Разработка урока по географии Миграции населения
Тема: «Миграции населения».
Цели урока: • Выявить особенности миграций в России. • Сформировать представление о том, как миграции изменяют состав населения. • Сформулировать проблемы, связанные с миграциями в России. Основное содержание: миграции. Виды миграций. Влияние миграций на изменение численности населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. Способы действия учащихся: проанализировать статистические материалы, работать с текстом и картой § 7, записать в тетради новую информацию. Ценностный компонент урока: значение миграций в экономических, социальных и культурных процессах России, роль миграций в судьбе конкретного человека, его семьи. Проверка домашнего задания: 1.Как и почему изменялась численность населения России? 2.Объясните, почему население России сокращается. 3.В каких районах России находятся республики с наибольшим числом коренного населения?
4.Верующие каких народов, помимо русского, исповедуют православную религию?
Изучение нового материала: Переселение людей из одних районов проживания в другие называется миграцией населения. Слово «миграция» произошло от латинского migration — передвижение, перемещение. Соответственно переселенцев называют мигрантами. Учитель задает учащимся вопросы: «Каково значение миграций? Кто в первую очередь готов к переезду на новую территорию?» При объяснении нового материала важно подчеркнуть экономическое значение миграций (способствуют территориальному перераспределению людей, освоению новых территорий) и роль миграций в межэтническом взаимодействии. Обсуждая вопрос о видах миграций, учащиеся вычерчивают схему.
Схема 1
Затем учащиеся приводят примеры различных видов миграций, преобладающих в своем населенном пункте (селе). Для того чтобы установить, как изменилось направление миграций в России в конце XX в., учащиеся анализируют карту (рис. 13 на с. 41 учебника). При обсуждении вопроса, влияют ли миграции на состав населения, учитель обращает внимание учеников на необходимость уважительного, толерантного отношения к мигрантам со стороны каждого из нас. На основе статистических данных своего региона учащиеся выясняют, какие миграционные процессы происходят сейчас в нем. Домашнее задание: 1) изучить § 7; 2) ответить на вопросы параграфа1-6.