы?
- А теперь давайте представим, что на улице не зима, а лето. И мы с вами вышли на лесную тропинку. Чтобы нас всегда окружала красота и было тепло, я предлагаю вам вырастить своими руками цветики-семицветики. А что это за цветочки с таким необычным названием?
- Правильно. Как известно, эти цветы могут исполнить желание. А чтобы вырастить наши цветы, одних рук бывает мало. Поэтому сегодня на уроке вы в основном будете работать в группе.
- Кто согласен начать работу, поднимите руку. Вы сможете оценить свою работу во время нашей прогулки с помощью карты успеха. Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус). Пять плюсов – ваша оценка 5,
4 плюса – 4 и т.д.
Ответы учащихся.
- Они исполняют самые заветные желания.
Ребята поднимают руки
Знакомятся с картой успеха
Личностные: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять критерии оценивания.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Сообщение темы урока
(3-4 мин.)
Итак, мы в лесу. Посмотрите вокруг себя. Вы видите множество предметов. Давайте их назовем.
- Как вы думаете, если мы будем рассказывать кому-либо об этих предметах и понятиях только называя их, у слушателя сложится полное представление?
- А как вы думаете, почему?
- Правильно. Когда мы хотим рассказать о том, как выглядит тот или иной предмет, мы описываем его (каков он?) Согласны?
- Правильно. Отгадайте загадку:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Какая часть речи может о себе так сказать?
- Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?
- Сформулируйте тему и цель нашего урока.
- Молодцы! Сегодня мы не только повторим все известные нам сведения об имени прилагательном, но, и, анализируя тексты, определим роль имён прилагательных в речи.
Ответы учащихся:- дерево, трава, птицы, ягоды, и др.
- Нет
- Потому что мы только называем их, но не говорим, какие они.
- Описать предмет, явление – значит рассказать о его признаках.
- В загадке говорится об имени прилагательном.- Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает.
- уточнить роль имён прилагательных в нашей речи; научиться находить имена прилагательные в тексте.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять критерии оценивания.
Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Первичное закрепление знаний
Наблюдение над языковым материалом
(работа в группе)
(3 мин.)
Работа по учебнику
(Упр: 6)
мин.)
Задание 1. Ребята, а теперь вы получаете первое задание.
Нам нужно подготовить почву для посадки наших цветов и тщательно её полить. Для этого необходимо приложить все ваши старания.
- Составьте из следующих словосочетаний определение имени прилагательного:
отвечает на вопросы «какой?», «чей?»;
обозначает признак предмета;
самостоятельная часть речи.
- Дайте определение имени прилагательного.
- Молодцы! Почва готова!
- Поставьте в свою карту успеха «+» или «–» в зависимости от правильности выполненного задания.
Задание 2. Ожидание первых всходов – дело долгое и утомительное. Но мы можем ускорить процесс, если выполним следующее задание.
- Откройте учебники на стр.6. Найдите упр.6. Прочитайте его.
- Какой частью речи является каждое из однокоренных слов?
- По каким признакам вы определили эти части речи?
- Выпишите словосочетания с именами прилагательными.
- Обсудите в группе, всё ли правильно вы сделали. Проверьте свои ответы друг с другом.
- Хорошо, молодцы! Поставьте нужный знак в карту успеха.
Составляют «почву» для цветика-семицветика.
- Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».
Один ученик читает упражнение.
- Среди однокоренных слов есть имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия.
Называют признаки каждой части речи: что обозначает, на какие вопросы отвечает.
Выписывают словосочетания.
Взаимопроверка.
Регулятивные: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли; предвидеть последствия коллективных решений.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности.
Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; самостоятельно делать выводы.
VI.Физкульт- минутка
(2 мин.)
- А теперь давайте немножко отдохнём после тяжёлой работы.
Физкультминутка. Игра «Что какое? Кто какой? »
- Ребята, в этой игре вы можете использовать только имена существительные и имена прилагательные. Повторяться нежелательно. Ход игры:
(первый вопрос может быть любой).- Какого цвета сегодня небо?- голубым бывает что?- васильки бывают какими?- хрупким может быть что?- счастье может быть каким?- настоящим может быть кто?и т.д.
- Молодцы! Все быстро и верно отвечали.
В игре принимает участие каждый ученик.
- голубое- васильки- хрупкими- счастье- настоящим- человеки т.д.
Личностные: ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать «образец хорошего ученика»; владеть навыками сотрудничества.
VII. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению знаний и умений
(6 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание 3. - Ребята, чтобы наши всходы чувствовали себя уютно, необходимо много света и влаги. Давайте поможем им, выполнив творческую работу. Перед вами текст. Давайте прочитаем его без имён прилагательных.
- Интересный получился текст?
- Какова роль имён прилагательных в тексте?
А давайте сделаем его интересным. Ниже у вас есть слова для справок. Вставьте нужные слова в пропуски.
Спишите текст, вставляя пропущенные слова.
Ниже даны слова для справок.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Самопроверка по слайду.
- Хорошо, и с эти заданием справились.
Поставьте знак в карту успеха.
Один ученик читает текст вслух.
Нет.
- Делают его более образным, придают эмоциональную окраску.
Учащиеся выполняют задание на листочках, вставляют пропущенные слова.
Читают тексты.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
VII. Включение в систему знаний и повторения
Работа по карточкам
(5 мин.)
Задание 4. Ребята, мы уже близки к заданной цели. Осталось нам полить наши всходы удобрениями, чтобы наши цветы росли долго и приносили радость людям. Закрепим наши знания.
- У вас на столе карточка. Прочитайте задание.
Анализирует задание вместе с учащимися.
Приглашает одного из учащихся разобрать имя прилагательное по составу, остальные выполняют задание на карточке.
- Заполните карту успеха.
Читают задания на карточке.
Вставляют пропущенные буквы по очереди, выделяют корень, подчёркивают имена прилагательные, разбирают по составу.
Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(4-5 мин.)
Молодцы, ребята! Я думаю, что всем не терпится посмотреть на наш цветок. Посмотрите на доску. Вы видите в серединке жёлтый кружочек. Напоминает ли это цветок? Чего не хватает?
Попробуйте сделать выводы.
Задание 5.
- Вы видите на своих столах разноцветные лепестки. Среди них есть такие, которые нужны нам для нашего цветика-семицветика. Найдите их и закрепите вокруг жёлтой серединки.
(учитель воспроизводит вслух написанное)
- Оцените свою работу на уроке, заполнив карту успеха.
- Нет.
- Не хватает лепестков.
выводы могут быть такими: - Цветок не может быть без лепестков. Также и прилагательное рука об руку шагает с существительным, соглашаясь с ним во всем и не споря (т.е. согласуясь в роде, числе и падеже).
Лепестки заполнены следующим образом:- украшают речь,- придают предмету или явлению образность,- описывают предмет,- изменяются по родам, числам и падежам,- в предложении являются второстепенным членом,
- и другие.
Выставляют оценку, согласно карте успеха.
Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку.
Коммуникативные: слушать и понимать других; участвовать в работе группы, распределять роли; предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
X. Домашнее задание
(2 мин.)
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, даёт сопутствующие комментарии.
Внимательно слушают, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности.
Карта успеха
Фамилия учащегося________________________________
Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Твоя само-оценка
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Работа со взаимопроверкой в группе
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Активно участвовал в проведении поиска необходимой информации
Карта успеха
Фамилия учащегося________________________________
Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Твоя само-оценка
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Работа со взаимопроверкой в группе
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Активно участвовал в проведении поиска необходимой информации
Карта успеха
Фамилия учащегося________________________________
Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Твоя само-оценка
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Работа со взаимопроверкой в группе
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Принимал активное участие в группе в поиске решения
Активно участвовал в проведении поиска необходимой информации
Рисунок 4Рисунок 4Рисунок 115